Эксперты, прототипные нормы и меньшинства
Эксперты
Что можно сказать относительно влияния эксперта? С точки зрения теории самокатегоризации, эксперт (или лидер ) — это человек, который наилучшим образом представляет групповое согласие (груп-
повой консенсус). Некоторые люди более компетентны, удачливы, пользуются большим доверием и более способны, чем другие, и их именно так и воспринимают. Разные представители одной и той же категории в разной мере отражают ее идентичность, и для оценки степени отличия индивидуума от того, кто отражает ее с максимальной полнотой, теория самокатегоризации использует такое понятие, как «прототипичность», заимствованное из работ Роша (Rosch, 1978), посвященных категоризации. Иными словами, существуют индивидуальные различия между представителями одной категории, которые и определяют, в какой мере они «олицетворяют» группу как единое целое; при этом какой-то человек может быть воспринят как отличный от индивидуального «Я» другого человека, если это способствует лучшему выражению их общей социальной идентичности. Идея уровней тождественности самому себе позволяет понять, почему эксперт может быть отличным от чьего-либо персонального «Я», будучи в то же самое время более похожим на наше общее «Я» (на самом деле — именно потому, что они действительно таковы), присущее нашей общей социальной категории. Необходимо понять связь этого утверждения с подходом Московичи (см. главу 4) к экспертам как к людям, олицетворяющим те интернализированные социальные ценности и социальные институты, которые они представляют. Например, мы прислушиваемся к советам врача, потому что он признан обществом как приемлемый представитель современной медицинской науки — института, приверженного тем же ценностям, которым привержены и мы сами (например, вере в науку и ее нормативные процедуры). Ниже приводятся несколько простых примеров, иллюстрирующих базовую идею, согласно которой другой человек может лучше представлять собственно группу, к которой я принадлежу, чем я сам смогу представить1.
1 Когда кто-то становится самым «типичным представителем» группы (в данной категории), то он и будет ее прототипом (точнее, его мнение относительно данного аспекта будет прототипом групповой нормы относительно данного аспекта). Другими словами, мнение «эксперта» является решающим в данном вопросе, оно будет прототипом групповой нормы, т. е. ляжет в ее основу. Например, если обсуждается вопрос о легитимности учреждения религиозных праздников, то мнение сЛамого религиозного среди нас человека (не фаната, а человека, подкованного в отношении религиозных обрядов и одновременно следующего им) и будет принято за основу в групповом вердикте. — Примеч. науч. ред.
2 30 Глава 6. Дуалистическая модель, самокатегоризация.
Эксперты, прототипные нормы и меньшинства 2 3 1
Прототипные нормы
Исходя из того, что разные члены одной группы в разной степени представляют внутригрупповые нормы и что эти нормы становятся атрибутами социальной идентичности, можно объяснить такое явление, как групповая поляризация. Давайте представим себе, что члены какой-то группы приходят к консенсусу и что эта согласованная позиция и представляет собой то общее, что у них есть. В такой ситуации самым влиятельным будет тот человек, который наилучшим образом представляет это «общее». Наше относительно традиционное утверждение заключается в том, что люди проявляют тенденцию к конформности по отношению к согласованной позиции группы, к позиции, которая воспринимается как отражение общих взглядов всех членов группы. Однако из него вовсе не следует, что согласованная позиция — это средняя позиция, как традиционно считалось (хотя в некоторых случаях согласованная и средняя позиции совпадают). Согласованная позиция определяется сторонниками теории самокатегоризации не как средняя позиция, а как прототипическая позиция, позиция, которая наилучшим образом представляет группу как единое целое.
Прототипичность членов группы легко определить с помощью принципа метаконтраста. Чем больше человек отличается от членов другой группы и чем меньше он отличается от членов своей группы, тем лучше он представляет последнюю. Например, по своим политическим взглядам члены консервативной партии Великобритании должны отличаться от членов лейбористской партии Великобритании, но они не должны становиться настолько «правыми», чтобы начать существенно отличаться от членов консервативных партий других стран. Для любого параметра сравнения частное от деления средней воспринимаемой разницы между членом группы (объектом сравнения) и членом другой группы на среднюю воспринимаемую разницу между объектом сравнения и другими членами его группы показывает его репрезентативность, т. е. это показатель того, насколько объект сравнения — по данному параметру — представляет свою группу (в сравнительном контексте). Человек с наивысшим показателем прототипичности (с наивысшим показателем репрезентативности) в наилучшей степени отражает согласованную позицию группы.
В некоторых случаях наиболее прототипическая позиция (в дальнейшем мы будем называть ее прототипом) и средняя позиция членов группы, выявленная в ходе предварительного тестирования, со-
впадают, в некоторых — прототип менее радикален, а в некоторых более радикален, чем средняя позиция. Что именно происходит с группой — имеет ли место социальная конформность (в том смысле, что достигается консенсус на средней позиции), либо поляризация или деполяризация (группа смещается в сторону, противоположную средней позиции) — зависит от того, как воспринимается прототип: как совпадающий со средней позицией, выявленной во время предварительного тестирования, как более радикальный, чем она, или как менее радикальный. Полагают, что в основе всех трех явлений лежит один и тот же процесс — конформность по отношению к прототипу, — и что единственное отличие между ними — воспринимаемая позиция нормы относительно среднего, выявленного в ходе предварительного тестирования.
Степень совпадения внутригруппового прототипа с внутригруп-повым средним или несовпадения с ним определяется отношением между распределением внутригрупповых реакций и компаративным контекстом, внутри которого группа «позиционирует» себя. Если изменяется контекст сравнения, изменяется и относительная прототипичность членов группы.
Рассмотрим пример, в котором члены группы (Ч) занимают но какому-то вопросу среднюю позицию по сравнению с членами другой группы (Д). Ясно, что член группы £ будет лучшим ее прототипом и что члены группы DHF— одинаково прототипичны. Не нужно делать никаких расчетов, чтобы понять: член группы Е наименее отличен от остальных членов своей группы и наиболее отличен от членов другой группы:
Отношение к группе | Д | д | д | ч | Ч | ч | д | д | д |
Члены группы | А | В | с | D | Е | F | с | я | ч |
Позиция на шкале | -4 | -3 | -2 | -2 | + 1 | + 2 | + 3 | + 4 |
Если сместить компаративный контекст в правую часть шкалы так, как показано ниже, т. е если сместить членов группы влево, мы увидим, что член группы D значительно выигрывает в относительной прототипичности по сравнению с Fn более радикальная позиция становится более нормативной, чем средняя позиция:
Отношение к группе | Ч | Ч | Ч | Д | д | д | д | д | д |
Члены группы | D | Е | F | G | я | ч | / | к | |
Позиция на шкале | .. 1 | + 1 | + 2 | + 3 | + 4 | + 5 | +6 | + 7 |
2 3 2 Глава 6. Дуалистическая модель, самокатегоризация...
Коэффициенты прототипичности для всех членов группы определяются делением средней абсолютной разницы между ними и членами другой группы на среднюю абсолютную разницу между ними и другими членами группы (по шкале). Например, индекс прототипичности члена группы D равен: среднему расстоянию междуD и членами другой группы [(3 + 4 + 5+ 6 + 7 + 8):6 = 5,5], деленному на среднее расстояние между D и членами его группы [(1 + 2): 2 = 1,5], т. е. 5,5:1,5 = 3,67. Точно также можно рассчитать и индекс прототипичности члена группы F= 3,5:1,5 = 2,33. Сравнив этот пример с первым примером, в котором D = 2, а Е=3, мы увидим, что «экстремист» D — с точки зрения относительной прототипичности — начинает приближаться к Е (индекс прототипичности D = 3,67, а индекс прототипичности Е=4,5:1 =4,5).
Если же сместить систему отсчета влево, а членов группы — вправо, мы увидим: то, что было средней позицией F(+l), теперь стало экстремистской и более прототипичной позицией группы:
Отношение к группе | Д | Д | Д | Д | Д | д | ч | Ч | Ч |
Члены группы | и | V | W | X | Y | Z | D | Е | F |
Позиция на шкале | -7 | -6 | -6 | -4 | -3 | -2 | -1 | + 1 |
В качестве конкретной иллюстрации подобных «смещений» рассмотрим следующий пример. Представьте себе социал-демократическую партию, приверженную капиталистическим ценностям. Если эта политическая партия сравнит свою платформу с платформами правых и левых экстремистов, то окажется, что она занимает «среднюю», центристскую позицию: подобное позиционирование является следствием политических взглядов «среднего» члена социал-демократической партии. Теперь представьте себе, что эта партия вступила в альянс с правым крылом консервативной партии и что этот альянс столь успешен, что стал новой политической «точкой отсчета». Теперь уже наиболее прототипичный член социал-демократической партии более не будет занимать в альянсе среднюю позицию, а окажется в его левом «крыле». По сравнению с консерваторами социал-демократы будут рассматривать и позиционировать себя как левое крыло альянса (но не «очень левое»). Если же социал-демократы вступят в союз с левым крылом социалистической партии, по сравнению с ее членами они будут воспринимать себя как политиков, придерживающихся более правых взглядов.
Эксперты, прототипные нормы и меньшинства 2 3 3
Среднему значению позиций членов любой группы, выявленному в ходе предварительного тестирования, свойственна тенденция к тому, чтобы при сравнении с другими (группами) быть наиболее прототипичной для данной группы, и чем меньше это значение отличается от средней позиции, тем более оно прототипично (см. первый из трех примеров, представленных выше). Это утверждение справедливо и для тех ситуаций, в которых сравнительный контекст определяется исключительно позициями членов группы, т. е. тогда, когда члены группы не делают межгрупповых сравнений, а сосредоточены исключительно на том, чем они отличаются друг от друга. В подобной ситуации средней внутригрупповой позиции по определению будет свойственна тенденция к совпадению с центральной точкой шкалы.
По мере того как внутригрупповые реакции проявляют тенденцию к смещению (вследствие изменений в группе и/или в социальном контексте) в сторону экстремальной позиции любого сравнительного контекста (например, в экстремальной позиции членов другой группы), более радикальные реакции начинают превосходить по прототипичности более умеренные реакции. По сравнению с разницами в средних позициях средние внутригрупповые разницы будут увеличиваться, а средние межгрупповые разницы — уменьшаться. Более вероятной становится ситуация, при которой наиболее прототипичная реакция будет более радикальной («по величине»), чем средняя, но направлена в туже сторону. По мере смещения внутри-групповых реакций в сторону радикализма становится более вероятной ситуация, при которой «экстремисты» «начнут сбиваться в кучу» на крайней точке шкалы (если исходить из того, что существуют пределы экстремизма индивидуума), результатом чего станет увеличение их средних внутригрупповых и уменьшение их средних межгрупповых различий.
При подобной трактовке групповой поляризации возникает один вопрос: есть ли в обычном исследовании групповой поляризации «другие группы», аналогичные тем, которые мы использовали для создания сравнительного контекста? Можно ответить: да, они есть, но в неявном виде. Они подразумеваются в шкалах ответов, которые используются для оценки установок испытуемых. Шкала ответов представляет собой символическую репрезентацию общей точки отсчета, которая субъективно заметна в условиях эксперимента. Она отражает взаимное расположение различных реакций различных людей на обсуждаемую проблему, которые могут быть получены и о которых
234 Глава 6. Дуалистическая модель, самокатегоризация...
Эксперты, прототипные нормы и меньшинства 235
известно, что они получены. Например, когда Московичи и Завалло-ни изучали отношение учащихся к Шарлю де Голлю (Moscovici & Zavalloni, 1969), использованная ими шкала не описывала различные аспекты личности президента Франции; более вероятно, что она ранжировала в определенном порядке различные реакции людей на один и тот же социальный объект (от «за» до «против»), а это не стимуль-ный параметр, а параметр социального сравнения.
Причина, по которой мы можем осмысленно использовать подобную шкалу, и причина, по которой такое использование может быть полезным, заключается в том, что мы знаем о существовании в действительности людей, настроенных «за» и «против». Сказанное справедливо и в отношении некоторых более ad hoc решений. Когда, исходя из шкалы, мы решаем проявить большую или меньшую склонность к риску или, будучи членом жюри присяжных, решаем проявить суровость или снисходительность, мы осознаем, что другие люди не только могут принимать иные решения, но и принимают их. Если бы это было не так, то не было бы необходимости принимать решение ни в целой шкале, ни даже в ее части. Шкала в том виде, в каком она используется, представляет собой неявное отражение социальной реальности. Люди, не входящие в данную группу и придерживающиеся других или противоположных взглядов, не исчезают ни из реальной жизни, ни из наших представлений о ней просто потому, что они не присутствуют в лаборатории.
Когда при проведении обычного эксперимента по групповой поляризации мы используем для ответа шкалу и говорим о том, что мы думаем, мы одновременно говорим и о том, чего мы не думаем. Мы идентифицируем себя с другими людьми, имеющими такую же точку зрения, говоря, кем мы являемся и кем — нет. Мы не являемся людьми, находящимися вне нашей группы, людьми, которые в данной ситуации реагируют иначе, не так, как мы. А это значит, что возможно использовать шкалу внутригрупповых ответов как более или менее прямое выражение внутри- и межгрупповых различий, воспринимаемых испытуемыми в данной ситуации.
Теперь читателю должно быть понятно, почему условия, при которых внутригрупповой прототип отличается от среднего значения, выявленного в ходе предварительного тестирования, или совпадает с ним, соответствуют основным экспериментальным данным, полученным при изучении групповой поляризации: именно превалирующая тенденция группы наилучшим образом прогнозирует направление и
величину «экстремизации». Средняя позиция, выявленная в результате предварительного тестирования, потому напрямую прогнозирует направление и величину разницы между прототипической и средней позициями, что она выражает связь между внутригрупповой и социальной системами отсчета.
Известно, что прототип изменяется в зависимости от сравнительного контекста, внутри которого группа позиционирует себя. Поскольку социальная идентичность есть результат сравнения, а значит, изменяется при изменении сравнительного контекста, внутри-групповые нормы тоже являются результатом сравнения и изменяются при изменении социального контекста. Поляризация — это всего лишь конвергенция внутри специфического группового контекста. Поляризация как выход за пределы средней позиции — это не движение в сторону от общего для группы, а к нему, поскольку социальная категорийная идентичность определяется не средней, а прототипической позицией. Люди приближаются к тому, чем определяется их принадлежность к одной категории как к единому целому и что отличает эту их категорию от других категорий.
Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что внутригрупповой прототип имеет тенденцию быть более радикальным, чем средняя позиция, установленная в ходе предварительного тестирования, но равнонаправленным (т. е. по мере того, как некая группа смещается на шкале в сторону «за», возрастает вероятность того, что ее прототип станет даже более «за», чем изначальная средняя позиция); о том, что поляризация связана со степенью смещения групп в сторону этих радикальных прототипов, и о том, что члены группы действительно оценивают свою согласованную позицию как более радикальную по сравнению с их средней позицией, выявленной в ходе предварительного тестирования в надлежащих условиях (Masckie, 1986; McGarty et al., 1990). Людям также свойственна тенденция к большей поляризации, когда они категоризируют себя как группу или когда членство в группе проявляется достаточно отчетливо, чем когда они выступают в качестве отдельных индивидуумов (Spears et al., 1990; Turner etal., 1989). Результаты других исследований позволяют предположить, что, изменяя подразумевающуюся точку отсчета и определяя новую прототипическую позицию группы, можно изменить как направление поляризации, так и трансформировать конвергенцию в поляризацию в экспериментах по сценарию Шерифа (Abrams et al., 1990; Hogg & Turner, 1989; Hogg et al., 1990).
23 6 Глава 6. Дуалистическая модель, самокатегоризация...
Единая теория 23 7
Меньшинства
Из теории самокатегоризации не следует, что люди всегда проявляют конформность. Индивидуум может рекатегоризировать себя, группу и/или ситуацию. Альтернативный путь заключается в том, чтобы найти возможность оказать влияние на свою группу, добившись консенсуса на базе собственной позиции, т. е инициировать процесс влияния меньшинства. В отличие от модели конфликта, предложенной Московичи, теория самокатегоризации в своей трактовке влияния меньшинства основывается на гипотезе, согласно которой, для того чтобы оказать влияние, меньшинство должно восприниматься и должно представлять себя частью группы, а не «чужаками», подгруппой, пронормативной и достигшей согласия. Если конфликт с меньшинством превращает внутригрупповое разногласие во внутригрупповой конфликт, прямое влияние меньшинства уменьшается. Мне представляется, что именно с этим явлением и столкнулись авторы тех исследований влияния меньшинства, которые обнаружили, что прямое влияние меньшинства меньше его непрямого, косвенного, влияния. На самом деле социальный конфликт не усиливает, а ослабляет прямое влияние меньшинства.
Многие результаты исследований влияния меньшинства подтверждают справедливость этого утверждения. Усилению прямого влияния меньшинства благоприятствует скорее гибкость, проявляемая меньшинством в процессе переговоров, нежели жесткий, конфликтный стиль его поведения (стиль, благоприятствующий социальной изоляции), сплоченность меньшинства и большинства и их принадлежность к одной группе (меньшинство все еще в основном «на нашей стороне») и пронормативная позиция меньшинства (согласие с большинством в отношении его более значимых норм, а не подчеркивание личного «девиантства»). Конверсия меньшинства зависит от того, «индивидуализирует» ли оно себя, «психологизирует» или ка-тегоризирует как находящихся вне группы людей или считает себя сплоченной, согласованной и единодушной подгруппой, разделяющей более значимые нормы и ценности группы как единого целого.
Можно только повторить, что такое понятие, как «разные уровни самоидентичности», помогает нам понять, как подгруппа, не совпадающая с группой с точки зрения какого-то одного уровня, может быть между тем ее частью с точки зрения другого, более высокого уровня. В условиях, когда проводятся межгрупповые сравнения, не-
согласие меньшинства может привести к тому, что индивидуум начнет воспринимать его представителей как людей, не похожих на его «Я», как не принадлежащих к его группе «девиантов», и тем самым уменьшит его влияние. В более широком контексте, однако, когда выполняются внутригрупповые сравнения, то же самое меньшинство может быть воспринято скорее как «часть нашей группы», чем как часть «их группы», как люди, разделяющие «наши» основные взгляды и имеющие общие с «нами» ценности. Чтобы меньшинство смогло оказать прямое влияние, оно должно представить новую, отличную от уже известной точку зрения, которая не приведет к тому, что оно будет категоризировано как «другая группа». Весьма непросто объяснить, почему непрямое, косвенное, влияние меньшинства более заметно, чем его прямое влияние. Не исключено, что косвенное влияние меньшинства отражает сдвиг от внутригруппового к межгрупповому контексту, в результате чего входящие в состав меньшинства индивидуумы определяются как члены группы в более широкой ситуации, т. е. в контексте рассмотрения более фундаментальных ценностей.
Мысль о том, что индивидуальное тестирование и социальная валидизация — взаимосвязанные аспекты социальной когниции, означает, что теория самокатегоризации не просто модель конформности или влияния меньшинства. Никого нельзя «заставить» видеть реальность так, а не иначе. Индивидуум всегда свободен в том, чтобы иметь собственный взгляд на мир, отличный от взгляда группы, но если его точка зрения не найдет поддержки хотя бы у части членов его группы, он будет чувствовать себя неуверенно.
Единая теория
Теория самокатегоризации — единый теоретический базис, на основании которого можно объяснить различные аспекты такого феномена, как социальное влияние. Нормализация, конформность и инновация — это процессы влияния, связанные с формированием, поддержанием или изменением внутригрупповых (групповых) норм. Как поляризация, так и сближение позиций членов группы (конвергенция на некоей центральной тенденции) — это движение к групповым нормам в изменяющихся сравнительных условиях. Сдвиг к внутри-групповой норме не является ни «нормативным», ни «информационным» в старом смысле этих слов. Различие между нормативным
23 8 Глава 6. Дуалистическая модель, самокатегоризация...
и информационным влиянием заменено представлением о том, что базовым процессом влияния становится процесс, при котором нормативная позиция людей, категоризируемых индивидуумом как похожие на него, субъективно воспринимается им как валидная'. Ва-лидность информации (психологически) устанавливается внутри-групповыми нормами. Люди смещаются в сторону убеждающей их информации, но убеждающей не может быть любая абстрактная информация, оторванная от социального контекста: информация будет убеждающей лишь в той мере, в какой она была валидизирована через ее использование для достижения внутригруппового консенсуса. Аргументы имеют информационную валидность, а позиции других людей — социальную ценность лишь в той мере, в какой они представляют общие реакции членов группы как единого целого, что, в свою очередь, является следствием социального сравнения и самокатегоризации в социальном контексте. Теория самокатегоризации предлагает общий подход к объяснению социальной ценности и информационных процессов.
Подобная трактовка информационного влияния весьма существенно отличается от теории информационной зависимости. В основе теории самокатегоризации лежит предположение, что психологическое формирование группы представляет собой основу влияния, а не его результат. Согласно теории зависимости, неоднозначность стимула — причина неуверенности индивидуума в себе и его информационной зависимости от других людей, которая, становясь основой влияния, и приводит к образованию социальных норм и групповой структуры. Однако мы нашли, что образование группы — необходимое предварительное условие влияния. Социальная категоризация других людей как идентичных собственному «Я», как приемлемой для социального сравнения референтной группы приводит к возникновению общих ожиданий согласия. Неуверенность и доступность влиянию возникают именно тогда, когда эти ожидания не оправдываются.
Тем не менее важно помнить, что власть и влияние — разные явления. Однако тот, кто пытается объяснить их различие, противопоставляя друг другу такие понятия, как «нормы» и «информация», заблуждается. Различие между властью и влиянием связано с различием между «Я» и «другими». Социальная категоризация индивидуумом других как отличных от его собственного «Я», т. е. как людей, не входящих в «его» группу, означает, что он не предполагает ни
Дополнительная литература 23 9
попадать под их влияние, ни соглашаться с ними, ни испытывать неуверенность, столкнувшись с их взглядами, не совпадающими с его собственными. Власть — единственное средство, с помощью которого такие люди могут навязать свое мнение. Под властью мы понимаем такие процессы социального контроля над личностью, к помощи которых прибегают лица, которых данная личность категоризирует как отличных от нее самой. Иными словами, власть противонорма-тивна, а влияние — нормативно. Теория самокатегоризации исходит также из того, что необходимо четко различать подчинение авторитету (легитимной власти) и уступчивость. Говоря об авторитете, мы имеем в виду определенные внутригрупповые социальные нормы, которые определяют некоторых членов группы как людей, чье влияние обязательно для других членов группы даже в тех случаях, когда последние — по каким-либо причинам — и не могут полностью или немедленно принять их точку зрения.
Завершая главу, следует сказать, что взаимозависимость индивидуума и группы находит свое отражение во взаимозависимости психологических и социальных процессов, во взаимозависимости индивидуальной когниции и социального влияния. Влияние имеет социально-когнитивную основу, а обработка информации — социально-нормативный аспект, и на нее влияют социальные отношения между «Я» и другими в различных социальных контекстах. Воплощением этих отношений является социальная идентичность индивидуума и членство в группе.
Дополнительная литература
1. Abrams, D. & Hogg, M. А. (1990). Social identification, self-categorization and social influence. В книге W. Stroebe & M. Hewstone (eds), European review of social psychology, Vol. 1. Chichester: John Wiley. Обзор современных исследований влияния с точки зрения теории самокатегоризации.
2. Oakes, P. J. & Turner, J. С. (1990). Is limited information processing capacity the cause of social stereotyping? В книге W. Stroebe & M. Hewstone (eds), European review of social psychology, Vol. 1. Chichester: John Wiley. Авторы обсуждают не влияние, а стереотипы, развивая мысль об изменчивости самокатегорий и их зависимости от контекста.
240 Глава 6. Дуалистическая модель, самокатегоризация...
, Turner, J. С. & Oakes, P. J. (1989) Self-categorization theory and social influence. В книге: Р. В. Paulus (ed.), The psychology of group influence, 2nd edn. Hillsdale, N. J.: Lawrence Erlbaum Associates. Более подробное обсуждение теории самокатегоризации и влияния, затрагивающее и такие аспекты, как взаимосвязь личной и социальной идентичности, а также истоки и значение теории самокатегоризации
Turner, J. С, Hogg, M. A., Oakes, P. J, Reicher, S. D. & Wethrell, M. S. (1987). Rediscovering the socialgroup: A self-categorization theory. Oxford: Basil Blackwell. Наиболее полное изложение теории самокатегоризации, включающее - наряду с анализом влияния - и анализ таких вопросов, как образование группы, отличительные особенности социальных категорий, социальное сотрудничество, и поведение толпы.
Литература
Abrams, D. and Hogg, M. A. (1990). Social identification, self-categorization and social
influence. In W. Stroebe and M. Hewstone (eds), European Review of Social Psychology, Vol. 1.195-118. Chichester: John Wiley. Abrams, D., Wetherell, M. S., Cochrane, S., Hogg, M. A. and Turner, J. С (1990).
Knowing what to think by knowing who you are: Self-categorization and the nature
of norm formation, conformity and group polarization. British Journal of Social
Psychology ,29,97-119. Aebischer, V., Hewstone, M. and Henderson, M. (1984). Minority influence and musical
preference: Innovation by conversion not coercion. European JournalofSocialPsy-
chology, 14,13-33. Ajzen, I. (1988). Attitudes, personality, and behavior. Milton Keynes: Open University
Press. Alexander, C. N., Zucker, L. G. and Brody, C. L. (1970). Experimental expectations and
autokinetic experiences: Consistency theories and judgmental convergence. Socio-
metry, 33,108-122. Allen, V. L. (1965). Situational factors in conformity. In L. Berkowitz (ed.), Advances
in experimental social psychology. Vol. 1, pp. 133-175. New York: Academic Press. Allen, V. L. (1975). Social support for nonconformity. In L. Berkowitz (ed.), Advances
in experimental social psychology. Vol. 8, pp. 1-43. New York: Academic Press. Allen, V. L. and Wilder, D. A. (1977). Social comparison, self-evaluation, and conformity
to the group. In J. M. Suls and R. L. Miller (eds). Social comparison processes.
Washington: Hemisphere, 187-208. Allen, V. L. and Wilder, D. A. (1978). Perceived persuasiveness as a function of response
style: Multi-issue consistency over time. European Journal of Social Psychology, 8,
189-196.
Allport, F. H. (1914). Social psychology. New York: Houghton, Mifflin. Allport, G. W. (1985). The historical background of social psychology. In G. Lindzey
and E. Aronson (eds). The handbook of social psychology, Vol. I, 3rd ed. New York:
Random House, 1-46. Anderson, N. H. and Graesser, C. G. (1976). An information integration analysis of
attitude change in group discussion. Journal of Personality and Social Psychology,
34,210-222. Arbuthnot, J. and Wayner, M. (1982). Minority influence: Effects of size, conversion,
and sex. Journal of Psychology, III, 285-295. Arkin, R. M., Appelman, A.J. and Burger, J. M. (1980). Social anxiety, self-presentation,
and the self-serving bias in causal attribution. Journal of Personality and Social
Psychology, 38,33-35. Asch, S. E. (1951). Effects of group pressure upon the modification and distortion of
judgements. In H. Guetzkow (ed.). Groups, leadership and men. Pittsburg, Penn.:
Carnegie Press, 177-190. Asch, S. E. (1952). Social psychology. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall.
242 Литература
Asch, S. E. (1956). Studies of independence and conformity: A minority of one against
a unanimous majority. Psychological Monographs: General and Applied, 70, 1-70
(whole No. 416). Back, K. W. (1951). Influence through social communication. Journal of Abnormal and
Social Psychology, 46, 9-23. Baer, R., Hinkle, S., Smith, K. and Fenton, M. (1980). Reactance as a function of actual
versus projected autonomy .yoMma/ of Personality and Social Psychology, 38,416-
422. Bales, R. F. (1950). Interaction process analysis. Chicago, 111.: University of Chicago
Press. Baron, R. S. and Roper, G. (1976). Reaffirmation of social comparison views of choice
shifts: Averaging and extremitization in an autokinetic situation./оигаа/ of Personality and Social Psychology, 35, 521 -530. Baron, R. S., Dion, K. L, Baron, P. H. and Miller, N. (1971). Group consensus and
cultural values as determinants of risk-taking. Journal of Personality and Social
Psychology, 20, 446-455.
Baron, R. S., Monson, Т. С and Baron, P. H. (1973). Conformity pressure as a determinant of risk-taking: Replication and extension. Journal of Personality and Social
Psychology, 28,406-413. Baron, R. S., Sanders, G. S. and Baron, P. H. (1975). Social comparison reconceptualized:
Implications for choice shifts, averaging effects and social facilitation. Unpublished
paper, University of Iowa. Baumeister, R. F. (19 8 2). A self-presentational view of social phenomena. Psychological
Bulletin, 91, 3-26. Baumeister, R. F. and Jones, E. E. (1978). When self-presentation is constrained by the
target's knowledge: Consistency andcompensation. JournalofPersonality and Social
Psychology, 36, 608-618. Baumeister, R. F., Cooper, J. and Skib, В. А (1979). Inferior performance as a selective
response to expectancy: Taking a dive to make a point. Journal of Personality and
Social Psychology, 37, 424-432.
Bennett, E. B. (1955). Discussion, decision commitment, and consensus in "group decision". Human Relations, 8, 251-274. Bickman, L. (1971). The effects of another bystander's ability to help on bystander
intervention in an emergency. Journal ofExperimental Social Psychology, 7, 367-
379. Bishop, G. D. and Myers, D. G. (1974). Informational influence in group discussion.
Organizational Behavior and Human Performance, 12, 92-104. Blascovich, J. and Ginsburg, G. P. (1974). Emergent norms and choice shirts involving
risk. Sociometry, 37, 205-218. Blascovich, J., Ginsburg, G. P. and Veach, T. L. (1975). A pluralistic explanation of
choice shifts on the risk dimension./омгаа/ of Personality and Social Psychology, 31,
422-429. Bochner, S. and Insko, С. А (1966). Communicator discrepancy, source credibility,
and opinion change ./оштга/ of Personality and Social Psychology, 4, 614-621. Borden, R. J. (1975). Witnessed aggression: Influence of an observer's sex and values
on aggressive responding, Journal of Personality and Social Psychology, 31, 567-
573.
Литература 243
Bovard.E. W. (1948). Social norms and the individual. Journal of Abnormal and Social Psychology, 43, 62-69.
Bowers, D. G. and Seashore, S. E. (1966). Predicting organizational effectiveness with a four-factor theory ofleadership. Administrative Science Quarterly, II, 238-63.
Boyanowsky, E. O. and Allen, V. L. (1973). Ingroup norms and self-identity as determinants of discriminatory behaviour./оыгтш/ of Personality and Social Psychology, 25,408-418.
Braver, S., Linder, D., Corwin, T. and Cialdini, R. B. (1977). Some conditions that affect admissions of attitude change. Journal of Personality and Social Psychology, 13, 565-576.
Bray, R. M.Johnson, D. and Chilstrom, J. T. (1982). Social influence by group members with minority opinions: A comparison of Hollander and Moscovici.Journalof Personality and Social Psychology, 43,78-88.
Brehm, J. W. (1966). A theory of psychological reactance. New York: Academic Press.
Brewer, M. B. and Kramer, R. M. (1986). Choice behavior in social dilemmas: Effects of social identity, group size and decision framing. Journal of Personality and Social Psychology, 50, 543-549.
Brown, H. (1985). People, groups and society. Milton Keynes: Open University Press.
Brown, R. (1965). Social psychology. New York: Free Press.
Bryan, J. and Test, M. (1967). Models and helping: Naturalistic studies in aiding behavior .JournalofPersonality and Social Psychology, 6,400-407.
Burnstein, E. (1982). Persuasion as argument processing. InH. Brandstatter, J. H. Davis and G. Stocker-Kreichgauer (eds), Group decision-making. London: Academic Press, 103-124.
Burnstein, E. and Vinokur, A. (1973). Testing two classes of theories about group induced shifts in individual choices. Journal of Personality and Social Psychology, 9, 123-137.
Burnstein, E. and Vinokur, A. (1975). What a person thinks upon learning he has chosen differently from others: Nice evidence for the persuasive-arguments explanation of choice shifts. Journal ofExperimental Social Psychology, II,412-426.
Burnstein, E. and Vinokur. A. (1977). Persuasive argumentation and social comparison as determinants of attitude polarization./оипга/ of Experimental Social Psychology, 13,315-332.
Burnstein, E., Vinokur, A. and Trope, Y. (1973). Interpersonal comparison versus persuasive argumentation: A more direct test of alternative explanations for group-induced shifts in individual choice. Journal of Experimental Social Psychology, 9, 236-245.
Caporael, L. R., Dawes, R. M., OrbellJ. M. and vande Kragt, A. J. С (1989). Selfishness examined: Cooperation in the absence of egoistic incentives. Behavioral and Brain Sciences, 12, 683-699.
Cartwright, D. and Zander, A. (1968). Group dynamics. London: Tavistock.
Cecil, E. A., Chertkoff, J. M. and Cummings, L. A. (1970). Risk-taking in groups as a function of group pressure. Journal of Social Psychology, 81, 273-274.
Chaiken, S. and Stangor, C. (1987). Attitudes and attitude change. Annual Review of Psychology, 38,575-630.
Chemers, M. M., Rice, R. W., Sundstorm, E. and Butler, W. M. (1975). Leader esteem for the least preferred co-worker score, training and effectiveness: An experimental investigation. Journal of Personality and Social Psychology, 31, 401-409.
244 Литература
Cialdini, R. В., Levy, A., Herman, С. Р. and Evenbeck, S. (1973). Attitudinal politics:
The strategy of moderation./омгия/ of Personality and Social Psychology, 25,100-
108. Cialdini, R. В., Petty, R. E. and CacioppoJ. T. (1981). Attitude and attitude change.
Annual Review of Psychology, 32, 357-404. Clark, R. D., Ill and Crockett, W. H. (1971). Subjects' initial positions, exposure to
varying opinions and the risky-shift. Psychonomic Science, 23,277-279. Clark, R. D., Ill and Maass, A. (1988a). Social categorization in minority influence:
The case of homosexuality. European Journal of Social Psychology, 18, 347-364. Clark, R. D., Ill and Maass, A. (1988b). The role of social categorization and perceived
source credibility in minority influence. European Journal of Social Psychology, 18,
381-394. Coch, L. and French, J. R. P. (1948). Overcoming resistance to change. Human Relations,
11,512-532. Codol, J.-P. (1975). On the so-called "superior conformity of the self behavior: Twenty
experimental investigations. European Journal of Social Psychology, 5,457-501. Collins, B. and Raven, В. Н. (1969). Group structure: Attraction, coalitions, communication, and power. In G. Lindzey and E. Aronson (eds), Handbook of social psychology. Vol. 4. Reading, Mass.: Addison-Wesley, 102-204. Cooper, J. and Croyle, R. T. (1984). Attitudes and attitude change. Annual Review of
Psychology, 35,395-426. Cooper, J. and Jones, E. E. (1969). Opinion divergence as a strategy to avoid being
miscast. Journalof Personality andSocialPsychology, 13,23-30. Cotton, J. L. (1981). A review of research on Schachter's theory of emotion and the
misattribution of arousal. European Journalof Social Psychology, 11, 365-397. Cotton, J. L. and Baron, R. S. (1980). Anonymity, persuasive arguments and choice
shifts. Social Psychology Quarterly, 43,391-404. Cottrell, N. B. and Epley, S. W. (1977). Affiliation, social comparison, and socially
mediated stress reduction. InJ. M. Suls and R. L. Miller (eds), Social comparison
processes. Washington: Hemisphere, 43-68. Crutchfield, R. S. (1955). Conformity and character. American Psychologist, 10,191-
198. Darley, J. M. and Latane, B. (1968). Bystander intervention in emergencies: Diffusion
ofresponsibility .Journal ofPersonality and Social Psychology, 5, 377-383. Davidson, B. (1987). Moscovici's theory of majority and minority influence: A necessary
distinction or false dichotomy? Unpublished Honours Thesis, Macquarie University, Sydney. Davidson, B. (1988). Social identity and minority influence. Paper presented to 24th
International Congress of Psychology, Sydney. Deutsch, M. and Gerard, H. B. (1955). A study of normative and informational social
influences upon individual judgment. Journal of Abnormal and Social Psychology,
51,629-636. Dion, K. L, Earn, B. N. and Yee, P. H. N. (1978). The experience of being a victim of
prejudice: An experimental approach. International Journal of Psychology, 13,197—
294. Doise, W. (1969). Intergroup relations and polarization of individual and collective
judgments. Journalof Personality andSocialPsychology, 12,136-143.
Литература 245
Doise, W. (1971). An apparent exception to the extremitization of collective judgments.
European Journalof Social Psychology, I, 511-518. Doms, M. and Van Avermaet, E. (1980). Majority influence, minority influence and
conversion behavior: A replication. Journal of Experimental Social Psychology, 16,
283-92.
Downing, J. (1958). Cohesiveness, perception and values. Human Relations, II, 157-66. Duval, S. andWicklund, R. A. (1972).Atheoryofobjectiveself-awareness. New York:
Academic Press. Eagly, A. H. and Chaiken, S. (1984). Cognitive theories of persuasion. In L. Berkowitz
(ed.), Advances in experimental social psychology. Vol. 17. New York: Academic
Press, 267-359. Ebbesen, E. B. and Bowers, J. J. (1974). Proportion of risky to conservative arguments
in a group discussion and choice shik.Journal of Personality and Social Psychology,
29,316-27. Eiser, J. R. and van der Pligt, J. (1984). Attitudes in a social context. In H. Tajfel (ed.),
The social dimension: European developments in social psychology. Vol. 2. Cambridge:
Cambridge University Press/Paris: Editions dela Maison des Sciences de ГНотте,
363-378.
Festinger, L. (1950). Informal social communication. Psychological Review, 57,271-282. Festinger, L. (1953). An analysis of compliant behavior. InM. Sherifand M. O.Wilson
(eds), Group relations at the crossroads. New York: Harper, 232—256. Festinger, L. (1954). A theory of social comparison processes. Human Relations, 7,117-
140. Festinger, L. and Carlsmith, J. M. (1959). Cognitive consequences of forced compliance.
Journalof Abnormal and Social Psychology, 58, 203-210. Festinger, L. and Thibaut, J. (1951). Interpersonal communications in small groups.
Journalof Abnormal and Social Psychology, 46, 92-100. Festinger, L., Schachter, S. and Back, K. (1950). Social pressures in informal groups.
New York: Harper and Row. Festinger, L., Gerard, H. В., Hymovitch, В., Kelley, H. H. and Raven, B. (1952). The
influence process in the presence of extreme deviants. Human Relations, 5,327-346. Fiedler, F. E. (1964). A contingency model of leadership effectiveness. In L. Berkowitz
(ed.). Advances in experimental social psychology. Vol. I. New York: Academic Press,
149-190. Fiedler, F. E. (1978). The contingency model and the dynamics of the leadership process.
In L. Berkowitz (ed.), Advances in experimental social psychology. Vol. II, New York:
Academic Press, 59-112.
Fiske, S. T. and Taylor, S. E. (1984). Social cognition. Reading, Mass.: Addison-Wesley. Fraser, С and Foster, D. (1984). Social groups, nonsense groups and group polarization.
In H. Tajfel (ed.). The social dimension: European developments in social psychology.
Vol. 2. Cambridge: Cambridge University Press/Paris: Editions de la Maison des
Sciences de ГНотте, 473-497. Fraser, C, Gouge, С and Billig, M. (1971). Risky shifts, cautious shifts and group
polarization. European Journal ofSocial Psychology, I, 7-29. French, J. R. P. and Raven, B. H. (1959). The bases of social power. In D. Cartwright
(ed.), Studies in social power. Ann Arbor, Mich.: Institute of Social Research, 150-
167.
246 Литература
Freud, S. (1921). Group psychology and the analysis of the ego. London: Hogarth Press.
Gaes, G. G., Kalle, R. J. andTedeschi, J. T. (1978). Impression management in the forced compliance situation: Two studies using the bogus pipeline. Joumal of Experimental Social Psychology, 14,493-510.
Gerard, H. B. (1953). The effect of different dimensions of disagreement on the communication process is small groups. Human Relations, 6, 249-271.
Gerard, H. B. (1954). The anchorage of opinions in small face-to-face-groups. Human Relations, 7,313-326.
Gerard, H. B. (1963). Emotional uncertainty and social compunson. Journal of Abnormal Social Psychology, 66, 568-573.
Gerard, H. B. and RabbieJ. M. (1961). Fear and social companson.Journal of Abnormal Social Psychology, 62, 586-592.
Gerard, H. В., Wilhelmy, R. A. and Connolley, E. S. (1968). Conformity and group size. Journalof Personality andSocialPsychology, 8, 79-82.
Goethals, G. R. and Darley, J. M. (1977). Social comparison theory: An attributional approach. In J. M. Suls and R. L. Miller (eds), Social comparison processes. Washington: Hemisphere, 259-278.
Goethals, G. R. and Darley, J. M. (1987). Social comparison theory: Self-evaluation and group life. In B. Mullen and G. R. Goethals (eds), Theories of group behavior. New York: Springer-Verlag, 21-47.
Goethals, G. R. and Zanna, M. P. (1979). The role of social comparison in choice shifts. Journalof Personality and Social Psychology, 37,1469-1476.
Gottlieb, J. and Carver, C. (1980). Anticipation offuture interaction and the bystander effect. Journalof Experimental Social Psychology, 16, 253-260.
Gouge, С and Fraser, C. (1972). A further demonstration of group polarization. European Journalof Social Psychology, 2, 95-97.
Greenwald, A. G. and Pratkanis, A. R. (1984). The self. In R. S. Wyerand Т. К. Srull (eds). Handbook ofsocialcognition. Vol. 3, Hillsdale, N.J.: Lawrence Eribaum Associates, 129-178.
Haslam, S. A. (1988). The social comparative context of stereotyping. Paper presented to the Australian Bicentennial Meeting of Social Psychologists, Leura, NSW, Australia.
Hass, R. G. (1975). Persuasion or moderation? Two experiments on anticipatory belief change. Journal of Personality and Social Psychology, 31,1155-1162.
Hogg, M. A. (1987). Social identity and group cohesiveness. InJ. СTurner, M. A. Hogg, P. J. Oakes, S. D. Reicherand M. S. Wetherell, Rediscovering the socialgroup: A self-categorization theory. Oxford: Basil Blackwell, 89-116.
Hogg, M. A. andAbrams, D. (1988). Social identifications: Asocial psychology of inter-group relations and group processes. London: Routledge and Kegan Paul.
Hogg, M. A. and Turner, J. C. (1987a). Social identity and conformity: Atheory of referent informational influence. InW. Doiseand S. Moscovici (eds), Current issues in European social psychology. Vol. 2, pp. 139-182. Cambridge: Cambridge University Press.
Hogg, M. A. and Turner, J. С (1987). Intergroup behavior, self-stereotyping and the salience of social categories. Britishjoumal ofSocial Psychology, 26, 325-140.
Hogg, M. A. and Turner, J. C. (1989). Group polarization in the autokinetic paradigm. Melbourne/Sydney: University of Melbourne/Macquarie University.
Литература 247
Hogg, M. A., Turner, J. С and Davidson, B. (1990). Polarized norms and social frames
of reference: A test of the self-categorization theory of group polarization. Basic, and
Applied Social Psychology, II, 77-100. Hollander, E. P. (1958). Conformity, status, and idiosyncrasy credit. Psychological
Review, 65,117-127. Hollander, E. P. (1985). Leadership and power. In G. Linndzey and E. Aronson (eds),
The handbook of social psychology. Vol. 2,3rd ed. New York: Random House, 485-
537. Hollander, E. P. and Julian, J. W. (1970). Studies in leader legitimacy, influence, and
innovation. In L. Berkowitz (ed.), Advances in experimental social psychology, Vol. 5.
New York: Academic Press, 33-69. Isenberg, D.J. (1986). Group polarization: A critical review and meta-analysis.yourao/
of Personality and Social Psychology, 50, 1141-1151. Israel, J. (19 63). Experimental change of attitude using the Asch-effect. A eta Sociologica,
7,95-104. Jackson, J. M. and Saltzstein, H. D. (1958). The effect of person-group relationships on
conformity pressures. Journal ofAbnormal and Social Psychology, 57,17—24. Jacobs, R. and Campbell, D. T. (.1961). The perpetuation of an arbitrary tradition
through several generations of a laboratory micro-culture. Journal of Abnormal and
Social Psychology, 62, 649-658. Jellison, J. and Arkin, R. (1977). Social comparison of abilities: A self-presentation
approach to decision-making in groups. InJ. M. Suls and R. L. Miller (eds). Social
comparison processes. Washington: Hemisphere, 235-257.
Jellison, J. andRiskind, J. (1970). A social comparison of abilities interpretation of risk-taking behavior. /ourraa/ of Personality and Social Psychology, 15,375-390. Jones, E. E. and Gerard, H. B. (1967). Foundations ofsocialpsychology. New York: John
Wiley. Jones, E. E., Wells, H. H. and Torrey, R. (1958). Some effects of feedback from the
experimenter on conformity behavior./омпга/ of Abnormal and Social Psychology,
57,207-213.
Kaplan, M. F. (1977). Discussion polarization effects in a modified jury decision paradigm: Informational influences. Sociometry, 40, 262-271. Kaplan, M. F. (1987). The influence process in group decision making. In С Hendrick
(ed.). Group processes. London: Sage, 189-212. Kaplan, M. F. and Miller, С. Е. (1977). Judgments and group discussion: Effect of
presentation and memory factors on polarization. Sociometry, 40, 337-343. Kaplan, M. F. and Miller, С. Е. (1987). Group decision making and normative versus
informational influence: Effects of type of issue and assigned decision rule. Journal
of Personality and Social Psychology, 53, 306-313. Kelley, H. H. (1952). The two functions of reference groups. In G. E. Swanson,
T. M. Newcomb and E. L. Hartley (eds), Readings in social psychology. New York:
Holt, revised ed., 410-414.
Kelley, H. H. (1967). Attribution theory in social psychology. In D. Levine (ed.), Nebraska Symposium on Motivation, Vol. 15, pp. 192-238. Lincoln, Nebraska: University of Nebraska Press. Kelley, H. H. and Lamb, T. W. (1957). Certainty of judgment and resistance to social
influence. Journalof Abnormal and Social Psychology, 55,137-139.
248 Литература
Kelly, H. H. and Shapiro, M. M. (1954). An experiment on conformity to group norms where conformity is detrimental to group achievement. American Sociological Review, 19, 667-677.
Kelman, H. C. (1958). Compliance, identification, and internalization: Three processes of attitude change. Journal of Conflict Resolution, 2,51 -60.
Kelman, H. С (1961). Processes of opinion change. Public Opinion Quarterly, 25,57-78.
KiesJer, С A. and Kiesler, S. B. (1969). Conformity. Reading, Mass.: Addison-Wesley.
Kiesler, С A. and Pallak, M. S. (1975). Minority influence: The effect of majority reactionaries and defectors, and minority and majority compromisers, uponmajority opinion and attraction. European Journal of Social Psychology, 5, 237-256.
Kirkhart, R. O. (1963). Minority group identification and group leadership. Journal of Social Psychology, 59,111-117.
Kramer, R. M. and Brewer, M. B. (1984). Effects of group identity on resource use in a simulated commons dilemma. Journal of Personality and Social Psychology, 46, 1044-1057.
Kramer, R. M. and Brewer, M. B. (1986). Social group identity and the emergence of cooperation in resource conservation dilemmas. In H. Wilke, D. Messick and C. Rutte (eds). Psychology of decisions and conflict. Vol. 3: Experimental social dilemmas. Frankfurt: Verlag Peter Lang, 205-230.
Lamm, H. and Myers, D. G. (1978). Group-induced polarization of attitudes and behaviour. In L. Berkowitz (ed.), Advances in experimental social psychology. Vol. 4. New York: Academic Press, 145-195.
Latane, B. (1981). The psychology of social impact. American Psychologist, 36, 343-356.
Latane, B. and Darley, J. M. (1970). The unresponsive bystander: Why doesn't he help? New York: Appleton-Century-Crofts.
Latane, B. and Nida, S. (1980). Social impact theory and group influence: A social engineering perspective. In P. B. Paulus (ed.). Psychology of group influence. Hills-dale, N. J.: Lawrence Eribaum Associates, 3-34.
Latane, B. and Rodin, J. (1969). A lady in distress: Inhibiting effects of friends and strangers on bystander intervention. Journal of Experimental Social Psychology, 5,189-202.
Latane, B. and Wolf, S. (1981). The social impact of majorities and minorities. Psychological Review, 88, 438-453.
LeBon, G. (1896). The crowd: A study of the popular mind. London: Unwin.
Levine, J. M. (1989). Reaction to opinion deviance in small groups. In P. B. Paulus (ed.), The psychology of group influence, 2nd ed. Hillsdale, NJ: Lawrence Eribaum Associates, 187-231.
Levinger, G. and Schneider, D. J. (1969). Test of the "risk is a value" hypothesis. Journal of Personality and Social Psychology, 11, 165-170.
Lewin, K. (1947). Group decision and social change. In Т. М. Newcomb and E. L. Hartley (eds), Readings in social psychology. New York: Holt, Rinehart and Winston, 330-344.
Lewin, K., Lippitt, R. and White, R. (1939). Patterns of aggressive behavior in experimentally created "social climates"'.Journal of Social Psychology, 10, 271-299.
Linde, T. F. and Patterson, С. Н. (1964). Influence of orthopedic disability on conforming behavior. Journal of Abnormal and Social Psychology, 68,115-118.
Литература 249
Lott, A. J. and Lott, В. Е. (1961). Group cohesiveness, communication level and conformity. Journal of Abnormal and Social Psychology, 62,408-412.
MacNeil, M. and Sherif, M. (1976). Norm change over subject generations asafunction of arbitrariness of prescribed norms. Journal of Personality and Social Psychology, 34, 762-773.
McGarty, С and Penny, R. E. C. (1988). Categorization, accentuation and social judgement. British Journal of Social Psychology, 22,147-157.
McGarty, C, Turner, J. C, Hogg, M. A., Davidson, B. and Wetherell, M. S. (1990). Group polarization as conformity to the prototypical group member. Macquarie University, Sydney.
Maass, A. and Clark, R. D., Ill (1983). Internalization versus compliance: Differential processes underlying minority influence and conformity. European Journal of Social Psychology, 1ЛЭ1-215.
Maass, A. and Clark, R. D., Ill (1984). Hidden impact of minorities: Fifteen years of minority influence research. Psychological Bulletin, 95, 428-450.
Maass, A. and Clark, R. D., Ill (1986). Conversion theory and simultaneous majority/ minority influence: Can reactance offer an alternative explanation. Europeanjoumal of Social Psychology, 16, 305-309.
Maass, A., Clark, R. D., HI and Haberkorn, G. (1982). The effects of differential ascribed category membership and norms on minority influence. Europeanjoumal of Social Psychology, 12,89-104.
Mackie, D. (1986). Social identification effects in group polarization./oarrca/ of Personality and Social Psychology, 50, 720-728.
Mackie, D. (1987). Systematic and nonsystematic processing of majority and minority persuasive communications./ourraa/ of Personality and Social Psychology, 53,41-52.
Mackie, D. and Cooper, J. (1984). Attitude polarization: The effects of group member-ship. Journal ofPersonality and Social Psychology, 46, 575-585.
Manstead, A. S. R. and Wagner, H. L. (1981). Arousal, cognition and emotion: An appraisal of two-factor theory. Current Psychological Reviews, 1, 35-54.
Marshall, G. D. and Zimbardo, P. G. (1979). Affective consequences of inadequately explained physiological arousal. Journal of Personality and Social Psychology, 37, 970-988.
Martin, R. (1988a). Ingroup and outgroup minorities: Differential impact upon public and private responses. Europeanjoumal of Social Psychology, 18, 39-52.
Martin, R. (1988b). Minority influence and social categorization: A replication. Europeanjoumal of Social Psychology, 18, 369-373.
Martin, R. (1988c). Minority influence and "trivial social categorization". European Journal of Social Psychology, 18,465-470.
Maslach, С (1979). Negative emotional biasing of unexplained arousal. Journal of Personality and Social Psychology, 37, 953-969.
Merei, F. (1949). Group leadership and institutionalization. Human Relations, 2,23-39.
Milgram, S. (1974). Obedience to authority. London: Tavistock.
Moore, H. T. (1921). The comparative influence of majority and expert opinion. American Journal of Psychology, 32,16-20.
Morse, S. J., Gruzen, J. and Reis, H. T. (1976). The nature of equity-restoration: Some approval-seeking considerations. Joumal of Experimental Social Psychology, 12,1-8.
2 5 0 Литература
Moscovici, S. (1976). Social influence and social change. London: Academic Press. Moscovici, S. (1980). Towards a theory of conversion behavior. In L. Berkowitz (ed.), Advances in experimental social psychology. Vol. 13, pp. 209-239. New York: Academic Press.
Moscovici, S. (1985). Social influence and conformity. In G. Lindzey and E. Aronson (eds), The handbook of social psychology. Vol. 2,3rdedn. New York: Random House, 347-412.
Moscovici, S. and Faucbeux, C. (1972). Social influence, conformity bias and the study of active minorities. In L. Berkowitz (ed.). Advances in experimental social psychology. Vol. 6, London: Academic Press, 149-202.
Moscovici, S. andLage, E. (1976). Studies in social influence: III. Majority and minority influence in a group. European Journal of Social Psychology, 6,149-174.
Moscovici, S. and Lage, E. (1978). Studies in social influence IV: Minority influence in a context of original judgements. European Journal of Social Psychology, 8,349-365.
Moscovici, S. andLecuyer, R. (1972). Studies in group decisions I: Social space, patterns of communication and group consensus. European Journal of Social Psychology, 2, 221-244.
Moscovici, S. and Mugny, G. (1983). Minority influence. In P. B. Paulus (ed.). Basic group processes. New York: Springer-Verlag, 41-64.
Moscovici, S. and Neve, P. (1973). Studies in social influence: II. Instrumental and symbolic influence. European JournalofSocial Psychology, 3, 461-471.
Moscovici, S. and Personnaz, B. (1980). Studies in social influence: V. Minority influence and conversion behavior in a perceptual task.Joumal of Experimental Social Psychology, 16, 270-282.
Moscovici, S. and Personnaz, B. (1986). Studies on latent influence by the spectrometer method I: The impact of psychologization in the case of conversion by a minority or a majority. European JournalofSocialPsychology, 16, 345-360.
Moscovici, S. and Zavalloni, M. (1969). The group as a polarizer of attitudes./оигиа/of Personality and Social Psychology, 12,125-135.
Moscovici, S., Lage, E. and Naffrechoux, M. (1969). Influence of a consistent minority on the responses of a majority in a color perception task. Sociometry, 32, 365-380.
Mugny, G. (1975a). Negotiations, image of the other and the process of minority influence. European JournalofSocial Psychology, 5,209-228.
Mugny, G. (1982). The power of minorities. London: Academic Press.
Mugny, G.( 1984a). The influence of minorities: Ten years later. In H. Tajfel (ed.). The social dimension: European developments in social psychology, Vol. 2. Cambridge: Cambridge University Press/Paris: Editions de la Maison des Sciences de l'Homme, 498-517.
Mugny, G. (1984b). Compliance, conversion and the Asch paradigm. Europeanjoumal
1 of Social Psychology, 14, 353-368.
Mugny, G. (1985). Direct and indirect influence in the Asch paradigm: Effect of "valid" or "denied" information. Europeanjoumal of Social Psychology, 15, 457-61.
Mugny, G. and Papastamou, S. (1980). When rigidity does not fail: Individualization and psychologization as resistances to the diffusion of minority innovations. Europeanjoumal of Social Psychology, 10, 43-62.
Mugny, G. and Papastamou, S. (1982). Minority influence and psychosocial identity. Europeanjoumal of Social Psychology, 12, 379-394.
Литература 2 5 1
Mugny, G. and Perez, J. A. (1987). The constructivist contribution of minorities to attitude
change. Paper presented to ONR Conference on The Psychology ofSocial Groups,
London. Mugny, G., Kaiser, С and Papastamou, S. (1983). Influence minoritaire, identification
et relations entre groupes: Etude experimentale autour d'une votation. Cahiers de
Psychologie Sociale, 19,1-30. Mugny, G., Kaiser, C, Papastamou, S. and Perez, J. A. (1984). Intergroup relations,