Научные разработки терминологии
Для характеристики туристских потоков по территории России приведенной выше классификации вполне достаточно. Но для понимания процессов, происходящих в отдельных российских регионах, необходима более глубокая дифференциация понятия «туризм внутренний». Представляется, что его целесообразно подразделить на следующие подвиды:
· туризм региональный - путешествия в пределах региона (области, края, республики) граждан, проживающих в нем;
· туризм внутрироссийский въездной — путешествия в регион с туристскими целями граждан из других регионов России;
· туризм внутрироссийский выездной - путешествия граждан одного региона в другие регионы России с туристскими целями.
Целый блок понятий, определяющий туризм как деятельность отдыхающих, в федеральном законе отсутствует. Охарактеризовать его довольно непростая задача. Виды турдеятельности зависят, прежде всего, от рекреационных (туристских) ресурсов региона или в целом страны. Поэтому даже в рамках Российской Федерации нет единого унифицированного подразделения видов туризма. Однако, синтезировав научные и практические представления о туризме с позиции деятельности турорганизаций и туристов (отдыхающих),можно вывести некоторые закономерности и выявить четыре основных вида туризма, применимых к специфике организации отдыха в Российской Федерации: экскурсионно-познавательный, лечебно-оздоровительный, деловой и спортивно-оздоровительный (рис. 1).
Экскурсионно-познавательный туризм осуществляется главным образом туроператорами самостоятельно или при помощи турагентов. Его значение велико как для всех трех видов внутреннего, так и для въездного и выездного туризма.
Лечебно-оздоровительный туризм необходимо рассматривать с двух позиций - с собственно лечебной, направленной на восстановление жизненно важных функций человека и предназначенной для больных и ослабленных людей; и оздоровительной, направленной, прежде всего, на отдых и оздоровление.
Лечебный туризм осуществляется санаторно-курортными организациями. Потребителю продукт реализуется главным образом
1) краткая характеристика маршрута с рекомендациями для кого он предназначен и какие цели преследовали его организаторы;
2) справочная информации по стоимости некоторых услуг и рекомендуемая сумма, необходимая в дороге для дополнительного питания, сувениров и прочих мелких расходов;
3) информация о погоде;
4) полезная информация о странах, через которые пролегает маршрут;
5) непосредственно программа тура, расписанная по дням;
6) стоимость тура с подробным описанием услуг, вошедших в стоимость пакета, предоставляемые скидки;
7) услуги, которые следует оплачивать дополнительно;
8) необходимые документы ДЛЯ открытия виз, сроки подачи документов, дни заездов-
Данная схема не может быть универсальной, поскольку различные фирмы формируют каталоги в зависимости от специфики тура, его целей, продолжительности и прочих обстоятельств, зависящих от реальных условий программы. Однако вышеперечисленные пункты в той или иной комбинации, как правило, присутствуют.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ С КЛИЕНТАМИ