Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА. ти. Приступ продолжался пять-десять минут и прекращал­ся, когда она понимала, что не может нанести себе ущерб


ОТВЕРГНУТОЕ ТЕЛО




ти. Приступ продолжался пять-десять минут и прекращал­ся, когда она понимала, что не может нанести себе ущерб. Когда он заканчивался, она всегда чувствовала себя луч­ше. По мере продолжения курса терапии приступы стано­вились все более редкими и сильными. Моя пациентка усвоила, что они происходят, когда она «открыта», то есть когда она позволяет какому-то теплому чувству пройти ко мне, и это знание обнадежило ее. Но больше всего ей помогало мое присутствие и поддержка в трудные перио­ды. Она медленно обретала способность терпеть и при­нимать свои чувства, и цвет ее кожи поменялся. Она «по­розовела», по ее собственному выражению. Когда она чув­ствовала себя хорошо, то описывала свое состояние, как «пребывание в розовом цвете». Время от времени глубо­кая мускулатура расслаблялась и холодное прежде тело становилось теплым.

Когда эта пациентка обрела способность «устано­вить» свои чувства, ей стало удаваться стоять на собствен­ных ногах, в частности на стопах. Ее продвижение в про­цессе терапии прошло через драматическое событие. В какой-то момент я отказался от роли поддерживающей и опекающей ее матери, и она спросила меня: «Вы хотите, чтобы мне было хорошо? Вы хотите, чтобы я жила?» Если бы я ответил положительно, у нее могло бы возникнуть впечатление, что ее благополучие зависит от меня. Но ведь я не мог дать отрицательный ответ! Она боялась разорвать пуповину, которая поддерживала ее во время кризисов и зависела от ее собственных ресурсов. Я мог только сказать, что решение жить и чувствовать себя хо­рошо может принять только она сама. Она с неохотой приняла мой ответ и решила сама постановить, как ей быть дальше. Я увидел ее успехи спустя шесть лет после того, как мы расстались. Она продолжала совершенство­вать способность «устанавливать» собственные чувства и стоять на собственных ногах без посторонней помощи.

Изложенный подход к личности через интерпре­тирование телесной экспрессии зависит от способности аналитика соотносить физические особенности индиви-

дуума с его позами и поведением. Все люди бессозна­тельно интерпретируют личность, исходя из физической экспрессии. Аналитик же делает это сознательно. Он знает, насколько важны физические отклонения, присут­ствующие в теле пациента. Кречмер владел этой способ­ностью. Поэтому его работа более важна как клиничес­кое описание, чем как попытка классифицировать паци­ентов на основе типизации их тел. Его определения — продукт проницательного взгляда, ума клинициста и творческого отношения к делу. Вот хороший пример: «Она прекрасна и выглядит эфирной и прозрачной, с тонким носом и висками, на которых проступают голу­бые венозные прожилки. Вокруг нее атмосфера отстра­ненности, «дистанции». У нее медленные движения, со­вершенные и аристократичные, чуть неловкие то там, то тут. Если кто-нибудь говорит ей что-то, она слегка отодвигается назад и прислоняется к шкафу. В ней есть что-то странное и мечтательное. У нее тонкие волосы, длинные и очень послушные. Приветствуя вас, она при­касается к вашей руке кончиками холодных и почти про­зрачных пальцев. Она отстраненно улыбается, смущенно и неопределенно».24

Данное описание иллюстрирует то. что уход и от­рыв от внешнего мира параллелен уходу и отрыву от тела. Кречмер дал описание delusional schisophrenic, демонст­рирующее трансформацию живого тела в бестелесный дух и покинутое тело. Его пациентка эфирна, она голубова­тая, прозрачная и отстраненная, как небо. В ее физичес­ком облике и личности не видно румянца, приземленнос-ти и телесности плоти и крови. То, что остается — про­зрачная оболочка человека.

Кречмер отметил качество кожи, особенности во­лос, черты лица и т.д. Он пишет: «Цвет лица шизофрени­ков любого возраста, как правило, бледный, часто с рос­сыпью желтых или желтоватых пятен или с коричнева­той пигментацией».24 Он комментирует наиболее часто встречающиеся особенности: инфантилизм (маленькие руки), феминизм у мужчин (узкая грудь, большие ягоди-



Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА



цы, увеличенные бедра, женский тип оволошения), евну-хоизм (недоразвитые гениталии). Кроме обостренного внимания к деталям, Кречмер подчеркивал, что нельзя упускать из внимания «всю картину».25

Только общая картина каждого отдельного случая позволяет поставить диагноз шизоидной личности. Дета­ли могут быть различными, потому что каждый человек индивидуален, его уникальный жизненный опыт отража­ется в его теле. Но сложив вместе детали, можно полу­чить впечатление о степени индивидуального владения собой (self-possession). Взгляд, выражение лица, положе­ние головы, осанка и поза тела, цвет кожи, мышечный тонус, тембр голоса, постановка ног, подвижность таза, спонтанность жестов и многое другое составляет общую картину. Если картина представляет собой целостность, ин-тегрированность и самообладание, мы понимаем, что че­ловек «весь здесь», а значит он владеет собой и эмоцио­нально здоров. В теле шизоида эти качества отсутствуют. В этом случае мы имеем дело с брошенным, оставленным телом, которое в ужасе покинула душа.

ОБРАЗ ТЕЛА

Здоровый человек имеет ясный ментальный образ собственного тела, который он может выразить вербально и изобразить графически. Он способен описать выражение своего лица, осанку, позу. Он может нарисовать фигуру, ко­торая несомненно изображает человеческое тело. Шизоид этого сделать не может. Его рисунки часто бывают странны­ми и стилизованными, и это ясно говорит о том, насколько слабо его представление о собственном теле.

В первой главе я говорил о конфликте между эго-представлением и реальностью тела, который бывает за­метен исследователю. Тема данной главы — разница меж­ду представлением о себе как социальном существе (эго-представление) и тем, как человек видит себя в качестве физического существа (образ тела). Степень несоответ­ствия этих образов или представлений о себе определяет степень шизоидного отклонения. Слабость образа тела компенсируется чрезмерно раздутым эго-представлением. Для самого пациента чрезмерность его эго-представления становится очевидной, когда он улавливает, что оно кон­трастирует с образом тела, отраженным, к примеру, в на­рисованных им человеческих фигурах.

Рисунки человеческой фигуры указывают на мно­гие аспекты того образа тела, которое есть у человека. Они рассказывают нам о степени интегрированности, о том, насколько гармонично состояние частей тела, о чув­ствовании поверхности тела, о признании сексуальных характеристик, об основном качестве «настроя» тела и о той позиции, которую занимает человек по отношению к собственному телу. Есть одна причина, по которой фи­гура на рисунке столь показательна. Она состоит в том, что человек рисует эти фигуры не с натуры, а опираясь


Наши рекомендации