Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА. ти. Приступ продолжался пять-десять минут и прекращался, когда она понимала, что не может нанести себе ущерб
ОТВЕРГНУТОЕ ТЕЛО
ти. Приступ продолжался пять-десять минут и прекращался, когда она понимала, что не может нанести себе ущерб. Когда он заканчивался, она всегда чувствовала себя лучше. По мере продолжения курса терапии приступы становились все более редкими и сильными. Моя пациентка усвоила, что они происходят, когда она «открыта», то есть когда она позволяет какому-то теплому чувству пройти ко мне, и это знание обнадежило ее. Но больше всего ей помогало мое присутствие и поддержка в трудные периоды. Она медленно обретала способность терпеть и принимать свои чувства, и цвет ее кожи поменялся. Она «порозовела», по ее собственному выражению. Когда она чувствовала себя хорошо, то описывала свое состояние, как «пребывание в розовом цвете». Время от времени глубокая мускулатура расслаблялась и холодное прежде тело становилось теплым.
Когда эта пациентка обрела способность «установить» свои чувства, ей стало удаваться стоять на собственных ногах, в частности на стопах. Ее продвижение в процессе терапии прошло через драматическое событие. В какой-то момент я отказался от роли поддерживающей и опекающей ее матери, и она спросила меня: «Вы хотите, чтобы мне было хорошо? Вы хотите, чтобы я жила?» Если бы я ответил положительно, у нее могло бы возникнуть впечатление, что ее благополучие зависит от меня. Но ведь я не мог дать отрицательный ответ! Она боялась разорвать пуповину, которая поддерживала ее во время кризисов и зависела от ее собственных ресурсов. Я мог только сказать, что решение жить и чувствовать себя хорошо может принять только она сама. Она с неохотой приняла мой ответ и решила сама постановить, как ей быть дальше. Я увидел ее успехи спустя шесть лет после того, как мы расстались. Она продолжала совершенствовать способность «устанавливать» собственные чувства и стоять на собственных ногах без посторонней помощи.
Изложенный подход к личности через интерпретирование телесной экспрессии зависит от способности аналитика соотносить физические особенности индиви-
дуума с его позами и поведением. Все люди бессознательно интерпретируют личность, исходя из физической экспрессии. Аналитик же делает это сознательно. Он знает, насколько важны физические отклонения, присутствующие в теле пациента. Кречмер владел этой способностью. Поэтому его работа более важна как клиническое описание, чем как попытка классифицировать пациентов на основе типизации их тел. Его определения — продукт проницательного взгляда, ума клинициста и творческого отношения к делу. Вот хороший пример: «Она прекрасна и выглядит эфирной и прозрачной, с тонким носом и висками, на которых проступают голубые венозные прожилки. Вокруг нее атмосфера отстраненности, «дистанции». У нее медленные движения, совершенные и аристократичные, чуть неловкие то там, то тут. Если кто-нибудь говорит ей что-то, она слегка отодвигается назад и прислоняется к шкафу. В ней есть что-то странное и мечтательное. У нее тонкие волосы, длинные и очень послушные. Приветствуя вас, она прикасается к вашей руке кончиками холодных и почти прозрачных пальцев. Она отстраненно улыбается, смущенно и неопределенно».24
Данное описание иллюстрирует то. что уход и отрыв от внешнего мира параллелен уходу и отрыву от тела. Кречмер дал описание delusional schisophrenic, демонстрирующее трансформацию живого тела в бестелесный дух и покинутое тело. Его пациентка эфирна, она голубоватая, прозрачная и отстраненная, как небо. В ее физическом облике и личности не видно румянца, приземленнос-ти и телесности плоти и крови. То, что остается — прозрачная оболочка человека.
Кречмер отметил качество кожи, особенности волос, черты лица и т.д. Он пишет: «Цвет лица шизофреников любого возраста, как правило, бледный, часто с россыпью желтых или желтоватых пятен или с коричневатой пигментацией».24 Он комментирует наиболее часто встречающиеся особенности: инфантилизм (маленькие руки), феминизм у мужчин (узкая грудь, большие ягоди-
Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА
цы, увеличенные бедра, женский тип оволошения), евну-хоизм (недоразвитые гениталии). Кроме обостренного внимания к деталям, Кречмер подчеркивал, что нельзя упускать из внимания «всю картину».25
Только общая картина каждого отдельного случая позволяет поставить диагноз шизоидной личности. Детали могут быть различными, потому что каждый человек индивидуален, его уникальный жизненный опыт отражается в его теле. Но сложив вместе детали, можно получить впечатление о степени индивидуального владения собой (self-possession). Взгляд, выражение лица, положение головы, осанка и поза тела, цвет кожи, мышечный тонус, тембр голоса, постановка ног, подвижность таза, спонтанность жестов и многое другое составляет общую картину. Если картина представляет собой целостность, ин-тегрированность и самообладание, мы понимаем, что человек «весь здесь», а значит он владеет собой и эмоционально здоров. В теле шизоида эти качества отсутствуют. В этом случае мы имеем дело с брошенным, оставленным телом, которое в ужасе покинула душа.
ОБРАЗ ТЕЛА
Здоровый человек имеет ясный ментальный образ собственного тела, который он может выразить вербально и изобразить графически. Он способен описать выражение своего лица, осанку, позу. Он может нарисовать фигуру, которая несомненно изображает человеческое тело. Шизоид этого сделать не может. Его рисунки часто бывают странными и стилизованными, и это ясно говорит о том, насколько слабо его представление о собственном теле.
В первой главе я говорил о конфликте между эго-представлением и реальностью тела, который бывает заметен исследователю. Тема данной главы — разница между представлением о себе как социальном существе (эго-представление) и тем, как человек видит себя в качестве физического существа (образ тела). Степень несоответствия этих образов или представлений о себе определяет степень шизоидного отклонения. Слабость образа тела компенсируется чрезмерно раздутым эго-представлением. Для самого пациента чрезмерность его эго-представления становится очевидной, когда он улавливает, что оно контрастирует с образом тела, отраженным, к примеру, в нарисованных им человеческих фигурах.
Рисунки человеческой фигуры указывают на многие аспекты того образа тела, которое есть у человека. Они рассказывают нам о степени интегрированности, о том, насколько гармонично состояние частей тела, о чувствовании поверхности тела, о признании сексуальных характеристик, об основном качестве «настроя» тела и о той позиции, которую занимает человек по отношению к собственному телу. Есть одна причина, по которой фигура на рисунке столь показательна. Она состоит в том, что человек рисует эти фигуры не с натуры, а опираясь