Он оказывает почёт старшим и тем, кто обладает теми или иными достоинствами
Руководство ислама побуждает мусульман не презирать людей, а относиться к ним с уважением, тем более в таких случаях, когда они заслуживают этого в особой мере. Более того, в исламе уважение к старшим, знающим и обладающим теми или иными достоинствами иного рода рассматривается как одна из основных нравственных норм, соблюдение которой даёт человеку право называться членом исламского общества, тогда как несоблюдение её лишает его не только этого права, но и чести принадлежности к исламской общине, на что указывают слова благородного посланника (мир ему и благословение Аллаhа), который сказал:
«He относится к общине моей тот, кто не уважает старших среди нас, не жалеет младших и не отдаёт должное тем, кто обладает знанием.» (Ахмад и Ат-Табарани)
Проявление уважения к старшим в обществе и предпочтение их тем, кто младше их, является показателем уровня прогресса этого общества, свидетельством усвоения основ нравственности его членами и признаком их воспитанности и великодушия. Этим и объясняется то, что, закладывая основы исламского общества и укрепляя его нравственные устои, посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) всегда стремился прививать душам мусульман это качество.
Одним из свидетельств этого может служить то, что когда в его присутствии первым начал говорить Абду-р-Рахман ибн Сахль, являвшийся самым младшим из членов прибывшей к посланнику Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) делегации, он сказал ему: "Старшему, старшему!",[162] после чего Абду-р-Рахман умолк, а тот, кто был старше его, начал говорить.
Посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) придавал вопросу о необходимости отдавать должное старшим и обладающим теми или иными достоинствами такое значение, что даже объявил проявление уважения к ним одним из признаков почитания Аллаhа, так как он сказал:
«Поистине, признаком почитания Аллаhа Всевышнего является проявление уважения к седому мусульманину, человеку, помнящему Коран наизусть, который не преступает границ и не чуждается,[163] и справедливому правителю.» (Абу Дауд)
Подобное воспитание оказало своё благотворное воздействие на души первого поколения мусульман, и среди них появились люди, которые в полной мере восприняли эти достойные качества, являя своим поведением исключительные образцы проявления уважения к старшим и людям, обладавшим теми или иными достоинствами. В качестве примера можно привести Абу Са'ида Самуру ибн Джундуба, да будет доволен им Аллаh, который сказал:
"При жизни посланника Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) я был ещё юношей и запоминал то, что он говорит, мне же мешало говорить лишь то, что рядом находились люди, которые были старше меня". (Аль-Бухари и Муслим)
Другой пример проявления уважения к старшим и достойным людям, которому необходимо следовать всем мусульманам, показал Абдулла ибн Умар, да будет доволен им Аллаh. Сообщается, что однажды, когда он присутствовал в собрании посланника Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) где находились также Абу Бакр и Умар, посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) задал один вопрос, ответ на который был известен Ибн Умару, однако он промолчал из уважения к Абу Бакру и Умару. Вот что говорит об этом сам Ибн Умар, да будет доволен им Аллаh: "Посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
"Скажите мне, какое дерево, которое с дозволения своего Господа приносит плоды во всякое время и листья которого не осыпаются, подобно мусульманину?" Я сразу подумал, что это пальма, но не захотел ничего говорить, потому что там находились Абу Бакр и Умар. Поскольку они ничего не сказали, Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) сам дал ответ: "Это — пальма", а когда я вышел наружу вместе со своим отцом,[164] то сказал ему: "О батюшка, я сразу подумал, что это пальма". Он спросил: "Так что же помешало тебе ответить? Если бы ты дал ответ, мне это было бы приятнее, чем то-то и то-то!" Я сказал: "Мне помешало лишь то, что я увидел, что ни ты, ни Абу Бакр ничего не говорите, и поэтому я тоже не захотел (говорить)". (Аль-Бухари и Муслим)
В исламском обществе ислам отводит людям места в соответствии с их достоинствами, что делается по велению посланника Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа). Об этом упоминает имам Муслим в начале своего "Сахиха", где он пишет: "И передают, что Аиша, да будет доволен ею Аллаh, сказала: "Посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) велел нам отводить места людям в соответствии с их достоинствами".
Отводить людям места в соответствии с их достоинствами значит признавать их достоинства и отдавать предпочтение улемам, знатокам и чтецам Корана, а также людям, отличающимся большим умом и обладающим большими заслугами.
Объясняется это тем, что в исламском обществе улемы будут занимать высокое положение до тех пор они не перестанут быть хранителями шариата Аллаhа, открыто говорить правду и оставаться стражами религиозных обрядов ислама. Это почётное место отвёл им Сам Аллаh Всевышний, который сказал:
«Разве равны между собой те, которые знают, и те, которые не знают? Поистине, вспоминают только обладающие разумом!» (Толпы, 9)
Высокое место в исламском обществе занимают также знатоки и чтецы Корана, о чём говорится в достоверных хадисах, где указывается, что их следует назначать имамами во время молитв, отводить им лучшие места и оказывать им почёт в собраниях.
Так, например, сообщается, что посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
«Имамом для людей во время общих молитв должен быть тот из них, кто больше всех помнит наизусть из Книги Аллаhа, если же в этом они равны, то — тот, кто лучше всех знает сунну, если же и в этом они равны, то — тот из них, кто раньше других совершил хиджру,[165] а если они равны и в этом, то — самый старший из них, и пусть ни в коем случае подвластный не становится имамом для того, кому он подвластен, и пусть в доме его он не садится на место хозяина, если не будет на то его позволения.» (Муслим)
А чуть раньше мы уже приводили хадис, в котором сообщается, что посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
«Поистине, признаком почитания Аллаhа Всевышнего является проявление уважения к седому мусульманину, знающему Коран наизусть, который не преступает границ и не чуждается, и справедливому правителю.» (Абу Дауд)
Известно также, что когда посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) занимался погребением мучеников ислама, павших на поле боя во время битвы при Ухуде, будучи вынужденным укладывать в одну могилу по двое покойных, он останавливался у каждой могилы и спрашивал: "Кто из них больше помнил из Корана?", и когда ему указывали на одного из них, он укладывал его в могилу прежде другого. (Аль-Бухари)
К числу прекрасных наставлений Пророка (мир ему и благословение Аллаhа), имеющих отношение к тому, что людям следует отводить достойные их места, относятся и те слова, которые он произнёс однажды, выравнивая ряды перед молитвой:
«Пусть сразу за мной становятся достойные и разумные из вас.» (Муслим)