Результаты педагогического эксперимента
С учетом анализа литературных источников, а также данных оценки функционального состояния студенток, их низкой физической работоспособности, среднего уровня физических качеств, специфики гинекологических заболеваний была разработана оздоровительная технология и содержание занятий ритмической гимнастикой, построена основная направленность программы для данного контингента на комплексном подходе, позволившем соединить оздоровительный и танцевальный стили.
При построении программы занятий ритмической гимнастикой для студенток с гинекологическими заболеваниями учитывались и реализовались с учетом контингента основные методические принципы физического воспитания: сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, динамичности.
Важное значение при разработке комплексов придавалось эффективному развитию силы, гибкости, ловкости, выносливости. При этом главным образом учитывались физиологические особенности женского организма с учетом гинекологических заболеваний.
С учетом перечисленных особенностей была разработана общая структура занятий ритмической гимнастикой.
Комплекс подразделялся на части, в основу комплекса была положена традиционная трехчастная форма занятий. При этом подготовительная часть составляла 10—15 %, основная – 80—85 % и заключительная – 10—15 % общего времени занятий.
Основной задачей подготовительной части занятия являлась активация организма, в первую очередь его эмоциональной сферы; подготовка организма к нагрузкам основной части. Первые 3—5 минут комплекса составляли легкие, с точки зрения энергетических затрат, развивающие гимнастические упражнения. Далее упражнения усложнялись, способствуя разогреванию мышц и суставов, совершенствуя скоростные и скоростно-силовые качества, координацию. Упражнения подготовительной части выполнялись из исходного положения стоя. Упражнения этой части урока исключали значительную нагрузку на вестибулярный аппарат (упражнения в равновесии, резкие движения головой); упражнения с фиксированным положением нижней части тела, сопровождающиеся статистической нагрузкой на крупные мышечные группы ног. Для этого выполнение упражнений сопровождалось небольшими произвольными продвижениями в различных направлениях; небольшими полуприседаниями, поочередными сгибаниями и разгибаниями ног и т.д. Последовательность упражнений, включенных в подготовительную часть комплекса, определялась необходимостью постепенного возрастания нагрузки. Для этого комплекс начинался упражнениями с преимущественным участием в работе мелких мышечных групп: рук, плечевого пояса, шеи; затем последовательно и постепенно включались упражнения для более крупных мышечных групп: туловища, ног. В подготовительной части урока ритмической гимнастики использовалось большое количество движений, выполняемых одновременно в нескольких суставах, т.е. связанных с одновременной работой мышц плечевого пояса, туловища, ног. Заканчивалась подготовительная часть энергичной танцевальной серией. Частота сердечных сокращений при выполнении общеразвивающих упражнений (в конце части) составляла 130 уд/мин, после выполнения танцевальных движений — 160 уд/мин.
Вторая часть занятия — основная — составляла до 80 % общего времени урока. Основной задачей этой части являлось улучшение лимфо- и кровообращения в органах полости малого таза, положительные метаболические сдвиги при воспалительных процессах гениталий, ликвидация венозного застоя, а также тренировка опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Это наиболее нагрузочная часть, связанная с работой больших мышечных групп. Упражнения выполнялись в положении стоя сразу после подготовительной части на растягивание и широкую амплитуду, но большая часть упражнений этой части выполнялись в партере (сидя или лежа на полу). Необходимость применения такой серии исходила из задач основной части и создавала реальную возможность для избирательного тренировочного воздействия на отдельные мышечные группы. Сюда входило большое количество упражнений аэробного характера. В основной части урока отсутствовали упражнения, требующие резкой смены исходных положений. В комплекс урока были включены коррегирующие упражнения с учетом имеющихся гинекологических заболеваний, а также упражнения, выполняемые в дистальных отделах конечностей (кисти рук, ступни ног) с целью улучшения кровообращения.
Основная часть занятий базировалась на четырех сериях упражнений различной нагрузочности:
1) серия упражнений в положении стоя;
2) танцевальная серия, включающая энергичные танцы;
3) серия упражнений партерная в положении сидя, лежа, коленно-кистевом положении, коленно-локтевом;
4) танцевальная серия.
При этом серия в положении партера условно делилась на упражнения локального и глобального характера. Длительность занятия — 60 мин.
Исходя из имеющихся рекомендаций, просмотра программ ведущих специалистов, а также личного опыта, был подобран достаточно обширный материал для занятий в двигательном плане. Серии упражнений были разбиты на части движений, соединений элементов согласно их направленности. Интервалы между блоками движений заполнялись динамичными паузами расслабления.