Основные принципы горизонтальной организационной структуры.
Построение организации вокруг бизнес-процессов. Чаще всего это: разработка продукта, производство продукта, сбыт, поддержка клиентов. Таких процессов должно быть не более 5, у каждого должны быть специфичные цели и параметры и свой полноправный руководитель.
Уплощение иерархии.Сокращение числа «надзирателей» и контролеров, объединение задач, исключение работ, не создающих стоимости, уменьшение числа обслуживающих каждый процесс.
Создание межфункциональных групп (команд).Эти группы должны составить основу организационной структуры. Они самоуправляемы и ориентированы на единую цель и несут полную ответственность за результат.
Потребитель — главный оценщик достижений. Критерием эффективности является степень удовлетворенности потребителей, а не курс акций или прибыль. Суть смены акцентов в том, что высокая удовлетворенность потребителей «принесет» нам прибыль, улучшит имидж и повысит капитализацию.
Сильные стороны:
-гибкость и быстрота реакции на изменения потребностей заказчиков;
-повышается автономия и инициатива работников;
-акцент смещается в сторону командной работы и сотрудничества;
-улучшается психологический климат в организации (разделение ответственности за принятые решения)
Слабые стороны:
-значительные затраты труда и времени на описание процессов;
-изменение культуры, которое не может пройти безболезненно;
-повышенные требования к квалификации работников для выполнения многих функций в команде;
-необходимость формулирования четких критериев качества для внешних и внутренних потребителей.
21. Модульная структура. Слабые и сильные стороны модульной структуры организации.
Новый подход к организации предприятия с разделением полномочий между его подразделениями получил название “динамической сетевой организации” или организации с модульной структурой. Сетевая структура означает распределение основных функций между отдельными подразделениями и организациями. Координация действий осуществляется небольшим центральным офисом или “брокером”. Главное отличие такой структуры в том, что основные операции, такие как производство, разработка новой продукции, сервис, бухгалтерский учет не собраны под одной крышей, а выполняются отдельными организациями (подразделениями) по контракту или по какой-либо другой договоренности. Связь центрального офиса с данными организациями (подразделениями) осуществляется (как правило) с использованием электронных средств и глобальной сети передачи данных. Крупные промышленные фирмы, специализирующиеся на выпуске электронной аппаратуры и компьютеров, такие как Compaq и IBM, прежде полностью выполнявшие самостоятельно весь цикл разработки и производства техники, теперь заказывают по своим чертежам и технологическим картам производство аппаратуры азиатским компаниям. Так им удается понизить себестоимость своей продукции и легче выдерживать конкуренцию с производителями более дешевых аналогов.
Сильные стороны:
-Возможность сконцентрировать усилия персонала на решении нескольких основных задач, заказывая выполнение других функций, таких как доставка, бухгалтерский учет, а также производство специалистам вне компании;
-Присутствие организации во многих странах мира, а также возможность завоевывать рыночные позиции везде, где есть такая возможность;
-Гибкость в выборе рабочей силы, поскольку выполнение любой функции, будь то инженерная разработка или сервис можно заказать, условно говоря, любой профильной компании в какой угодно точке мира;
-Есть возможность получать прибыль без крупных инвестиций в предприятия, оборудование и торговые помещения;
Слабые стороны:
-Отсутствие контроля за многими видами работ;
-Риск, связанный с выходом партнера из бизнеса;
-Слабая приверженность работников к организации и высокая текучесть кадров (работники понимают, что они могут быть легко заменены)