Партнерство как собственность
А потому проверь, если связываешь себя навсегда,
не найдется ли еще чего-нибудь получше...
Вильям Тоуш
Способность отличать управление от владения
История: «Что имеешь, то имеешь»
Набожный человек стоял на коленях в мечети, поглощенный молитвой. А другому прихожанину бросились в глаза его великолепные, искусно сотканные туфли с загнутыми носами. Он уже представил себе, как было бы прекрасно, если бы у него тоже были такие туфли. Шаг от мысли к делу часто бывает гораздо короче, чем обычно думают. Сзади он подошел к молящемуся и прошептал ему на ухо: «Ты же знаешь, что молитва не достигает слуха Аллаха, если ты молишься в туфлях». Верующий прервал свою молитву и так же тихо прошептал в ответ: «Если моя молитва и не будет услышана, то мне по крайней мере останутся мои туфли!»
Разъяснение
Сближение таких понятий, как партнерство и собственность, «не предусмотрено законами природы», а находится в связи с общественным строем, в котором собственности придают особое значение. Человек хочет владеть тем, что ему нравится, а в том, чем он обладает, он хотел бы быть уверенным. Иногда, правда, бывает и так, что от собственности хотят избавиться. Партнер превращается в объект, которым хотели бы распорядится как собственностью: «В нашем большом доме с тремя детьми для моего мужа уже нет места». Это сказала мне учительница, стремившаяся освободиться от своего мужа, которым раньше завладела с фантастической верой в то, что они предназначены друг для друга навсегда. •
Случай: «30 объектов на конвейере»
Научный работник в возрасте 42 лет, за последний год потерявший работоспособность, пришел ко мне на прием по поводу психосоматических расстройств. Он описал их так: боли в животе, ощущение, будто в нижней части живота - камни, приступы потливости, скованность, сильное сердцебиение, аритмия, состояния страха, тошнота, холодные руки, внутреннее беспокойство, неуверенность, чувство старения, понос, головные боли, тянущая боль в затылке, судороги, затрудненное дыхание, узкая грудная клетка.
Применение позитивного подхода помогло ему перейти от перечисления симптомов к конфликту. Он рассказал, что развелся со своей второй женой семь лет тому назад, но не может оставить ее, и они до сих пор живут в одной квартире, но сексуальных отношений между ними нет уже несколько лет. До вступления в брак, женившись в первый и второй раз и после развода он был знаком приблизительно с 30 женщинами, у них были сексуальные контакты. Он рассказал далее:
«Красота всегда производила на меня сильное впечатление и привлекала. Но у меня никогда не хватало смелости первым заговорить с женщиной, которая мне очень нравилась. Женщины же часто первыми заговаривали со мной. Взаимное влечение мне не пришлось испытать, а также не довелось найти адекватного партнера по сексу, такого, каким я его себе представлял.
Чаще всего я находил в партнере много такого, что мне не нравилось. Может быть, у меня слишком высокие требования. Я часто занят самим собой.
Поиски идеального партнера были для меня всегда обременительны, я никогда всерьез этим не занимался. Школа, образование, профессия отнимали много времени и сил. Теперь я чувствую, что сам не могу быть партнером по сексу. За последние годы после всего I пережитого у меня ни с кем не было связи. Сексуальное влечение заметно ослабело. Теперь я испытываю большую неуверенность в себе. Тем не менее, я не отказался бы от брака с идеальной женщиной».
Помимо всего этого, следующие микротравмы сыграли немаловажную роль.
«Я только тогда уверен в своих действиях, когда они обозримы для меня. Мне всегда требуется очень много времени на разные жизненные дела, я с трудом принимаю решения. Мне нужно собирать и хранить большой материал - это связано с моей профессией. У меня слишком много накопилось, но я почти ничего не могу выбросить.
Сюда относятся и воспоминания раннего детства. Я принадлежу к поколению военного времени. Моей способности все держать в памяти мне уже явно не хватает, потому мне нужна справочная картотека. Все, что связано с моими воспоминаниями, тоже наполняет мою квартиру, например картины и т.п.
У меня много всяких интересов, из-за чего я очень разбрасываюсь. Если я начинаю какое-нибудь дело, то довожу его до конца. Начинаю испытывать от этого переутомление».
Пациент понимает свою импотенцию как неспособность к сексуальной активности и удовлетворению от нее. В виде контрконцепции я предложил ему такое толкование: «У Вас есть способность уйти из конфликтного поля сексуальности. Наша совместная работа должна быть направлена на то, чтобы Вы изменили к лучшему отношения к своему телу, к Вашему партнеру, к деятельности, общению и будущему».
Развитие тех актуальных способностей, которым пациент до этого не уделял должного внимания, привело его к изменению взгляда на жизнь. Он смог тогда «оставить» свою жену, с которой давно развелся, и переехать на другую квартиру.
Толкование: «Варианты собственности»
То, чем человек хочет владеть, он может купить. Некоторые поэтому покупают себе партнера. Собственность можно и делить... Чтобы владеть чем-нибудь на длительный срок, нужно уметь оберегать и лелеять то, чем владеешь. Это означает не ограничивать партнера в его возможностях развития, а принимать его вместе с его социальным окружением и поощрять. Единство и гармонию в партнерстве можно обрести только благодаря открытости для всех сфер социальной жизни, а не изоляции и исключительному интересу к себе и партнеру. Назовем эти сферы: тело - деятельность/успех - контакты -фантазия и будущее. Другой вариант закрепления своего обладания партнером - это притязание на власть над ним посредством сексуальности. Сексуальная связь используется для того, чтобы привязать к себе партнера. «Если он переспал со мной, он мой». «Если у меня от него ребенок, то он обязан заботиться о нем и обо мне». Партнера заверяют в том, что якобы были все меры предосторожности, чего на самом деле не было сделано.
Другие культуры
На Востоке все по-другому. Расширенная семья участвует в выборе партнера и со своей стороны ставит определенные условия, которые обязывают обоих партнеров быть членами этой семьи. Весь день восточный человек посвящает работе и друзьям, вечер - семье и гостям, конец недели - всей большой семье, участвуя в общих делах и выполняя различные обязанности. Жене он принадлежит в спальной комнате. О своих зачастую патриархальных притязаниях он дает знать членам большой семьи и всем родственникам, которые, если это нужно, защищаются от его произвола.
Практические выводы
Актуальная способность «единство» - это способность вступать в отношения с другими людьми, группами, живыми существами, понимать взаимосвязь предметов и явлений.
Единство в этом смысле слова позволяет рассматривать партнерство как часть целого и, следовательно, каждый из партнеров не может быть абсолютно независимым. Единство, целостность личности, включающие в себя также самосознание, зависят от развития актуальных и базовых способностей.
Как об этом спрашивают?
Вы довольны Вашим внешним видом, состоянием здоровья, Вашей физической трудоспособностью? Вы довольны своими чертами характера и способностями?
В чем Вы видите смысл Вашей жизни и чему придаете особое значение: собственному благополучию, семье, особым группам, например, национальным, всему человечеству, лучшему будущему? Чувствуете ли Вы, что Вы в ладу с самим собой? Есть ли у Вас чувство единства с окружающим миром или Вы противопоставляете себя ему? Чувствовали ли Вы, что Вашим родителям все нравилось в Вашем характере и в его направлениях? Если не все, то на какие стороны характера они обращали особое внимание, а какие были упущены или недостаточно развиты?
Все, что бы мы ни делали, находится в связи со всем, что нас окружает, даже если мы не хотим этого понимать или замечать. Совокупность зависимых величин в определенной ситуации составляет единство. Терапия - это не только устранение нарушений, но и восстановление единства. Болезнь, страдание, кризис - это не универсальные нарушения, а нарушения отдельных сфер.
Партнерство как наказание
Искусство жить на девяносто процентов состоит из
умения ладить с теми людьми, которых терпеть не можешь.
Сэм Гольдвейн