Проблема восстановления в спорте

КУРСОВАЯ РАБОТА

Автор курсовой работы _____________________Слободенюк А.В.

Специальность 050100 «Физическая культура»

Руководитель работы ____________________________ Киреева Ю.В.

Саранск 2013

Содержание

Введение …………………………………………...………………………………..4

1. Проблема восстановления в спорте…..…………...…………………………….6

1.1. Послерабочие изменения психических функций в условиях выполнения физической нагрузки различной направленности…….………………………......6

1.2. Особенности метаболических состояний у человека при мышечной деятельности…………………………………..………….…...………………………...9

1.3. Биохимия утомления и биохимические процессы в период отдыха после мышечной работы………….…………………………………………………….. ...11

2. Средства восстановления для достижения спортивного результата……………………………………………………………………….….................17

2.1. Педагогические средства…………………….…………………….…….........17

2.2. Психологические средства…………………………………......…….…….…20

2.3. Гигиенические средства………………..………………………….…….……23

2.4. Медико-биологические средства…………………………………….……….26

Заключение ………………………………………………………….……...………29

Список использованных источников ………………………………….….………35

Введение

Еще в античные времена, когда состязались между собой атлеты Древней Греции, Рима помимо известных средств восстановления и повышения работоспособности применяли различные "чудодейственные" средства, мази. С тех далеких времен многое изменилось, предела физического совершенства нет, но проблема эффективного восстановления и повышения высокой работоспособности посредством различных лекарственных средств до сих пор остается одной из самых интересных и острых тем.

Восстановление – это биологическое уравновешивание организма, его отдельных функций, органов, тканей, клеток после интенсивной мышечной работы. Прежде чем говорить о восстановлении организма спортсмена после тренировочных нагрузок, следует сказать о симптомах утомлении, недовосстановления. Ими являются: снижение работоспособности, быстроты и силы мышечных сокращений, ухудшение координации движений, отсутствие желания тренироваться, вялость, скованность в движениях, апатия; иногда боли в мышцах, плохой аппетит, сон и т.д. Возможен ряд нарушений в психической деятельности спортсмена: раздражительность, конфликтность, нетерпимость по отношению к товарищам, тревожность и др. Могут быть изменения со стороны сердечно-сосудистой системы, нервно-мышечного аппарата, биохимических показателей биологических жидкостей: крови, слюны. Происходит разлад в деятельности различных органов и систем организма.

Установлено, что восстановительные процессы в зависимости от их направленности в одних случаях могут обеспечить рост работоспособности, а в других привести к ее снижению. При этом в организме могут развиваться два противоположных состояния: нарастание тренированности – если восстановление обеспечивает восполнение энергетических ресурсов, или переутомление – если восстановление энергетических ресурсов не происходит. Однако, не следует забывать, что иногда целесообразно выполнять двигательную нагрузку на фоне неполного восстановления.

Как уже было сказано, восстановление является одним из важнейших факторов повышения работоспособности. На сегодняшний день существует большое количество средств восстановления, которые делятся на три группы: педагогические, медико-биологические и психологические. Все они играют немаловажную роль в подготовке спортсмена высокого уровня. Педагогические средства восстановления определяют режим и правильное сочетание нагрузок и отдыха на всех этапах многолетней подготовки спортсменов (рациональное планирование тренировочного процесса, правильное построение отдельного тренировочного занятия с использованием средств для снятия утомления, варьирование интервалов отдыха между отдельными упражнениями и тренировочными занятиями, разработка системы планирования, разработка специальных физических упражнений с целью ускорения восстановления работоспособности).

Средства психологического воздействия весьма разнообразны. К психотерапии относятся внушенный сон-отдых, мышечная релаксация, специальные дыхательные упражнения, к психопрофилактике — психорегулирующая тренировка (индивидуальная и коллективная), к психогигиене — разнообразный досуг, комфортабельные условия быта, снижение отрицательных эмоций.

Особое место средств восстановления, способствующих повышению физической работоспособности, занимают медико-биологические средства, к числу которых относятся: рациональное питание, фармакологические препараты и витамины, белковые препараты, спортивные напитки, кислородный коктейль, физио- и гидротерапия, различные виды массажа, бальнеотерапия, баровоздействие, бани и т.д.

В нашей работе остановимся более подробно на использовании фармакологических препаратов, а так же совокупности применения методов восстановления.

Актуальность вопроса состоит в том, что восстановление является составной частью тренировки, поэтому интенсификация тренировочного процесса стала возможной при условии широкого использования восстановительных средств.

Проблема состоит в том, что восстановление так же важно, как и сама тренировка, поскольку не возможно достичь высоких результатов только за счет увеличения объема и интенсивности нагрузок.

Проблема восстановления в спорте

Наши рекомендации