Понятие о способности к психологической интерпретации и адекватному пониманию невербального поведения
Ситуации общения в силу их разнообразных особенностей независимо от воли партнеров превращаются в единую творческую задачу, решение которой зависит от ряда умений, способностей субъекта познания, которые формируются в сфере социально-психологической практики и по своей сути являются социально-психологическими свойствами личности, ее социальными способностями. Для психологии невербального общения, межличностного познания особое значение имеет разработка проблемы социальных способностей личности, в структуру которых входит ряд социально-перцептивных способностей, в том числе и способность к адекватной интерпретации и пониманию невербального поведения человека. Современная социальная психология, рассматривая проблему социальных способностей личности, обращается также к таким явлениям, как социально-психологическая, социально-перцептивная компетентность, которая также определяется через ряд составляющих ее способностей, умений и навыков.
Наряду с социально-перцептивной компетентностью рассматриваются, как комплекс социальных способностей, социальный интеллект, интеллект межличностных отношений, социальное воображение, социальная проницательность, социально-психологическая наблюдательность, социально-перцептивные умения и навыки (12, 24, 73, 77, 89, 95, 146, 175). Перечисленные понятия и соответствующие им явления стали предметом теоретического анализа и экспериментального изучения сравнительно недавно. Одной из причин активизации внимания исследователей к сфере социальных способностей личности было открытие того факта, что закономерности развития познавательной сферы личности, опосредованные предметной деятельностью, не совпадают с особенностями ее формирования как субъекта познания, общения, социальной практики взаимодействия. «Способность понимания внутреннего подтекста, — как считал А. Р. Лурия, — это особая сторона психической деятельности, которая может совершенно не коррелировать со способностью к логическому мышлению» (111. С. 246).
О, Салливен, Д. Гилфорд и Р. де Милль еще в середине 60-х годов провели исследование, в котором показали, что существует группа способностей, развитие которых не зависит от уровня развития «реального интеллекта» (260). На основе разработанной ими модели интеллекта они предсказали существование тридцати различных социальных или поведенческих умений, связанных со способностью понимать мысли, чувства и намерения другого человека. О. Салливен и др. разработали батарею тестов, включающих двадцать три социально-перцептивных задачи (фотоизображения различных видов невербального поведения, его элементов). Испытуемые одновременно были обследованы с применением социально-перцептивных задач и тестов, направленных на измерение «реального интеллекта». В результате факторного анализа ответов участников эксперимента были получены факторы, включающие только данные о решении социально-перцептивных задач. Из проведенного математического анализа данных следовало, что существует ряд умений, способностей, которые отличаются по сферам приложения. Один класс умений и способностей был определен авторами, как «социальный интеллект», другой класс умений и способностей — соотнесен с понятием «реального» (предметного) интеллекта. Из этой работы также следовал вывод о том, что уровень развития «социального интеллекта» не совпадает с уровнем развития «реального», что эти два явления развиваются относительно независимо друг от друга.
В отечественной психологии также сложилось мнение, что социально-перцептивная компетентность, социальный интеллект связаны с решением определенного класса задач в сфере общения (24, 89, 95, 146). Так, социальная проницательность раскрывается в быстром и адекватном познании людей и отношений, складывающихся между ними, в умении прогнозировать поведение партнеров. Социальный интеллект проявляется в способности усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере, в умении человека адекватно воспринимать и интерпретировать личность и поступки другого или какую-либо жизненную ситуацию. Социально-психологическая наблюдательность также заявляет о себе в ситуации решения задач о взаимоотношениях людей (24, 74, 77, 89).
Социально-перцептивные способности, умения, навыки рассматриваются в связи с поиском индивидуального своеобразия окружающих людей. Адекватность отражения свойств и качеств личности, точность прогнозирования воздействия на партнера расцениваются исследователями как показатели уровня развития социально-перцептивных способностей.
Разнообразие терминов и понятий, связанных со сферой социальных способностей личности, отражают его разноуровневые характеристики. В то же время в определении явлений, стоящих за этими понятиями, есть ряд общих моментов. Во-первых, они трактуются как способность, следовательно, сопряжены с определенной деятельностью, являются личностным образованием. Во-вторых, предметом этих способностей выступает установление отношений между событиями, в которых действующими лицами являются другие люди. В-третьих, основным показателем наличия или отсутствия способности к решению задач на установление отношений между событиями в сфере общения является адекватность интерпретации, точность понимания, прогнозирования, воздействия, выбранного речевого и неречевого способа обращения. В-четвертых, в каком бы контексте ни рассматривались социальные способности, они описываются как сложное структурное образование, состоящее из ряда способностей.
Социально-перцептивные способности занимают одно из первых мест в структуре социальных способностей личности. Они входят в нее в качестве сложного социально-психологического образования, формирующегося в результате взаимодействия одного человека с другим, как структурное образование, обеспечивающее адекватное отражение психических состояний человека, его свойств, качеств, отношений и взаимоотношений.
Употребление понятия «способность» в контексте проблемы общения межличностного познания, на наш взгляд, не случайно. Во-первых, адекватность познания людей, их свойств, состояний, прогнозирование их отношений и взаимоотношений не существуют вне контекста определенной деятельности и являются залогом успешности многих видов профессиональной деятельности. На эту особенность социально-перцептивных процессов указывалось на протяжении всей истории развития отечественной психологии познания людьми друг друга. Во-вторых, в процессе исследования особенностей восприятия и понимания свойств и качеств личности другого человека были получены данные, которые свидетельствуют о больших индивидуальных различиях в успешности решения социально-перцептивных задач. И наконец, несмотря на то, что умения и навыки, полученные в общении, знания о психических интерпретации и пониманию невербального поведения характеристиках личности, такие когнитивные образования, как стереотипы, эталоны, оказывают влияние на эффективность общения как психологической деятельности, они сами являются в определенной степени следствием свойственных личности качеств социально-перцептивного процесса, уровня развития ее социальных способностей.
Социально-перцептивные способности как личностное образование связано с ее многообразными подструктурами и в силу этого факта последние могут опосредовать процесс отражения отношения, обращения. «В некоторых случаях бывает, — пишет С. Л. Рубинштейн, — что на базе генерализованных процессов, открывающих большие возможности, надстраивается слабо отработанная система операций и из-за несовершенства этого компонента способностей, а также условий характерологического и эмоционально-волевого порядка продуктивность оказывается относительно незначительной» (159. С. 229). Возникает ситуация нереализованных социально-перцептивных способностей не только по причине отсутствия «групповых обстоятельств», их актуализации, но и по личностной причине. Данный вывод не противоречит известному утверждению, смысл которого сводится к тому, что социально-перцептивные феномены — это интерсубъективные образования и особенности формирования социально-перцептивных способностей личности, критерии их актуализации могут быть поняты лишь в контексте реального взаимодействия людей в условиях конкретной совместной деятельности. Мы хотели лишь подчеркнуть, что особенности функционирования социально-перцептивных способностей личности могут рассматриваться не только как следствие сформированности самой общности, но необходимо принимать во внимание развитие социально-перцептивной способности как целостной характеристики личности, связанной с ее деятельностью и определяющей ее систему отношений в группе, ее статус и положение в коллективе.
Предметом социально-перцептивной способности являются состояния, качества личности, отношения, взаимоотношения. В силу вторичной природы субъектных свойств по отношению к объектным свойствам человека они не даны непосредственному восприятию, а воссоздаются посредством социального мышления, интеллекта, социального воображения. Следовательно, установление связей между невербальным, экспрессивным поведением и психологическими характеристиками личности и общения предполагает наличие особого рода способностей. Одной из них является способность к адекватной интерпретации и точному пониманию невербального поведения.
В работах, в которых ставилась задача изучения социально-перцептивных способностей, как правило, рассматриваются отдельные ее составляющие, «импрес-сивная способность» — способность к различению эмоциональных состояний по интонации голоса, эмпа-тийная способность соотносится чаще всего с умением распознавать состояния по выражению лица, способность к распознанию качеств личности, целей, мотивов, способность к распознанию отношений личности и т. д. Уровень развития способностей выясняется в связи с определенной профессией или категорией лиц, по этой причине имеющиеся в исследованиях обобщения не могут быть в полной мере использованы при рассмотрении генезиса, структуры социально-перцептивных способностей личности. При этом в работах приведены различные перечни компонентов социально-перцептивных способностей, о чем свидетельствуют вышеуказанные определения способностей, а также выбранные методы репрезентации этого сложного личностного образования. Фиксация социально-перцептивных знаний, умений осуществляется в подавляющем количестве экспериментов на вербальном уровне, что не всегда соответствует специфике репрезентации социально-перцептивного потенциала личности в обыденном общении.
На наш взгляд, исходя из специфики формирования невербального поведения, его роли и места в общении, можно говорить о более сложной структуре способности к адекватной интерпретации и пониманию другого человека и различных способах ее репрезентации в общении. Основанием для определения ее составляющих являются данные о различной индикативной и регулятивной специфике видов невербального поведения, его элементов, результаты о зависимости успешности интерпретации невербального поведения от степени его целостности, а также установленный факт о различных способах репрезентации точности понимания невербального поведения. Исходя из этих данных можно считать, что способность к адекватному пониманию невербального поведения представляет сложное образование, включающее ряд способностей. Каждая из них может быть рассмотрена по крайней мере в трех аспектах: 1) в плане форм невербального поведения как объекта понимания. С этой точки зрения способность к адекватному пониманию невербального поведения будет включать способность к адекватному восприятию, к оценке индивидуального невербального поведения и его элементов, способность к точному пониманию невербальной интеракции; 2) в плане психологических интерпретант невербального поведения, наиболее важными здесь являются способность к адекватному определению состояний, способность к установлению связей между невербальным поведением и качествами личности, способности к оценке отношений и взаимоотношений партнеров общения; 3) в функциональном плане способность к точному пониманию невербального поведения будет состоять из способности к адекватной идентификации различных психологических характеристик личности и группы и способности адекватно использовать невербальное поведение как средство регуляции отношений в общении.
Любая способность, в том числе и способность к адекватному пониманию невербального поведения, заявляет о себе в контексте определенной деятельности, в связи с соответствующими ей социально-перцептивными задачами. В этой связи сама деятельность может быть представлена как иерархия более частных или более общих задач, решение которых направлено на достижение ее целей. Если в качестве способа диагностики способности к адекватному пониманию невербального поведения можно использовать задачу, то возникает вопрос о критериях подбора задач. На наш взгляд, критерии определения способностей, образующих структуру способности к адекватному пониманию, и критерии определения задач должны совпадать. Исходя из этого принципа нами была разработана методика диагностики уровня развития способности к адекватному пониманию невербального поведения (см. приложение 2).
Так как способность к адекватному пониманию невербального поведения сопряжена с социально-перцептивной деятельностью, а та в свою очередь опосредована ситуацией общения и совместной деятельностью, то можно считать, что ее развитие и особенности функционирования опосредованы рядом социально-психологических и индивидно-личностных факторов. Иными словами, с одной стороны, сама способность формируется в результате взаимодействия общения и совместной деятельности, а с другой стороны — уровень ее развития является характеристикой личности как субъекта определенной деятельности, а с третьей стороны, ее формирование опосредовано особенностями взаимодействия личности субъекта общения и ситуацией ее социального развития. В таком контексте уровень развития способности к адекватному пониманию невербального поведения выступает фактором более высокого порядка и аккумулирует в себе влияние объективных (виды невербального поведения) и дифференциально-психологических условий успешного понимания невербального поведения.
Итак, способность к адекватному пониманию невербального поведения представляет сложное образование, которое может быть описано на основе ряда параметров: по формальным характеристикам невербального поведения, по его содержательным параметрам, по функциональному критерию и на основе способов репрезентации адекватности понимания невербального поведения в общении. Тип сложившихся интерпретационных схем выступает и как следствие развития способности к пониманию невербального поведения, и как важнейший социально-психологический, личностный фактор, оказывающий влияние на особенности проявления социальных способностей в реальном общении.