Понятие о способности к психологической интерпретации и адекватному пониманию невербального поведения

Ситуации общения в силу их разнообразных осо­бенностей независимо от воли партнеров превращают­ся в единую творческую задачу, решение которой за­висит от ряда умений, способностей субъекта познания, которые формируются в сфере социально-психологи­ческой практики и по своей сути являются социально-психологическими свойствами личности, ее социальны­ми способностями. Для психологии невербального общения, межличностного познания особое значение имеет разработка проблемы социальных способностей личности, в структуру которых входит ряд социально-перцептивных способностей, в том числе и способность к адекватной интерпретации и пониманию невербаль­ного поведения человека. Современная социальная пси­хология, рассматривая проблему социальных способно­стей личности, обращается также к таким явлениям, как социально-психологическая, социально-перцептивная компетентность, которая также определяется через ряд составляющих ее способностей, умений и навыков.

Наряду с социально-перцептивной компетентностью рассматриваются, как комплекс социальных способно­стей, социальный интеллект, интеллект межличностных отношений, социальное воображение, социальная про­ницательность, социально-психологическая наблюда­тельность, социально-перцептивные умения и навыки (12, 24, 73, 77, 89, 95, 146, 175). Перечисленные понятия и соответствующие им явления стали предметом теоре­тического анализа и экспериментального изучения сравнительно недавно. Одной из причин активизации внимания исследователей к сфере социальных способ­ностей личности было открытие того факта, что зако­номерности развития познавательной сферы личности, опосредованные предметной деятельностью, не совпа­дают с особенностями ее формирования как субъекта познания, общения, социальной практики взаимодей­ствия. «Способность понимания внутреннего подтекста, — как считал А. Р. Лурия, — это особая сторона пси­хической деятельности, которая может совершенно не коррелировать со способностью к логическому мышле­нию» (111. С. 246).

О, Салливен, Д. Гилфорд и Р. де Милль еще в сере­дине 60-х годов провели исследование, в котором пока­зали, что существует группа способностей, развитие ко­торых не зависит от уровня развития «реального интеллекта» (260). На основе разработанной ими моде­ли интеллекта они предсказали существование тридца­ти различных социальных или поведенческих умений, связанных со способностью понимать мысли, чувства и намерения другого человека. О. Салливен и др. раз­работали батарею тестов, включающих двадцать три социально-перцептивных задачи (фотоизображения различных видов невербального поведения, его элемен­тов). Испытуемые одновременно были обследованы с применением социально-перцептивных задач и тестов, направленных на измерение «реального интеллекта». В результате факторного анализа ответов участников эк­сперимента были получены факторы, включающие только данные о решении социально-перцептивных задач. Из проведенного математического анализа дан­ных следовало, что существует ряд умений, способностей, которые отличаются по сферам приложения. Один класс умений и способностей был определен авторами, как «социальный интеллект», другой класс умений и способностей — соотнесен с понятием «реального» (предметного) интеллекта. Из этой работы также сле­довал вывод о том, что уровень развития «социального интеллекта» не совпадает с уровнем развития «реаль­ного», что эти два явления развиваются относительно независимо друг от друга.

В отечественной психологии также сложилось мне­ние, что социально-перцептивная компетентность, со­циальный интеллект связаны с решением определенно­го класса задач в сфере общения (24, 89, 95, 146). Так, социальная проницательность раскрывается в быстром и адекватном познании людей и отношений, складыва­ющихся между ними, в умении прогнозировать пове­дение партнеров. Социальный интеллект проявляется в способности усматривать и улавливать сложные отно­шения и зависимости в социальной сфере, в умении человека адекватно воспринимать и интерпретировать личность и поступки другого или какую-либо жизнен­ную ситуацию. Социально-психологическая наблюда­тельность также заявляет о себе в ситуации решения задач о взаимоотношениях людей (24, 74, 77, 89).

Социально-перцептивные способности, умения, на­выки рассматриваются в связи с поиском индивидуаль­ного своеобразия окружающих людей. Адекватность отражения свойств и качеств личности, точность про­гнозирования воздействия на партнера расцениваются исследователями как показатели уровня развития соци­ально-перцептивных способностей.

Разнообразие терминов и понятий, связанных со сферой социальных способностей личности, отражают его разноуровневые характеристики. В то же время в определении явлений, стоящих за этими понятиями, есть ряд общих моментов. Во-первых, они трактуются как способность, следовательно, сопряжены с опреде­ленной деятельностью, являются личностным образованием. Во-вторых, предметом этих способностей высту­пает установление отношений между событиями, в которых действующими лицами являются другие люди. В-третьих, основным показателем наличия или отсут­ствия способности к решению задач на установление отношений между событиями в сфере общения явля­ется адекватность интерпретации, точность понимания, прогнозирования, воздействия, выбранного речевого и неречевого способа обращения. В-четвертых, в каком бы контексте ни рассматривались социальные способ­ности, они описываются как сложное структурное об­разование, состоящее из ряда способностей.

Социально-перцептивные способности занимают одно из первых мест в структуре социальных способ­ностей личности. Они входят в нее в качестве сложно­го социально-психологического образования, формиру­ющегося в результате взаимодействия одного человека с другим, как структурное образование, обеспечиваю­щее адекватное отражение психических состояний че­ловека, его свойств, качеств, отношений и взаимоотно­шений.

Употребление понятия «способность» в контексте проблемы общения межличностного познания, на наш взгляд, не случайно. Во-первых, адекватность познания людей, их свойств, состояний, прогнозирование их от­ношений и взаимоотношений не существуют вне кон­текста определенной деятельности и являются залогом успешности многих видов профессиональной деятель­ности. На эту особенность социально-перцептивных процессов указывалось на протяжении всей истории развития отечественной психологии познания людьми друг друга. Во-вторых, в процессе исследования особен­ностей восприятия и понимания свойств и качеств лич­ности другого человека были получены данные, кото­рые свидетельствуют о больших индивидуальных различиях в успешности решения социально-перцеп­тивных задач. И наконец, несмотря на то, что умения и навыки, полученные в общении, знания о психических интерпретации и пониманию невербального поведения характеристиках личности, такие когнитивные образо­вания, как стереотипы, эталоны, оказывают влияние на эффективность общения как психологической деятель­ности, они сами являются в определенной степени след­ствием свойственных личности качеств социально-пер­цептивного процесса, уровня развития ее социальных способностей.

Социально-перцептивные способности как личнос­тное образование связано с ее многообразными под­структурами и в силу этого факта последние могут опосредовать процесс отражения отношения, обраще­ния. «В некоторых случаях бывает, — пишет С. Л. Ру­бинштейн, — что на базе генерализованных процессов, открывающих большие возможности, надстраивается слабо отработанная система операций и из-за несовер­шенства этого компонента способностей, а также усло­вий характерологического и эмоционально-волевого порядка продуктивность оказывается относительно не­значительной» (159. С. 229). Возникает ситуация нереа­лизованных социально-перцептивных способностей не только по причине отсутствия «групповых обстоя­тельств», их актуализации, но и по личностной причи­не. Данный вывод не противоречит известному утвер­ждению, смысл которого сводится к тому, что социально-перцептивные феномены — это интерсубъ­ективные образования и особенности формирования социально-перцептивных способностей личности, кри­терии их актуализации могут быть поняты лишь в кон­тексте реального взаимодействия людей в условиях конкретной совместной деятельности. Мы хотели лишь подчеркнуть, что особенности функционирования со­циально-перцептивных способностей личности могут рассматриваться не только как следствие сформирован­ности самой общности, но необходимо принимать во внимание развитие социально-перцептивной способно­сти как целостной характеристики личности, связанной с ее деятельностью и определяющей ее систему отно­шений в группе, ее статус и положение в коллективе.

Предметом социально-перцептивной способности являются состояния, качества личности, отношения, взаимоотношения. В силу вторичной природы субъек­тных свойств по отношению к объектным свойствам человека они не даны непосредственному восприятию, а воссоздаются посредством социального мышления, интеллекта, социального воображения. Следовательно, установление связей между невербальным, экспрессив­ным поведением и психологическими характеристика­ми личности и общения предполагает наличие особого рода способностей. Одной из них является способность к адекватной интерпретации и точному пониманию невербального поведения.

В работах, в которых ставилась задача изучения со­циально-перцептивных способностей, как правило, рас­сматриваются отдельные ее составляющие, «импрес-сивная способность» — способность к различению эмоциональных состояний по интонации голоса, эмпа-тийная способность соотносится чаще всего с умени­ем распознавать состояния по выражению лица, спо­собность к распознанию качеств личности, целей, мотивов, способность к распознанию отношений лич­ности и т. д. Уровень развития способностей выясняет­ся в связи с определенной профессией или категорией лиц, по этой причине имеющиеся в исследованиях обобщения не могут быть в полной мере использованы при рассмотрении генезиса, структуры социально-пер­цептивных способностей личности. При этом в работах приведены различные перечни компонентов социально-перцептивных способностей, о чем свидетельствуют вышеуказанные определения способностей, а также выбранные методы репрезентации этого сложного лич­ностного образования. Фиксация социально-перцептив­ных знаний, умений осуществляется в подавляющем ко­личестве экспериментов на вербальном уровне, что не всегда соответствует специфике репрезентации соци­ально-перцептивного потенциала личности в обыден­ном общении.

На наш взгляд, исходя из специфики формирования невербального поведения, его роли и места в общении, можно говорить о более сложной структуре способно­сти к адекватной интерпретации и пониманию другого человека и различных способах ее репрезентации в общении. Основанием для определения ее составляю­щих являются данные о различной индикативной и регулятивной специфике видов невербального поведе­ния, его элементов, результаты о зависимости успеш­ности интерпретации невербального поведения от сте­пени его целостности, а также установленный факт о различных способах репрезентации точности понима­ния невербального поведения. Исходя из этих данных можно считать, что способность к адекватному пони­манию невербального поведения представляет сложное образование, включающее ряд способностей. Каждая из них может быть рассмотрена по крайней мере в трех аспектах: 1) в плане форм невербального поведения как объекта понимания. С этой точки зрения способность к адекватному пониманию невербального поведения будет включать способность к адекватному восприя­тию, к оценке индивидуального невербального поведе­ния и его элементов, способность к точному пониманию невербальной интеракции; 2) в плане психологических интерпретант невербального поведения, наиболее важ­ными здесь являются способность к адекватному опре­делению состояний, способность к установлению свя­зей между невербальным поведением и качествами личности, способности к оценке отношений и взаимо­отношений партнеров общения; 3) в функциональном плане способность к точному пониманию невербально­го поведения будет состоять из способности к адекват­ной идентификации различных психологических харак­теристик личности и группы и способности адекватно использовать невербальное поведение как средство регуляции отношений в общении.

Любая способность, в том числе и способность к адекватному пониманию невербального поведения, заявляет о себе в контексте определенной деятельности, в связи с соответствующими ей социально-перцептив­ными задачами. В этой связи сама деятельность может быть представлена как иерархия более частных или более общих задач, решение которых направлено на достижение ее целей. Если в качестве способа диагно­стики способности к адекватному пониманию невер­бального поведения можно использовать задачу, то воз­никает вопрос о критериях подбора задач. На наш взгляд, критерии определения способностей, образую­щих структуру способности к адекватному пониманию, и критерии определения задач должны совпадать. Ис­ходя из этого принципа нами была разработана мето­дика диагностики уровня развития способности к адек­ватному пониманию невербального поведения (см. приложение 2).

Так как способность к адекватному пониманию не­вербального поведения сопряжена с социально-перцеп­тивной деятельностью, а та в свою очередь опосредо­вана ситуацией общения и совместной деятельностью, то можно считать, что ее развитие и особенности фун­кционирования опосредованы рядом социально-психо­логических и индивидно-личностных факторов. Иными словами, с одной стороны, сама способность формиру­ется в результате взаимодействия общения и совмест­ной деятельности, а с другой стороны — уровень ее развития является характеристикой личности как субъекта определенной деятельности, а с третьей сто­роны, ее формирование опосредовано особенностями взаимодействия личности субъекта общения и ситуаци­ей ее социального развития. В таком контексте уровень развития способности к адекватному пониманию не­вербального поведения выступает фактором более высокого порядка и аккумулирует в себе влияние объективных (виды невербального поведения) и диффе­ренциально-психологических условий успешного пони­мания невербального поведения.

Итак, способность к адекватному пониманию невер­бального поведения представляет сложное образование, которое может быть описано на основе ряда парамет­ров: по формальным характеристикам невербального поведения, по его содержательным параметрам, по функциональному критерию и на основе способов реп­резентации адекватности понимания невербального поведения в общении. Тип сложившихся интерпрета­ционных схем выступает и как следствие развития спо­собности к пониманию невербального поведения, и как важнейший социально-психологический, личностный фактор, оказывающий влияние на особенности прояв­ления социальных способностей в реальном общении.

Наши рекомендации