Проведение психологического консультирования
В соответствии с существующими этапами психологического консультирования (подготовительного, настроечного, диагностического, рекомендательного, контрольного) в практике психологического консультирования применяют процедуры – группы объединенных по целевому назначению приемов ведения психологического консультирования, с помощью которого решаются его задачи. В числе процедур выделяют: встречи с клиентом, эмоционально-положительный настрой клиента, снятие психологических барьеров, эмпатическое слушание, активизация мышления и памяти клиента, подкрепление, убеждение, разъяснение, поиск взаимоприемлемого решения, уточнение деталей, конкретизация. В свою очередь, процедуры осуществляются путем реализации техники психологического консультирования – специальных приёмов, которые консультант использует на каждом из этапов психологического консультирования. Техника может быть, как универсальной (одинаково применимой на каждом этапе психологического консультирования), так и специфичной – более подходящей для того или иного частного этапа психологического консультирования
Консультация начинается с личной встречипсихолога-консультанта с военнослужащим – это I этап психологического консультирования (настроечный). Консультанту или его помощнику рекомендуется встречать военнослужащего, стоя у входа в помещение консультации, где будет проводиться консультирование и первым представиться клиенту. Одежда психолога-консультанта при этом должна соответствовать выдержанному стилю и тону, без излишней вычурности. Желательно отдавать предпочтение брюкам для удобства в проведении различных методик. Слишком праздничная одежда психолога-консультанта может выглядеть контрастно по сравнению с будничной одеждой военнослужащего, и он в этом случае также будет чувствовать себя неловко. Существуют исключительные ситуации, касающиеся выборы одежды психологом. К примеру, яркий цвет или аксессуары необходимы иногда во внешнем виде консультанта для привлечения концентрации внимания военнослужащего. В целом, лучше всего, если консультант будет одет в брючный костюм пастельного тона удобного покроя, туфли на небольшом устойчивом каблуке. На голове аккуратная прическа или убранные и расчесанные волосы, неброский макияж, ухоженные руки и ногти.
В рамках общей процедуры встречи клиента психологу-консультанту рекомендуется применить следующий технический прием: выбирать место своего расположения при встрече клиента таким образом, чтобы в момент встречи оказаться лицом к лицу военнослужащим и проводить его на место. Как отмечалось ранее, помещение, в котором проводится психологическое консультирование должно быть оборудовано удобными креслами. стоящими друг напротив друга и журнальным столиком. Чаще всего кресла располагают таким образом, что одно из них обращено в сторону окна, другое к двери. Консультанту будет удобнее работать с хорошо освещенным лицом военнослужащего, тщательно прослеживая эмоции и мимику (за исключением случаев излишней пугливости клиента, постоянно оборачивающегося в сторону двери). Поэтому, предлагая выбрать наиболее удобное место самому военнослужащему необходимо указать жестом руки место, где он будет сидеть во время проведения консультации, пропустить его вперед и дать возможность первому занять свое место. Это рекомендуется делать потому, что данное действие может предупредить возникновение у военнослужащего чувства растерянности и психологически определить для него ситуацию, не ставя его в неловкое положение, предоставив ему возможность вести себя раскованно и вполне самостоятельно. Кроме того, уже в этот момент, наблюдая за тем, как военнослужащий идет к своему месту, как он садится и какую при этом занимает позу, психолог-консультант может сделать о нем немало полезных выводов для дальнейшего успешного проведения консультации.
Никаких специальных разговоров с военнослужащим не рекомендуется начинать до тех пор, пока военнослужащий не займет свое место и не расположится на нем достаточно удобно. Во-первых, вести с человеком разговор на ходу, особенно тогда, когда он идет на свое место и садится, невежливо. Во-вторых, человек, идущий, ищущий свое место и занимающий его, в момент совершения подобных действий сосредоточивает свое внимание в основном на том, что он делает, и поэтому будет не очень внимательно слушать то, что ему говорит психолог-консультант. В-третьих, любой человек, который только что пришел в психологическую консультацию, вначале будет не вполне готов к серьезному и содержательному разговору с психологом-консультантом по поводу своей проблемы. Военнослужащий или будет волноваться, или еще некоторое время находиться во власти переживаний и мыслей, связанных со своими предыдущими делами. В любом случае военнослужащему необходимо время для того, чтобы успокоиться и психологически настроиться на серьезный разговор с консультантом.
В момент появления военнослужащего в помещении психологической консультации там должно быть тихо, и желательно, чтобы никто, кроме психолога-консультанта и, возможно, его помощника, в помещении не находился для успокоения и преодоления барьера перед исповедью клиента.
Прежде чем начинать разговор с военнослужащим по существу его дела – по той проблеме, с которой он обратился в психологическую консультацию, – следует, расположившись рядом с военнослужащим, сделать небольшую паузу в разговоре для того, чтобы военнослужащий смог успокоиться и настроиться на предстоящую беседу. Как только военнослужащий успокоится и психологически будет готов слушать консультанта, можно начинать содержательный разговор о проблеме военнослужащего.
Беседу с военнослужащим следует начинать со знакомства с ним как с человеком, уточняя то, что важно для консультирования, но не отмечено в карточке военнослужащего. Техника, относящаяся к началу беседы с военнослужащим, включает в себя приемы, которые может использовать психолог-консультант, лично знакомясь с военнослужащим и приступая к детальному выяснению его проблемы. Формы приветствия человека и формы приглашения войти в помещение:
Встретившись лицом к лицу с военнослужащим после того, как он занял свое место и удобно расположился, психолог-консультант, с внимательным и доброжелательным выражением лица.
Начинается II этап психологического консультирования(диагностический) после того, как психолог-консультант обычно делает паузу в беседе с военнослужащим, необходимую для того, чтобы предоставить военнослужащему возможность собраться с мыслями и обстоятельно ответить на поставленные перед ним вопросы. Если пауза затягивается, и военнослужащий затрудняется ответить на заданные ему вопросы, волнуется или, начав разговор, вдруг прерывает его, то психологу-консультанту не рекомендуется сразу же вмешиваться в сложившуюся ситуацию. Консультанту в этом случае лучше терпеливо и доброжелательно ждать, пока военнослужащий сам не продолжит разговор. При достаточном умении и опыте психолога-консультанта через систему наводящих, дополнительных вопросов он сможет довольно быстро «разговорить» военнослужащего, сняв у него психологический барьер, и получить от него необходимую информацию. Для совершенствования собственных коммуникативных умений и навыков психологу-консультанту рекомендуется освоить следующие краткие формы речевого этикета, которые при встрече с военнослужащим в психологической консультации могут оказаться ему полезными.
Исповедью в психологическом консультировании называется адресованный психологу-консультанту подробный, искренний, эмоционально насыщенный рассказ военнослужащего о себе и о своей проблеме. Время от времени психолог-консультант может задавать военнослужащему вопросы, уточняя кое-что для себя, но, не мешая военнослужащему в его исповеди. Необходимо следить за тем, чтобы вопросы психолога-консультанта не сбивали военнослужащего с мысли, не вызывали у него раздражения, напряжения, сопротивления, не порождали желание прервать разговор или же просто перевести его на формальные рельсы или на другую тему.
Консультант во время слушания военнослужащего должен запоминать имена, даты, факты, события и многое другое, что важно для понимания личности военнослужащего, для поиска оптимального решения его проблемы, выработки правильных и эффективных выводов и рекомендаций.
Лучше всего запоминать информацию, поступающую от военнослужащего, без ее письменной фиксации. Однако если психолог-консультант не вполне уверен в своей памяти, то, попросив на то разрешение военнослужащего, он вполне может делать краткие письменные записи услышанного от военнослужащего, в том числе и во время исповеди.
Создать благоприятную психологическую атмосферу для исповеди военнослужащего кроме описанных выше приемов, используемых в основном в начале проведения психологического консультирования, можно также с помощью следующих практических действий психолога-консультанта, предпринимаемых уже во время проведения самой исповеди.
1. Вербальная поддержка того, что говорит и делает военнослужащий во время исповеди – прием требует пояснения. Иногда во время исповеди военнослужащий может говорить то, с чем психолог-консультант не согласен, например высказывать свои, не вполне обоснованные, претензии к психологу-консультанту, к проводимой консультации, к обстановке и т.д.
В этом случае психолог-консультант не должен, открыто возражать военнослужащему, тем более – начинать спорить с ним. Гораздо разумнее при возникновении подобной ситуации поступить следующим образом: признав прямо или косвенно, открыто или молча право военнослужащего на критику, предложить ему отложить спорные вопросы и обсудить их в конце консультации.
Если военнослужащий все же настаивает на немедленном обсуждении данных вопросов и, более того, требует, чтобы поставленные им вопросы были решены здесь и теперь, то консультант-психолог может поступить одним из следующих способов:
1) прервать на время консультирование и постараться как можно быстрее разрешить спорные вопросы;
2) отложить психологическую консультацию и перенести ее на другое, более подходящее, время, когда все спорные вопросы будут решены;
3) вообще отказаться от дальнейшего проведения психологической консультации, вежливо извинившись перед военнослужащим и объяснив ему, почему консультацию пришлось прервать и почему поставленные им вопросы не могут быть решены, а претензии – удовлетворены.
В том случае, если военнослужащий говорит психологу-консультанту нечто такое, что прямо не относится к условиям проведения консультации, но связано с сутью обсуждаемой проблемы, консультант может переключиться на разговор по вопросу, поднятому военнослужащим, если ему, конечно, есть что сказать военнослужащему по соответствующему поводу.
Тем не менее, в процессе исповеди все же не желательно, чтобы психолог-консультант выражал свое несогласие с военнослужащим в чем-либо. Лучше не возражать военнослужащему, а поступить следующим образом: отметив про себя и для себя тот пункт в действиях и высказываниях военнослужащего, который требует обсуждения и возражений, продолжать далее внимательно и доброжелательно, до конца слушать исповедь военнослужащего. К обсуждению же спорных вопросов стоит вернуться только после того, как консультация будет завершена и принято решение по основной проблеме, волнующей военнослужащего.
2. «Зеркализация» – прием заключается в незаметном для военнослужащего повторении его высказываний и движений; «зеркализировать», в частности, можно жесты, мимику, пантомимику, интонацию, ударение, паузы в речи военнослужащего и т.п.
Зеркализация особенно важна в те моменты проведения исповеди, когда военнослужащий бросает мимолетные взгляды на консультанта, рассказывая о себе и о своей проблеме.
3. «Перифраза» – краткая, текущая реплика психолога-консультанта, произносимая им во время исповеди военнослужащего и предназначенная для прояснения, уточнения смысла того, что говорит военнослужащий.
В случае применения перифразы психолог-консультант, слушая военнослужащего, во время естественных пауз, возникающих в речи военнослужащего, кратко, своими словами, в виде утверждений или вопросов повторяет то, что сказал военнослужащий, и, в свою очередь, ждет от военнослужащего подтверждения или опровержения правильности его понимания.
Перифразу можно начинать, например, словами: «Итак,...», «Вы сказали...», «Правильно ли я вас понял, вы сказали...».
Можно просто повторить последние слова, произнесенные военнослужащим, но в вопросительной форме, ожидая, соответственно, от него подтверждения или опровержения правильности сказанных слов.
4. «Обобщение» – прием, который внешне чем-то напоминает перифразу, но относится не к тому последнему, что сказал военнослужащий, а к целому высказыванию, состоящему из нескольких суждений или предложений. В отличие от перифразы, которая буквально повторяет последнюю мысль военнослужащего, обобщение представляет собой вольную, но достаточно точную передачу его мысли в обобщенной форме.
Обобщение можно начинать, например, со следующих слов: «Итак, если обобщить и в краткой форме выразить то, что вы сказали, то можно ли это сделать так...?» «Если подвести краткий итог сказанному, то можно ли это передать так...?» «Если я вас правильно понял, то смысл сказанного вами сводится к следующему... Так ли это?»
5. Прием эмоциональной поддержки военнослужащего, когда психолог-консультант внимательно выслушивает военнослужащего, следует за его мыслью, стараясь в нужные моменты исповеди, в то время, когда военнослужащий обращает на него внимание, внешне выражать поддержку того, что говорит военнослужащий, в том числе демонстрировать положительные эмоции, подкрепляющие слова и действия военнослужащего. Это может быть, например, выражение военнослужащему сочувствия, сопереживания, удовлетворения тем, что он говорит.
6. Прием постановки перед военнослужащим стимулирующих его мышление вопросов типа «Что?» «Как?» «Каким образом?» «Зачем?» «Почему?». Он обычно используется тогда, когда психологу-консультанту необходимо что-либо прояснить для себя в мыслях военнослужащего, а также тогда, когда сам военнослужащий испытывает определенные затруднения в том, что и как говорить дальше.
7. Овладение и использование в разговоре с военнослужащим особенностей его языка – прием психологического консультирования, который заключается в следующем. Консультант, внимательно слушая военнослужащего, старается уловить особенности стиля его речи, обращая внимание на слова, фразы, выражения и обороты, часто используемые военнослужащим. Определив и усвоив это, психолог-консультант через некоторое время сам начинает сознательно пользоваться теми же речевыми приемами в общении с военнослужащим, то есть незаметно для военнослужащего начинает воспроизводить особенности его речи.
В результате между военнослужащим и психологом-консультантом возникает психологическая общность ибольшее взаимопонимание, чем было вначале. Военнослужащий, в свою очередь, бессознательно начинает воспринимать психолога-консультанта как психологически близкого к нему человека и оказывается более расположенным к нему.
Важно, однако, не переборщить в использовании этого приема, чтобы у военнослужащего не возникло впечатление, что психолог-консультант передразнивает его.
Для того чтобы сделать правильные выводы из исповеди военнослужащего и не ошибиться в оценке его проблемы, а также для того, чтобы
убедить самого военнослужащего в верности интерпретации его исповеди, психолог-консультант в процессе интерпретации исповеди должен придерживаться следующих правил:
1. Не спешить, не торопиться со своими выводами. Желательно после окончания исповеди военнослужащего сделать паузу в общении с ним длительностью от 10 до 15 минут, заполнив ее каким-либо делом, позволяющим отвлечься от слушания, поразмышлять, сделать выводы. Такой перерыв нужен не только психологу-консультанту, но и военнослужащему. За время перерыва он сможет отойти от исповеди, успокоиться, психологически настроиться на выслушивание консультанта и на конструктивный диалог с ним.
Рекомендуется, например, организовать во время такого перерыва чаепитие, пригласив к участию в нем военнослужащего и сказав ему о том, что во время чаепития может быть продолжен разговор о его проблеме. Перерыв, кроме того, даст возможность психологу-консультанту собраться с мыслями и задать, если нужно, дополнительные вопросы военнослужащему.
2. Консультанту важно проследить за тем, чтобы при интерпретации исповеди военнослужащего не были упущены какие-либо существенные детали и подробности, чтобы среди тех фактов, на основе которых будут сделаны выводы о проблеме военнослужащего и о способах ее решения, не оказалось таких, которые противоречат, не согласуются друг с другом. Если при интерпретации исповеди это важное правило не будет соблюдено, то противоречия в фактах неизбежно проявятся и в противоречиях в выводах, которые следуют из этих фактов. Это – известный закон логики мышления.
3. Необходимо также следить за тем, чтобы предлагаемая интерпретация фактов не оказалась односторонней, т.е. чтобы в ней не было явного предпочтения какой-либо одной теории или интерпретации перед другими.
Данное требование обусловлено тем, что любая из существующих теорий личности или межличностных отношений, которая может быть положена в основу интерпретации исповеди, неизбежно (по природе самих современных психологических теорий) является неполной и не учитывает все возможные факты.
Для того чтобы на практике не происходило односторонней интерпретации исповеди, необходимо еще на этапе общенаучной теоретической подготовки психолога-консультанта, а затем и на этапе приобретения им соответствующего профессионального опыта в интерпретации исповедей военнослужащих научить его умело пользоваться положениями самых различных теорий.
4. Из сказанного выше вытекает следующий важный вывод: любая из исповедей, какая бы она ни была по содержанию, не может
иметь одну, единственно возможную интерпретацию. Таких интерпретаций обязательно должно быть несколько и, как правило, столько, сколько существует разных теорий личности и межличностных отношений в психологии. Имеются в виду, конечно, не буквально все без исключения психологические теории, а только те из них, которые в понимании личности и межличностных отношений взаимно дополняют друг друга. Предлагаемых интерпретаций, вместе с тем, не должно быть слишком много, так как в противном случае их трудно будет согласовать друг с другом и в них можно будет просто запутаться.
Предлагая военнослужащему свою интерпретацию его проблемы, психолог-консультант должен все же, в конечном счете, дать единую, но не единственную (в теоретическом плане) трактовку данной проблемы.
Данное требование не противоречит тому, о чем говорилось выше. Дело в том, что положения, сформулированные в предыдущих пунктах, касаются в основном мышления самого психолога-консультанта, а не понимания сути проблемы самим военнослужащим. Ему в доходчивой и доступной форме необходимо сообщать сами выводы, а не теорию, на которой они основываются, т.е. только то, к чему в результате своих размышлений, в том числе теоретических, пришел психолог-консультант. И, кроме того, делать это следует в простой, доходчивой, а не в наукообразной, форме.
Из сказанного следует, что для того, чтобы научиться теоретически правильно, разносторонне и интегрировано интерпретировать исповедь военнослужащего, психолог-консультант сам должен стать разносторонне теоретически подготовленным практическим психологом. Хорошая общетеоретическая подготовка психолога-консультанта предполагает его глубокое знакомство с разными психологическими теориями, охватывающими круг тех проблем, с которыми люди могут обратиться в психологическую консультацию.
Но этого недостаточно, нужна, оказывается, еще и разносторонняя практическая подготовка психолога-консультанта в интерпретации проблем военнослужащего. Она, в частности, предполагает выработку умения не только интерпретировать исповедь военнослужащего, но и правильно формулировать свои выводы, пользуясь различными теориями.
Такие практические умения лучше всего вырабатываются в коллективной работе разных психологов-консультантов – специалистов, на хорошем профессиональном уровне владеющих различными психологическими теориями. Рекомендуется также чаще проводить так называемые психологические консилиумы, которые включают в совместную работу над одними и теми же проблемами разных по своей профессиональной ориентации специалистов. Такие консилиумы особенно полезны в начале самостоятельной практической деятельности психолога-консультанта.
К концу рассказа-исповеди военнослужащего у психолога-консультанта уже должно сложиться определенное представление о сути проблемы военнослужащего, а также предположения о возможных причинах проблемы и способах ее разрешения. Всем этим психолог-консультант должен непосредственно поделиться с военнослужащим по окончании исповеди и после сравнительно небольшой паузы, которая обычно необходима для того, чтобы консультант собрался с мыслями, а военнослужащий настроился на внимательное слушание консультанта.
Далее разговор продолжает психолог-консультант, а военнослужащий, слушая его, может задавать интересующие его вопросы и, если он этого пожелает, дополнять свою исповедь. Кроме того, в этой части консультации военнослужащий может выражать свое мнение о том, что сам услышит от психолога-консультанта.
Иногда психологу-консультанту недостаточно того, что о себе и о своей проблеме рассказал в исповеди военнослужащий. Для того, чтобы сделать более правильные выводы и сформулировать обоснованные рекомендации относительно сути и решения проблемы военнослужащего, психологу-консультанту иногда бывает нужна дополнительная информация о нем. В этом случае, прежде чем формулировать свои выводы и заключения, психолог-консультант проводит дополнительную беседу с военнослужащим или другими лицами, имеющими отношение к проблеме, возникшей у военнослужащего, и способными представить полезную для консультирования информацию. Для того чтобы военнослужащему были вполне понятны предлагаемые психологом-консультантом советы и рекомендации, а также для того, чтобы военнослужащий смог ими с успехом воспользоваться и добиться желаемого практического результата, при формулировке советов и рекомендаций психологу-консультанту следует придерживаться таких правил:
Правило 1. При формулировании советов и рекомендаций по практическому решению проблемы военнослужащего желательно, как и при интерпретации исповеди, предлагать ему не один-единственный, а сразу несколько, по возможности – разных, советов и рекомендаций.
Правило 2. Психологу-консультанту следует предлагать военнослужащему не только советы как таковые, но также и собственные оценки этих советов с точки зрения легкости или трудности следования им в решении возникшей проблемы.
Правило 3. Военнослужащему необходимо предоставлять возможность самостоятельно выбирать тот способ поведения, который он считает для себя наиболее подходящим.
Правило 4. В заключение психологической консультации очень важно обеспечить военнослужащего действенными средствами самостоятельного контроля успешности предпринимаемых практических действий по решению проблемы.
Правило 5. Предоставление военнослужащему дополнительной возможности получения от психолога-консультанта необходимых советов и рекомендаций уже в процессе практического решения проблемы.
Правило 6. Прежде чем завершить работу и предоставить военнослужащему возможность действовать самостоятельно, психолог-консультант обязан убедиться в том, что военнослужащий действительно все понял правильно, принял и без сомнений и колебаний готов действовать в нужном направлении.
Для того чтобы практически убедиться в этом, в конце консультации желательно вновь предоставить слово военнослужащему и попросить его ответить на следующие, например, вопросы:
1. Все ли для вас понятно и убедительно?
2. Расскажите о том, как вы собираетесь действовать дальше. Иногда полезно задать военнослужащему ряд конкретных вопросов, в ответах на которые выясняется степень понимания и принятия военнослужащим рекомендаций, полученных от психолога-консультанта.
IV рекомендательный этап психологического консультирования включает в себя следующие моменты: подведение итогов консультации и расставание с военнослужащим. Подведение итогов в свою очередь содержит краткое повторение результатов консультации, сути проблемы, ее интерпретации и выработанных рекомендаций по решению проблемы. По желанию военнослужащего эти рекомендации могут быть предложены ему не только в устной, но и в письменной форме.
Важно также, подводя итоги проведенной психологической консультации, совместно с военнослужащим наметить продуманную программу реализации выработанных рекомендаций, отметив в ней следующее: что, как, к какому конкретному сроку, и в какой форме должно быть сделано военнослужащим. Желательно, чтобы время от времени военнослужащий сообщал психологу-консультанту о том, как идут дела и как решается его проблема. Все это отмечается психологом-консультантом в регистрационной карточке военнослужащего, причем даже в том случае, если в процессе реализации полученных военнослужащим рекомендаций у него самого не возникает каких-либо особенных проблем, и он фактически дополнительно не обращается в это время к психологу-консультанту.
При расставании с ним военнослужащего обычно просят о том, чтобы он регулярно сообщал в психологическую консультацию (лучше всего – своему психологу- консультанту), как ему удается выполнять полученные рекомендации и каким является результат их практического выполнения (V этап - контрольный)
Получение обратной информации от военнослужащего можно стимулировать, в частности, обещанием ему провести с ним дополнительную, бесплатную консультацию, если он выполнит указанную выше просьбу.
В практике работы для успешного проведения психологического консультирования важна не только правильно организованная встреча военнослужащего в консультации и хорошая, продуктивная, профессиональная работа с ним, но также и продуманная процедура расставания с военнослужащим по завершении консультации. Весьма существенно, чтобы военнослужащий покинул психологическую консультацию в хорошем настроении, с полной уверенностью в том, что его проблема в результате реализации полученных рекомендаций будет успешно решена.
Безусловную уверенность в этом, прощаясь с военнослужащим, прежде всего должен продемонстрировать сам психолог-консультант. Ему, кроме того, следует проводить военнослужащего до выхода из помещения психологической консультации. Хорошее завершающее впечатление на военнослужащего обычно производит ситуация, в которой психолог-консультант, расставаясь с ним, дарит военнослужащему что-нибудь на память, например свою визитку или какой-либо сувенир, напоминающий о совместной работе в психологической консультации.
Наконец, очень важны самые последние слова, произносимые психологом-консультантом в тот момент, когда он расстается с военнослужащим. Вот примерные начала некоторых подходящих для этого случая фраз, которые соответствуют принятым нормам русского речевого этикета:
• Я вполне удовлетворен нашей встречей.
• Мы с вами приятно провели время.
• Мне было интересно с вами общаться.
• Хорошо, что мы обо всем договорились.
• Прекрасно, что мы нашли общий язык.
• Я доволен тем, что мы с вами добились взаимопонимания.
• Спасибо, что вы прислушались к моим советам.
• Спасибо за то, что вы согласились встретиться и побеседовать со мной.
• Спасибо за доставленное удовольствие общения с вами.
• Не могу больше вас задерживать.
• До свидания.
• До встречи!
• Всего хорошего!
• Всего доброго!
• Будьте здоровы!
• Счастливо!
• Всего!
• Пока!
• Мы еще с вами увидимся!
• Я с вами не прощаюсь!
• Не забывайте нас!
• Приходите!
• Заходите!
• Не пропадайте, дайте о себе знать!
• Милости просим к нам еще раз!
Последующее общение психолога-консультанта с военнослужащим, если оно необходимо, организуется и также проводится по заранее продуманному, определенному плану, который должен быть своевременно оговорен и согласован между психологом-консультантом и военнослужащим. В этом плане обычно фиксируются место, время и возможные темы (вопросы) для бесед психолога-консультанта с военнослужащим после завершения консультации. Эти беседы не обязательно должны проходить в очной форме, иногда достаточно бывает поговорить с военнослужащим по телефону или же обстоятельно ответить на его вопросы в письменной форме.
План возможных бесед консультанта и военнослужащего после консультации намечается психологом-консультантом совместно с военнослужащим. Иногда этот план готовится в письменном виде в двух экземплярах. Один из них остается у психолога-консультанта, а другой вручается военнослужащему.
В силу самых разных причин, иногда заранее не предвидимых и трудно устранимых, в процессе проведения психологического консультирования могут возникать ошибки, снижающие его результативность. Знание сути и источников этих ошибок, способов их предупреждения и устранения позволяет свести данные ошибки к минимуму, хотя, вероятно, полностью исключить их из практики проведения психологического консультирования невозможно.
Ошибки, часто появляющиеся в процессе консультирования, могут быть следующих основных типов (в каждом из перечисляемых ниже типов ошибок указывается также и их вероятная причина):
1. Неверное заключение психолога-консультанта о сути проблемы военнослужащего.
2. Неправильные рекомендации, предлагаемые психологом-консультантом военнослужащему.
3. Неправильные действия военнослужащего по выполнению рекомендаций, полученных от психолога-консультанта.
Каждый из перечисленных выше типов ошибок в консультировании можно, в свою очередь, разделить на подгруппы. Ошибки первого типа, в частности, делятся на следующие подгруппы:
1,а. Ошибки, совершаемые психологом-консультантом в силу недостаточно точной информации, получаемой им от военнослужащего в процессе проведения консультирования, особенно на стадии диагностики и исповеди.
1,6. Ошибки, допускаемые по причине неполноты информации, получаемой психологом-консультантом от военнослужащего.
1,в. Ошибки, допускаемые психологом-консультантом по причине его собственной склонности делать преждевременные выводы еще до того, как будет собрана вся необходимая для этого информация о военнослужащийе и от военнослужащего.
1,г. Ошибки, допускаемые в силу неправильной интерпретации психологом-консультантом тех фактов, которые ему были сообщены военнослужащим.
Есть некоторые типичные разновидности ошибок, входящие в обсуждаемую подгруппу ошибок. Рассмотрим их:
• ошибки, вызванные недостаточной общетеоретической подготовленностью психолога-консультанта,
• ошибки, порожденные тем, что психолог-консультант личностно идентифицирует себя с военнослужащим, начинает, сам того не замечая, судить о военнослужащийе по образу и подобию себя самого,
• ошибки, связанные с предвзятым, субъективным, слишком положительным или, напротив, явно выраженным отрицательным личным отношением психолога-консультанта к военнослужащему.
Ошибки второго типа делятся на следующие подгруппы:
2,а. Неверные рекомендации, данные психологом-консультантом военнослужащему.
2,6. Односторонние рекомендации, данные психологом-консультантом военнослужащему.
Эта ошибка может произойти по одной из следующих причин:
• в силу неполноты информации, полученной психологом-консультантом от военнослужащего,
• по причине невнимания психолога-консультанта к деталям того, о чем ему говорит военнослужащий,
• вследствие поспешности психолога-консультанта в выводах относительно проблемы военнослужащего,
• из-за недостаточной теоретической подготовки и односторонней теоретической ориентации психолога-консультанта в интерпретации исповеди военнослужащего.
Исключить полностью эту ошибку из практики психологического консультирования можно только в том случае, если своевременно будут устранены все ее возможные причины, указанные выше. Игнорирование любой из них грозит повторением данной ошибки.
2,в. В целом правильные, но практически полностью не выполнимые или же вовсе не исполнимые рекомендации психолога-консультанта военнослужащему.
Наконец, ошибки третьего типа можно разделить на следующие подгруппы:
3,а. Неправильные действия военнослужащего, порождаемые его неверным пониманием или недопониманием того, что ему советует делать психолог- консультант.
3,6. Неправильные действия военнослужащего, порожденные его нежеланием поступать именно так, как ему рекомендует поступать психолог-консультант.
3,в. Неправильные действия военнослужащего, вызванные объективной невозможностью вести себя так, как ему советует вести себя психолог-консультант, в силу, например, изменившихся условий жизни или каких-либо других, объективных жизненных обстоятельств.
Каждый из перечисленных типов ошибок способен существенно снизить эффективность психологического консультирования, поэтому их следует всячески избегать.
Для того чтобы исключить или свести к минимуму большинство названных ошибок, психологу-консультанту рекомендуется придерживаться следующих общих правил ведения психологического консультирования:
1. Психолог-консультант не должен строить никаких гипотез о сути проблемы военнослужащего до тех пор, пока достаточно полно не узнает о его личности и жизни.
2. Психологу-консультанту не следует давать военнослужащему никаких практических рекомендаций до тех пор, пока не будут оценены его индивидуальные поведенческие особенности, и пока достоверно не будет установлена возможность практической реализации военнослужащим рекомендаций консультанта.
3. Проводя психологическое консультирование и ставя психологический диагноз военнослужащему и его проблеме, психолог-консультант не должен рассматривать военнослужащего как объект бесстрастного изучения или как-то пытаться манипулировать или экспериментировать с ним.
4. Психолог-консультант не должен рассматривать военнослужащего так, как, например, следователь рассматривает своего подследственного, то есть пытаться его «расколоть» или «переиграть».
5. В психологическом консультировании за редким исключением не должно быть места личным воспоминаниям и собственно исповеди психолога-консультанта перед военнослужащим, то есть психолог-консультант и военнослужащий в процессе консультирования не должны меняться своими ролями.
6. Психологу-консультанту не следует стремиться понимать военнослужащего только по аналогии с самим собой. Его задача иная – постараться понять военнослужащего изнутри, как своеобразную, уникальную личность, отличную от него самого.
7. Занимаясь толкованием исповеди военнослужащего, психолог-консультант формулирует свои суждения о нем и о его проблеме в предположительной, но не в безапелляционно-утвердительной форме. Правильным будет высказывать их военнослужащему в виде гипотез, которые со своей стороны должен подтвердить или опровергнуть военнослужащий.
8. Опровержение толкования исповеди, предложенного психологом-консультантом, со стороны военнослужащего не всегда есть достаточное основание для того, чтобы консультант полностью отказался от такого толкования. Нередко опровержение или протест со стороны военнослужащего по поводу заключений консультанта является не более чем защитной реакцией и признаком того, что психолог-консультант думает правильно, что на самом деле предложенное им толкование верное.
9. Чем меньше профессионального опыта у психолога-консультанта, тем больше времени он должен уделять внимательному выслушиванию исповеди военнослужащего и тем осторожнее формулировать свои выводы.
10. Даже достаточно опытному психологу-консультанту полезно во время беседы с военнослужащим производить кое-какие записи, чтобы затем вернуться к ним и спокойно, не торопясь, поразмышлять над ними.
11. «Задача консультанта – помочь военнослужащему с готовностью принять на себя социальную ответственность, ...освободиться от... чувства неполноценности, направить его стремление в социально полезное русло».
12. «Задача консультанта – помочь военнослужащему обрести свое истинное "Я" и найти в себе мужество стать этим "Я"»
13. Иногда весьма полезно вести и затем анализировать видеозаписи хода психологической консультации. Объяснить их необходимость военнослужащему можно, сославшись, например, на то, что и он сам сможет лучше себя понять и успешнее решить свои проблемы, если увидит себя на экране как бы со стороны.
14. Задача психолога-консультанта на стадии исповеди заключается в том, чтобы умно и ненавязчиво подвести военнослужащего не только к осознанию, но и к правильному решению своей проблемы.
15. «Задача консультанта – подвести военнослужащего к принятию ответственности за свои поступки и за конечный итог своей жизни»2. Эта мысль известного консультанта определенно указывает на то, что гуманистически ориентированное психологическое консультирование направлено на оказание военнослужащему помощи в самостоятельном решении своей проблемы.
16. Профессия психолога-консультанта требует известного самоотречения, временного отказа от собственной личности (когда идет процесс консультирования), «чтобы обрести ее в другом военнослужащийе стократно обогащенной».
17. «На стадии исповеди консультант должен быть скуп на слова и тщательно взвешивать каждое свое слово».
18. Психолог-консультант – это не советчик. Его главная задача состоит в том, чтобы помочь военнослужащему научиться принимать ответственные решения самостоятельно.