Соответствие механизмов замещения уровню развития общей структуры деятельности у детей 5—7 лет
Возраст | Характер общей структуры деятельности | Особенности механизма замещения |
5 лет | Игровая форма деятельности | Замещение только в игровой ситуации |
Деятельность строится на основе конкретной ситуации прошлого опыта | Замещения не осуществляют | |
Выделение объекта | Замещение на основе действия уподобления | |
6 лет | Выделение объекта Выделение операций | Замещение на основе действия уподобления |
Выделение объекта и операций | Перенос операций с замещаемого на замещаю | |
щий предмет | ||
7 лет | Выделение объекта Выделение операций | Замещение на основе действия уподобления |
Выделение объекта и операций | Перенос операций с замещаемого на замещающий предмет |
Задание № 19. Особенности замещения предметного плана деятельности
Переход от предметных действий к их замещению другими предметами, моделями, знаками можно рассматривать как один из важнейших и специфических признаков умственной деятельности. Поэтому при изучении психологических механизмов умственной деятельности существенное место должно принадлежать исследованию особенностей процесса замещения у детей и его развития.
Согласно предположению Н. И. Непомнящей*, механизмы замещения определяются как характером усваиваемых средств замещения, так и общим, более широким опытом ребенка, а следовательно, уровнем его психического развития в целом. Поэтому можно предположить, что у ребенка складывается характерный для данного уровня его развития некоторый обобщенный механизм замещения, который проявляется в разных видах деятельности. На основе этого можно выделить определенные типы и уровни данного обобщенного механизма, которые имеют место в процессе умственного развития ребенка.
Мы говорим о замещении одного плана действий другим (например, о замещении предметов другими предметами, моделями, знаками) в тех случаях, когда:
— во-первых, действие замещения осуществляется в соответствии с той задачей, в которой требуется такое
замещение;
— во-вторых, заместитель отражает (моделирует) определенные (но не все) свойства замещаемого предмета (или предметных отношений), требуемые данной задачей;
— в-третьих, в действии замещения учитывается специфика замещаемых средств, которые должны моделировать, фиксировать выделенные в предмете свойства или
отношения.
Описание методики. Замещаемые объекты и заместители нарисованы на отдельных карточках одинакового размера. Эксперимент продолжается от 10 до 30 минут.
Стимульный материал: четыре пары картинок, отличающихся одним признаком, и заместители к ним (прилагаются). Рис. 46—49.
• См. кн.: Опыт системного исследования психики ребенка/Под ре;
Н. И. Непомнящей. — М., 1975.
Рис. 46
Рис.47
Опишем ход эксперимента в общем виде. Перед ребенком на стол выкладывают первую пару картинок, предлагаемых для загадывания.
Ребенку предлагаются две картинки с изображением на них реальных предметов, которые отличаются друг от друга только по одному специально выделенному признаку (размер, цвет, форма, количество). Одну из предлагаемых картинок загадывают. Испытуемому нужно выбрать из картинок-заместителей такую, которая, по его мнению, поможет другому человеку правильно определить загаданную. Подробно инструкция звучит так: «Смотри (экспериментатор выделяет одну из картинок), из этих двух картинок мы с тобой выбираем одну эту. Подвинь ее поближе. А теперь представь себе, что мы позовем сюда твою подругу (друга) и попросим его узнать, какую картинку из этих двух мы выбрали. Дело в том, что он должен ответить правильно с первого раза, поэтому ты можешь помочь ему, но только с помощью других картинок. Например, какую из этих двух (предлагается пара заместителей) ты выберешь, чтобы помочь твоему другу узнать, что мы выбрали (загадали) именно эту, а не ту картинку». Потом экспериментатор выясняет, почему ребенок сделал этот выбор. В каждой части эксперимента ребенку последовательно предлагаются пары заместителей, варьирующиеся по следующим типам:
1. Заместители — изображения реальных предметов, причем один из заместителей соответствует по смысловому содержанию замещаемому объекту.
2. Заместители — изображения объемных моделей, в которых, с точки зрения решаемой задачи, можно найти сходство с замещаемыми картинками.
3. Заместители — изображения плоскостных моделей.
4. Заместители — изображения предметов с неадекватным содержанием. ...Конфликт со степенью сходства данного заместителя (по другим признакам) с замещенным объектом.
Анализ результатов
I. Выбор заместителей по требуемому признаку (с точки зрения условий задачи) с одновременным учетом других конкретных признаков сходства заместителя с загаданной картинкой.
II. Выбор только по требуемому (с точки зрения задачи) признаку.
III. Выбор заместителей по смысловому содержанию, а не по требуемому признаку.
IV. Выбор по требуемому признаку после наводящих вопросов экспериментатора.
V. Выбор по конкретному сходству заместителя с замещаемым объектом, а не по требуемому признаку.
VI. Ситуативное обоснование выбора.
VII. Стереотипия признаков при использовании заместителей.
VIII. Отказ от выбора заместителей.
I — VIII — показатели, число которых учитывается в ходе эксперимента через суммирование одинаковых показателей, например: 6.11 + 5.VIII + 2.IV. Коэффициент, выраженный арабскими цифрами, показывает частоту появления того или иного варианта решения, который выражен римскими цифрами.
Сетка показателей, характеризующих решение задачи (пример одного из протоколов)
Требуемый признак | Реалистические предметы | Объемные модели | Плоскостные модели | Предметы с неадекватным содержанием |
Размер | II | II | II | II |
Цвет | VIII | II | VIII | |
Форма | VIII | IV | VIII | |
Количество | VIII | IV | II |
Опишем некоторые обобщенные типы отношения замещения, выделенные с помощью данной методики:
Тип | Содержание |
А | Выбор заместителей по требуемому признаку с учетом содержания или конкретности (испытуемые с показателями I и II) |
Б | Замещение только по требуемому признаку без учета содержания или конкретности (испытуемые с показателями II, IV, VIII) |
В | Выбор заместителей по смысловому содержанию или по конкретно-ситуативным признакам сходства (почти все показатели, кроме VIII) |
Г | Стереотипизация признаков (показатель VII) |
Д | Комбинированный тип отношения замещения со всеми качественными показателями |
Ф.И.О. ______________ Дата______
Форма протокола
№ пары | № | Вид выбора замещения | Примечание |
картинок | заместителей | ||
I II III IV V VI VII VIII | |||
Задание № 20. Определение типа мышления
Шаблонное или нешаблонное мышление? Ответить на этот вопрос вы сможете, пусть и не в полной мере, решив задачу из книги Эдварда де Боно «Рождение новой идеи» (М., 1976). Задача следующая: «Много лет назад, когда человека, задолжавшего кому-либо деньги, могли бросить в долговую тюрьму, жил в Лондоне один купец, имевший несчастье задолжать большую сумму денег некоему ростовщику. Последний — старый и уродливый — влюбился в юную дочь купца и предложил такого рода сделку: он простит долг, если купец отдаст за него дочь.
Несчастный отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребий: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется та-
щить жребий, то ее отца бросят в долговую тюрьму, а сама она станет нищей и умрет с голоду.
Неохотно, очень неохотно согласились купец и его дочь на это предложение. Этот разговор происходил на дорожке, усыпанной гравием. Когда ростовщик наклонился, чтобы найти камешек для жребия, дочь купца заметила, что он положил в сумку два черных камня. Затем он предложил девушке вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца.
Теперь представьте себе, что вы стоите на садовой дорожке и вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте бедной девушки? Или что бы вы ей посоветовали?»
Порешайте эту задачу, а потом можете читать дальше, где будут описаны варианты шаблонного и нешаблонного мышления. Вот они. Шаблонно мыслящие люди сосредоточены в основном на камешке, который надо вытащить, поэтому они предлагают три варианта, которые равным образом мало помогают девушке. Это следующие варианты: отказаться тащить камешек; девушка должна дать понять, что ей известна хитрость ростовщика, и выставить его мошенником; девушке остается вытащить черный камешек и пожертвовать собой ради отца.
Мыслящие нешаблонно сосредоточены в основном на оставшемся камешке. Итак, девушка опустила руку в сумку, вытащила камешек и, не взглянув на него, уронила прямо на дорожку, усыпанную гравием, где он сразу же смешался с другими камнями и затерялся.
«Какая досада!» — воскликнула она. — Ну да дело поправимо, по цвету оставшегося камешка мы тотчас узнаем, какого цвета камешек достался мне».
А поскольку камешек, оставшийся в сумке, был, как известно, черный, стало быть, она могла вытащить только белый камешек. Ростовщик не станет же признаваться в собственном мошенничестве. Таким образом, нешаблонное мышление помогло девушке выйти из безвыходного положения. Она избежала нежелательного замужества и спасла отца от долговой тюрьмы.
Вот еще несколько задач на исследование тех особенностей мышления, которые характеризуют нашу возможность осознавать содержание слов-понятий — как средств мышления.
У двух зрячих один брат слепой, но у этого слепого нет зрячих братьев. Как это возможно?
Он — мой дед, но я ему не внук. Как это возможно?
Я тебе дочь, но ты мне не мать. Как это возможно? У меня есть сестра, а у моей сестры сестры нет. Как это
возможно?
Пробовали решить? Эти задачи построены так, что предполагают выделение всего содержания слов «брат слепой», «дед», «дочь», «сестра». Ответы такие: у слепого зрячие сестры, у деда — внучка, у дочери — отец, а в последней задаче у сестры есть брат.
Решение подобных задач еще раз обращает внимание на осознание тех средств, особенно словесных, которыми мы передаем наше отношение друг к другу или создаем знание о мире. Чтобы понимать друг друга, мы должны владеть примерно одним и тем же содержанием этих средств.