Глава 4: Возникновение игры в онтогенезе
Глава 1: Предмет исследования – развернутая форма игровой деятельности
Проблемой определения понятия «игры» занимались следующие ученые:
Е.А. Покровский, Ф. Бойтендайк, У.М. Гелассер, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт.
Все они давали разные определения данному понятию.
Д.Б. Эльконин:
Игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.
Предмет исследования:
- Природа и сущность ролевой игры
- Психическая структура развернутой формы игровой деятельности
- Возникновение игры
- Развитие игры в фило- и онтогенезе
- Значение игры в жизни ребенка
Содержание игры:
- отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами
- это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми и их трудовой общественной жизни
Единица развитой формы игры:
Именно роль и органически с ней связанная деятельность представляют собой основную далее неразложимую единицу развитой формы игры.
Глава 2: Об историческом возникновении ролевой игры
Каково происхождение игры?
Е.А. Аркин: игрушки остаются неизменными в ходе исторического развития общества
Е.А. Аркин выделяет следующие «изначальные» игрушки:
- звуковые игрушки (трещотки, погремушки и т.д.)
- двигательные игрушки (волчок, мяч и т.д.)
- оружие (лук, стрелы и т.д.)
- образные игрушки (изображения, куклы и т.д.)
- веревочка, из которой делают разнообразные фигуры
Все «изначальные» игрушки возникли на определенных ступенях развития общества и далее не изменялись, их возникновению предшествовало изобретение орудий труда.
НО:нельзя изолировать историю игрушки от истории ее обладателя, от истории места ребенка в обществе.
Антиисторические, ошибочные выводы Е.А. Аркина
Как в ходе исторического развития возникла ролевая игра?
Положение ребенка в обществе на самых ранних ступенях развития характеризуется, прежде всего, ранним включением детей в производительный труд взрослых.
Чем на более ранней ступени развития стоит общество, тем раньше дети включаются в производительный труд взрослых и становятся самостоятельными производителями.
У детей, которые живут в обществе, стоящем на относительно низкой ступени развития, ролевых игр нет!
С переходом общества на более высокую ступень развития, ребенок все позже включается в производительную деятельность взрослых, увеличивая, таким образом, период детства.
Глава 3: Теории игры
- Общие теории игры: К. Гроос и Ф. Бойтендайк
Основные идеи «теории упражнения» К. Грооса:
- Каждое живое существо обладает унаследованными предрасположенностями, которые придают целесообразность его поведению.
- У высших животных, особенно у человека, природные реакции являются недостаточными для выполнения жизненных задач.
- В жизни каждого существа есть детство.
- Время детства необходимо для приобретения приспособлений, необходимых для жизни. Чем сложнее организм и его будущая жизнь, тем длиннее период детства.
- Там, где индивид из собственных внутренних побуждений и без всякой внешней цели проявляет, укрепляет и развивает свои наклонности, там мы имеем дело с самыми изначальными явлениями игры.
мы играем не потому, что мы бываем детьми, а потому, что приобретаем таким образом приспособления, необходимые для жизни.
Ф. Бойтендайк:
- Игра есть всегда с чем-либо (игра есть ориентировочная деятельность)
двигательные игры животных (Гроос) – не игры.
- В основе игры лежат не инстинкты, а более общие влечения
- Играют только с теми предметами, которые сами «играют» с играющими
Критика теории К. Грооса
Проанализировав предложенные разными авторами теории игры, Д.Б. Эльконин пришел к выводу о том, что следует выделять ориентировочную деятельность, исследовательскую деятельность и игру.
Развитие в фило- и онтогенезе:
ориентировочная деятельность исследовательская деятельность игра
- Теории и проблемы исследования детской игры в зарубежных концепциях
Дж. Селли: особенности ролевой игры
Преобразование ребенком Глубокая поглощенность
себя и окружающих предметов созданием вымысла и жизнью в нем
В. Штерн: ребенок, переходя в мир фантазий, живя в нем, пытается «убежать» от препятствий, с которыми он сталкивается в реальном мире, т.к. еще не способен их преодолеть.
З.Фрейд:
- В основе существования всего живого лежит биологическая предопределенность главных влечений:
- Влечение к смерти тенденция к «самовоспроизведению»
- Влечение к жизни тенденция к самосохранению, самоутверждению
- Общество и человек являются антагонистами
Игра, по З. Фрейду может использоваться:
- Как прожективная диагностическая методика (т.к. в игре представлены вытесненные желания)
- Как терапевтическое средство
К.Левин и С. Слиозберг:
Жизненное пространство личности
Слои различной ирреальные слои
степени реальности (мир фантазий и снов)
переход осуществляется
через замещение
Ж. Пиаже: уделяет большое внимание изучению символической игры. Возникновение символа (подражание и использование одного предмета вместо другого) рождается внутри совместной деятельности ребенка с взрослым. Пиаже исключает из игры все, так называемы, функциональные игры первых месяцев жизни с собственным телом.
ИТОГ:
- Во всех теориях ребенок рассматривается изолированно от общества, в котором он живет
- Отношения ребенка с взрослым не имеют прямой связи с психическим развитием, что неверно
- Не учтено, что способ действий с предметом может быть освоен ребенком только через образец
- Отечественные подходы
К.Д. Ушинский: игра связана, несомненно, с работой воображения. Ушинский не предлагает собственную концепцию игры, но указывает на ее большое значение в развитии психики ребенка.
М.Я. Басов: «своеобразие игрового процесса основано на особенностях взаимоотношения индивидуума со средой, на почве которой он возникает»
П.П. Блонский:
Виды деятельности, понимаемые как «игра»
Мнимые игры | Строительные игры | драматизация | Подвижные игры | Интеллектуальные игры |
Манипуляции младенца, нервнобольного и т.д. | Строительное искусство ребенка (конструктор, пластилин и т.д.) | Драматическое искусство ребенка (сюжетные игры) | Драматизация + бег | Шашки, шахматы, ребусы и т.д. |
Л.С. Выготский: игра – ведущий тип деятельности дошкольного возраста
- Сущность игры – исполнение желаний, обобщенные аффектов
- В игре ребенок принимает на себя различные роли взрослых
- Всякая игра есть игра по правилам
- Игра требует от ребенка действий
- Игра – источник развития
По мнению Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготский ближе всего подошел к раскрытию психологической природы игры.
Глава 4: Возникновение игры в онтогенезе
Развитие игры связано со всем ходом развития ребенка. В первую половину года у ребенка опережающим является формирование сенсорных систем. В то время, как двигательные системы только начинают развиваться, движения ребенка носят хаотичный характер, сенсорные системы уже становятся относительно управляемыми.
Большое значение в возникновении игры играет формирование акта хватания, в ходе которого связь между зрительным восприятием и движением устанавливается мгновенно. Что в последствии приведет к возможности ребенка манипулировать предметами.
Ф. И. Фрадкина:
Развитие строения игрового действия в пределах раннего детства понимается как переход от действия, однозначно определяемого предметом, через многообразное использование предмета, к действиям, связанным между собой логикой, отражающей логику реальных жизненных человеческих действий.
Наблюдения автора за поведением собственного внука натолкнули на мысль: «процесс овладения предметными действиями происходит у ребенка только в совместной деятельности с взрослым».
Предпосылки для перехода к ролевой игре: