Структуры опыта как модели временных объектов
Психология труда сосредоточена на рассмотрении субъекта (по Е.А.Климову): обладая сознанием, субъект осуществляет деятельность в окружающем мире. Действие основано на пространственном знании, одной из форм которого является когнитивная карта (Э.Толмен). Субъект - носитель и «хозяин» пространственного знания. Ему известно расположение предметов в каком-то месте, он может описать расположение предметов с помощью той или иной модели. Моделирование показывает, какие преобразования в расположении предметов могут быть проведены. Являясь одним из предметов, субъект отличается способностью ощущать малейшие оттенки изменений каждого предмета, воспринимать совокупность окружающих предметов, выделять среди них один, сопоставлять предметы с действиями: цели, препятствия, средства. Субъект строит свои действия в ситуации и переживает их. В пространственном знании субъекту представлена структура или схема объекта. Представлена целиком, вся сразу, в виде элементов и связей между ними. Элементы схемы обозначают некие части объекта, выполняющие определенные функции, каждый свою. Образ объекта функционально деформирован (Д.А.Ошанин). Элементы схемы служат знаками элементов объекта и позволяют субъекту решать определенные задачи, взаимодействуя с объектом. Связи выражают, обозначают пространственную непрерывность объекта.
Пространственное знание выражает, фиксирует упорядоченность элементов внутри объекта, относительно друг друга, представляет симультанную схему процесса в множестве его элементов, вместе с элементами окружающего пространства.
Схема соответствует реальному миру. Различают локальную и глобальную, обзорную и процедурную схемы пространства. Решение пространственных задач требует преобразований, которые проводятся в рамках либо одной системы отсчета, либо комплекса систем отсчета. Пространственное знание - это умение переходить от одной системы отсчета к другой, умение использовать комплексы систем отсчета. Пространственная схема неравнозначна в разных своих местах по эмоциональной насыщенности, смысловому наполнению, функционально деформирована.
Схема как пространственное знание получает наполнение актуальными впечатлениями (зрительными, слуховыми, обонятельными), воспоминаниями (сохраненными впечатлениями), мыслями, переживаниями, движениями, звучащей речью. Это особенно отчетливо видно, когда один объясняет другому дорогу или свое понимание того, как следует озвучивать музыкальное произведение. Знание запускается воображением и действием.
Последовательность и длительность. Субъект является носителем и «хозяином» временного знания. Временное знание - это знание последовательности и длительности. Субъект знает об изменениях и движении, знает законы изменения и движения различных предметов. Он способен схватывать и антиципировать направления движения предмета, путь, скорость и ускорение. Знание о временном объекте содержит сведения о его протекании, о скорости и ускорении его изменений.
Временное знание - знание какого-либо определенного процесса, последовательности участия в нем разных элементов объекта и длительности выполнения каждым своей функции. Временным знанием можно назвать все то, что может быть изображено на карте временного ряда (подобно записи музыкального произведения на нотном стане). Временное описание включает также характеристику того ряда, с которым сопоставляется рассматриваемый нами процесс и внешние события. В соответствии с таким знанием человек может успешно действовать в меняющемся окружении.
Пространственное и временное знания отличаются типом функционирования, тем, как они применяются при решении задач. Применение временного знания о процессе требует воспроизведения функций элементов в последовательности и длительности. Устойчивыми элементами профессиональной деятельности являются движения - субъект способен воспроизводить, повторять движения, сохраняя темп и ритм, начало и конец процесса, его основные события и подпроцессы. Это функции телесной памяти субъекта. Она удерживает и связи между элементами процесса. Эти связи обозначают слитность, непрерывность переходов в процессе. Во временном знании эти переходы основаны на переживании длительности.
Пространственные структуры строятся так, чтобы субъектмогточно по месту, учитывая размеры и форму объектов, углы и расстояния между ними, выполнить свою задачу в окружающем мире. Пространственные структуры не предполагают длительности, но они позволяют различить предметы, которые имеют объем и форму, а также пустые промежутки между предметами.
Временная структура конституируется так, чтобы она могла обеспечить синхронизацию деятельности субъекта с неким внешним процессом в окружающем мире. Принципы синхронизации и последовательного упорядочения заложены в основе устройства и функционирования временной структуры.
Временная схема содержит ряды событий и периоды - те и другие различаются по эмоциональной насыщенности и смысловому наполнению.
Переживание. Одних схем недостаточно для того, чтобы охарактеризовать опыт субъекта. Необходимы механизмы применения схемы и переживание субъектом окружающих событий и своего действия.
Термин «переживание» необходим, чтобы показать, как субъект «отслеживает» длительность временного объекта в ходе его живого осуществления. Кроме того, переживание указывает на некоторый активный процесс, происходящий на стороне субъекта в ходе выполнения деятельности. Переживание относится к субъекту и к тому, что происходит в объекте. Ход переживаний соответствует тем изменениям, которые происходят в объекте. Субъект переживает то, что происходит в отражаемом объекте. Переживание выступает как сложный процесс, в который входят ощущения, - они сливаются с объектом. Изменения в объекте соответствуют изменениям в ощущениях с точностью до различительной способности человека. Процессы восприятия (схватывания) временного объекта в целом (или более крупных его частей) тоже должны войти в состав переживания, так же как и мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, категоризации и т.д. Переживание содержит эмоциональную составляющую. Переживание - это проживание объекта.
Переживание позволяет опознать сложный временной объект в ходе его развертывания. Переживание временного объекта позволяет субъекту взаимодействовать с временным объектом, не опережая и не опаздывая, в соответствии с логикой его развертывания. Синхронное взаимодействие и является свидетельством того, что у субъекта имеется схема временного объекта и механизм, обеспечивающий функционирование схемы.
Структуры опыта - пространственные и временные схемы -управляют поведением человека.
Применение схемы требует рассмотрения целой деятельности субъекта, в которую входят: 1) восприятие собственного действия и процессов в окружающем мире, 2) исполнительные процессы (движения рук, ног и т.п., речь), 3) усилия субъекта по синхронизации движений с процессами в окружающем мире, 4) усилия субъекта по временному упорядочению своих действий и объектов в мире.
При этом предполагается, что необходимо функционирование первичной памяти и ожидания, которые позволяют расширить границы внимания, вторичной памяти, обеспечивающей участие прошлого и хранимых планов будущего в осуществляемом процессе.
Модели временных объектов - временные структуры опыта субъекта. Введя временной объект, мы исходим из того, что он задает особый способ рассмотрения опыта - как хорошо организованное и точно исполняемое действие - в настоящем.
9.5.3. Временные операции: упорядочение и синхронизация
Деятельность - сегмент жизненного процесса, осуществляемого субъектом в окружающем мире. Деятельность сама переживается субъектом и осознается им, выделяясь из жизненного потока. Деятельность всегда содержит решение двух типов временных задач - временное упорядочение и синхронизация.
Временное упорядочение. Человек способен упорядочить временные объекты и переходить от одного типа темпорального ряда к другому. Временное упорядочение - это типичная задача планирования. Обычно она формализована и выполняется довольно быстро, без усилий. Значительно труднее выдержать намеченный порядок при исполнении намеченного, когда отдельные временные объекты появляются параллельно и конкурируют между собой.
Соотнесение временных объектов. При соотнесении временных рядов в качестве одного из временных объектов человек обязательно выберет себя. Даже если человек производит временные соотнесения объективно, вынося себя за скобки, он фиксирует сам факт вынесения за скобки и, в конце концов, вновь явно входит в число соотносимых временных объектов, принимая на себя роль наблюдателя.
Человек способен рассказать о виденном, о своих ожиданиях и воспоминаниях как о переживаниях, развернутых в их последовательности и длительности. Соотнесение временных объектов осуществляется в сознании субъекта. Определяя свою временную позицию как настоящее, он оценивает временные позиции других объектов: настоящее, прошлое, будущее, раньше, позже, одновременно и др.
Синхронизация. Для формулирования и решения задачи синхронизации необходимо рассматривать три типа процессов: 1) технологический процесс, управляемый человеком, 2) процесс, осуществляемый непосредственно самим человеком (двигательный, исполнительный процесс), - и принципиально иной, 3) процесс в окружающем мире, в котором содержится событие, обозначенное как срок, с которым синхронизируется первый процесс.
Синхронизация невозможна без восприятия всех трех процессов сразу и определения временного отношения между ними отставания, совпадения или опережения. Одновременность задает нулевую точку в рассмотрении процессов. Когда осуществление процесса субъектом особенно затруднено, участие сознания в такой работе (и исполнительной, и перцептивной) становится явным: субъект анализирует и синтезирует, соотнося отдельные временные объекты, размышляет о путях преодоления препятствия, вспоминает то, что было намечено в ходе подготовки. Необходимо сознательное усилие, чтобы обеспечить своевременное выполнение процесса. Оперируя временными понятиями, сознание принимает участие в решении задачи «успеть в срок». Чтобы добиться синхронизации, человек использует измерительные инструменты (хронометры) и изменяет скорость (ускоряет или замедляет) исполнительных движений.
Соотнесение временных объектов или процессов в терминах «настоящее», «прошлое», «будущее» всегда выполняется на уровне сознания в отличие от синхронизации и последовательного упорядочения - они могут выполняться на низших уровнях организации поведения, безотносительно к сознанию, например, на уровне сенсомоторных паттернов (Й.Расмуссен).
Присутствие временного объекта позволяет рассмотреть осуществление синхронизации как акт, который субъект производит в настоящем. Акты синхронизации предполагают сложную работу психического аппарата, сознания и бессознательного. Акты синхронизации требуют, чтобы субъект поставил перед собой задачу, определив ее подходящими терминами. Субъект может говорить о синхронизации в настоящем, прошлом и в будущем.
Операции упорядочения и синхронизации выполняются вместе. Они предполагают, требуют друг друга. Одна из них не может выполняться без другой. Явный акт синхронизации всегда требует держания порядка или его изменения (что-то отложить или задержать, что-то запустить или ускорить и пр.).
Как только человек фиксирует, отмечает, констатирует, осуществляет, выполняет временные операции сознательно, он имеет дело со временем. Временные определения проводят крестьяне, когда решают сроки посева и жатвы, скотоводы на любых этапах работы (кормить, доить, осеменять, ждать приплода и т.д. и т.п.), водители, врачи, педагоги и энергетики...
Человек способен выполнять параллельно несколько разных деятельностей, различающихся по предмету, по технологии, по обстоятельствам (примером может быть труд штурмана-инструктора). Когда заканчиваются отдельные действия, субъект констатирует завершение - это форма временной работы сознания, так же как провозглашение начала или промежуточного этапа или момента. Такие констатации легко выделяются по языковым формам и служат для последовательного упорядочения в системе деятельностей: что-то откладывать, с чем-то торопиться и т.д.
Человек озадачен своим развитием так же, как и всяким другим процессом, в который он включен как субъект. В обществе есть готовые представления о формах развития, о критериях развития, есть даже технологии и специальные учреждения, предназначенные для развития. Сознательно выполняя любую развивающую деятельность, человек работает с временными объектами, совершает временные акты упорядочения и синхронизации со всеми операциями, которые они предполагают, вырабатывая собственные приемы действий. По сути дела, это приемы приспособления не только ко времени основного трудового процесса, но и ко всему сложному комплексу ритмов, которые являются его временным фоном.
Сфера настоящего
В процессах выделяют моменты, не имеющие длительности. Расширяя момент и объединяя время и сознание, Гуссерль говорил о горизонте настоящего, Мерло-Понти - о двойном горизонте настоящего. Учитывая качественную разнородность прошлого, настоящего и будущего, уместно в качестве геометрической модели использовать сферу и употребить термин «сфера настоящего». Понятие сферы настоящего не всегда совпадает с понятием временного объекта. Краткосрочный, простой, хорошо знакомый временной объект может полностью входить в сферу настоящего, внутри которой прошлое и будущее временного объекта соответствуют двум по-разному расположенным разным треугольникам. Однако в общем случае временной объект может выходить за рамки сферы настоящего. Наличие у субъекта точной модели временного объекта, несомненно, способствует расширению сферы настоящего.
Временная работа сознания. Последовательность временного типа отличается от пространственного ряда тем, что она содержит настоящее, которое можно разъяснить через синхронию предмета, и сознательного субъекта, фиксирующего работой сознания присутствие предмета. Сознание здесь словно сфера, внутри которой находятся и предмет, и сам субъект. Сфера замкнутая, словно наполненная особого рода газом, позволяющим ясно и отчетливо схватить предмет. Сфера настоящего может быть истолкована пространственно. Но это особая, скорее, метафорическая пространственность. Расширение настоящего в область прошлого и будущего создает иллюзию симультанной данности субъекту предметов наличных и отсутствующих: у-шедшего и предстоящего. Субъект различает то, что дано в восприятии, с одной стороны, и в памяти и воображении - с другой. Различает именно по временному признаку - как наличное и отсутствующее. Пространственность сферы настоящего - всегда подвижная, динамическая, наличное в ней всегда уходит, сменяясь новым. Это временная пространственность. В ней совершается движение, изменение предмета. Она шире, объемнее, но в ее пределах совершается уход самого момента.
Живой процесс. Сказать о процессе «живой», значит ввести в рассмотрение дискурс, изменение, непрерывно меняющееся многообразие. Здесь мы говорим «живой» в смысле темпоральный, т.е. рождающийся и умирающий. Уходящий сам собой, так что нельзя задержать уход или предотвратить, недо-пустить приход.
Время - это особая категоризация, систематизация, идущая от субъекта к изменяющемуся объекту. К «живому» мы обращаемся для того, чтобы проиллюстрировать особенности этой категоризации. «Живое» хорошо известно субъекту, потому что сам он смертен.
Изменение можно повторить, но прошлого не вернешь. Движение можно повторить, оно само может повториться, его может зафиксировать внимательный наблюдатель, но прошлого не вернешь. Также и будущее - оно не наступило. Разумеется, это не означает, что изменения, которого все ожидали, не произошло, но само будущее... так и не наступило. Время - это стиль мира (М. Мерло-Понти).
Время требует абстракции от изменений, происходящих в предмете, от самой живой активности субъекта, от его восприятия изменений. Но время - это не мертвая абстракция, а функционирующая, живая, применяемая для схватывания движений и изменений, категория, служащая для упорядочения и синхронизации событий в мире. Сама абстракция времени предполагает выделение событий, работу сознания.
Время - это множественная синхронизация: в восприятии, движении, сознании. Но в каждом акте синхронизации должна быть констатация «Я и предмет», которая входит в акт «настоящее уходит, будущее предстоит, прошлого не вернешь». Это акт, поскольку он совершается субъектом и слит с движущимся, меняющимся предметом. Акт синхронизации - в самом обозначении «настоящее». Несомненно, что действие - акт настоящего.
Сознание - это не только ясное и отчетливое ощущение, восприятие предмета в окружающем мире, это особая атмосфера устремленности к синхронии с «двойным горизонтом настоящего». Это просвет, пространство, которое мы представляем сферой, чтобы выразить качественное своеобразие будущего и его отличие от прошлого и настоящего. Вместе с тем это особая атмосфера ухода и подступа, атмосфера, которая никогда не исчезает.
Само по себе сознание означает еще и переживание отделенно-сти себя от предмета. В этом суть абстракции - живой, поскольку она позволяет схватывать живое, говорить о жизни, даже применить понятную всем аналогию жизни для обозначения временного стиля мира. Связь между на-ступанием и уходом в настоящем показана Хайдеггером с помощью понятия «взаимного протягивания». Мерло-Понти показал динамику перехода - это и есть горизонт настоящего - не стационарный, а подвижный.
Особенность времени в том, что оно применяется к особой ситуации: есть движение и обязательно есть его отслеживание (двигательное или перцептивное) субъектом, есть задача синхронизации и отдельная мысль об уходящем настоящем и наступающем будущем, о самих по себе уходе и наступлении. При этом обязательно применяется сразу вся троица «будущее-настоящее-прошлое» в ее динамическом смысле. В торопливости ухода настоящего проявляется собственное напряжение и давление со стороны на-ступающего.
Временные синтезы
Гуссерль говорил о синтезе: время неподвижно и все же оно течет. В его модели временного объекта объединены последовательность и длительность - это синтез прошлого и настоящего. Мерло-Понти рассмотрел синтез перехода, где объединены уходящее, настоящее и настающее. Слова М.Хайдеггера об их взаимном протягивании, взаимной игре попарно или о троичном единстве - это и есть его понимание временного синтеза. Ж. Делез привел подробное описание трех типов временных синтезов: привычка (перцептивная и двигательная), память и восприятие, временной порядок. В нашей модели временного объекта объединены настоящее, прошлое и будущее, длительность и статическая последовательность.
Субъект своими ощущениями и восприятием, движениями, работой памяти и сознания, выполняя синтезы времени, строит временной объект. Понятие временного синтеза мы считаем важнейшим для понимания того, что есть временной объект, поскольку оно как раз и показывает связь между временем и сознанием субъекта. За понятием временного синтеза стоит временная структура сознания.
Обращаясь к понятиям памяти, восприятия, ожидания, мышления и действия, психология должна раскрыть механизм временного синтеза. Субъект обладает памятью, он знает, что такое воспоминание, способен отличить воспоминание от восприятия и от ожидания, от продуктов мышления - воображения, представления. Субъект знает, что память не подводит его, но также знает, что такое забывание. Субъект владеет приемами репродукции умеет вспомнить и развернуть в сознании то, что он вспомнил. Вспомненный объект осознается на фоне воспринимаемых объектов, которые отличаются от него. Субъект способен отличить прошлое от настоящего - прошлое обладает особой двойной меткой: «бывшее-отсутствующее». Это позволяет субъекту проводить репродукцию ранее пережитых сцен и событий в их временной развертке с сохранением прежней последовательности, отличая их от наличных ситуаций. Сказать про что-то «прошлое», значит осознать его метку - «бывшее-отсутствующее». Если предмет вновь присутствует, люди будут говорить: «прошлое повторяется снова». Так они связывают настоящее и прошлое.
Будущее - отсутствующее, не бывшее, ожидаемое, воображаемое. Воображаемый объект осознается в наборе перечисленных признаков на фоне воспринимаемых объектов, которые отличаются от него. Сознание фиксирует это отличие с помощью признаков. Среди признаков есть те, которые позволяют отличить воспоминание от наличного и ожидаемое от наличного.
В однообразии повседневности, в сложности и условностях управления технологическим процессом метки стираются, возникают ошибки временных определений. Чтобы разграничить настоящее, будущее и прошлое, необходима особая работа сознания.
Ощущения в их непрерывной динамике отражают процессы в мире, соответствуя им, - это флюксия. Восприятие, складываясь из ощущений, отражает предметы и ситуации в их устойчивой временной упорядоченности - это темпоральность. Уже в восприятии субъекту дана флюксия и темпоральность объекта, но он пока не отделен от других перцептивных изменений. Процессы анализа и синтеза позволяют осуществить объективацию, отделив объекты от внешних и внутренних помех. Процессы ретенции в первичной памяти и протенции в ожидании образуют основу для временной сферы настоящего: сознания наличного предмета, сцены, события. Временная сфера - это статическое представление предмета вместе с изображением его течения, своеобразный кадр, в котором развертывается сцена, а по краям - линии перехода (ухода и наступления).
Сознание - особый временной аппарат субъекта, включенный в деятельность. Уже само восприятие обладает способностью временной развертки: она может быть быстрой или медленной. Работу сознания обеспечивают механизмы памяти: 1) ретенция удержание в первичной памяти, позволяющее удлинить восприятие, не прерывая его, даже после того, как предмет исчез из поля восприятия, 2) репродукция - извлечение из памяти и оживление в сознании ситуации, давно прошедшей, вытесненной из первичной памяти другой, более поздней информацией. Нельзя исключить из рассмотрения и третий механизм - память ожидания, которая отличается от первичной памяти и репродукции из вторичной памяти. Взятые вместе, три механизма памяти становятся основой для различения составляющих времени: прошлого, настоящего и будущего. Протенции и ретенции извлекаются из памяти в ходе репродукции. События вспоминаются в их течении и вместе с ожиданиями, которые предшествовали их появлению. Относя процессы сознания, ощущения, восприятия, памяти, мышления к субъекту, мы не должны забывать об эмоциях. Ощущение имеет свою эмоциональную сторону (В.Вундт). Эмоционально окрашены восприятия отдельных предметов и целостных событий. Эмоции сохраняются в памяти - они переживаются при репродукции. Эмоционально окрашены и ожидания, и воспоминания об ожиданиях. Отмечены эмоциональные дифференциации в структуре временной последовательности временного объекта.
Действующего субъекта нельзя полно описать помимо сознания и времени. Работая с временными синтезами, субъект решает такие задачи: 1) определение наличного - «это настоящее», 2) держание прошлого в его временном отличии от настоящего, 3) разделение будущего и настоящего.
Неопределенность и смысл. Субъект нуждается во времени, чтобы приспособиться к другим людям, к миру. Но использовать инструмент темпорализации субъект сможет лишь наполнив смыслом настоящее, прошлое, будущее. Это означает, что время нуждается в субъекте и что они немыслимы одно без другого.
Прошлое нам дано через сцены воспоминаний, образы предметов и т.д. Мы схватываем и удерживаем смысл прошлого. Имена, формулировки утверждений, образы предметов и людей скрывают неопределенность прошедшего: встреч и событий. Применение имен, утверждений, образов вновь обнажает их неопределенность. Это может показать и работа внимательной мысли.
Настоящее нуждается в переживании. Настоящее: перед субъектом словно «стоят» движения, изменения предметов, окрашенные или наполненные переживаниями. Субъект стремится схватить и удержать смысл настоящего. Удерживая настоящее, субъект противостоит напору нового, на-ступающего. Схваченный и включенный в систему связей, смысл ситуации позволяет расширить видение ситуации. Субъект теперь уже может вновь вернуть ситуацию, воссоздать ее, пусть и не полностью. Недостающее субъект может домыслить. Субъект может спроецировать ситуацию в будущее, надеясь, что она повторится. Схваченный в прошлом смысл субъект переносит на настоящее, если видит совпадение образа прошлого и восприятия настоящего.
При этом не следует забывать о неопределенности: настоящее не может быть схвачено субъектом во всей полноте. Подлинный смысл маскируется самим актом осмысления. То, что не схвачено в восприятии, не может быть удержано в памяти. Разумеется, репродукция сопровождается интерпретацией, смысл может быть уточнен, но вместе с тем репродукция вносит искажения. Кроме того, образ-репродукция отличается от перцептивного образа.
Настоящее представляется субъекту ясно и отчетливо по сравнению с будущим, которое остается неопределенным, о котором говорят: «все может быть». С такой осторожностью не определяются ни настоящее, ни прошлое. Они представляются более определенными, хотя и в них для субъекта остается много неясностей. Личное событие всегда зафиксировано так, что осталась некоторая доля неопределенности в знании о нем.