Распределение часов по темам курса и видам занятий
№ | Тема | Количество часов | |||
Всего | Лекции | Семинары | Сам. Раб. | ||
Персонал предприятия как объект управления. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием. | |||||
Теории управления о роли человека в организации. | |||||
Принципы и методы управления персоналом. | |||||
Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом. | |||||
Кадровое и информационное обеспечение системы УП | |||||
Нормативно – правовое и техническое обеспечение системы УП | |||||
Кадровая политика и стратегия управления персоналом | |||||
Итого | |||||
Контрольная работа, Зачет. | |||||
Анализ кадрового потенциала | |||||
Перемещение персонала | |||||
Работа с кадровым резервом | |||||
Планирование деловой карьеры | |||||
Подбор персонала и профориентация | |||||
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала. | |||||
Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности. | |||||
Профессиональная и организационная адаптация персонала. | |||||
Конфликты в коллективе | |||||
Оценка эффективности управления персоналом. | |||||
Итого | |||||
Всего | |||||
Курсовая работа, экзамен. |
Темы контрольной работы.
· Основные концепции менеджмента, их сравнительный анализ;
· Направления деятельности Министерства труда, Международной Организации Труда;
· Отечественный опыт сокращения персонала (на примере конкретной организации);
· Автоматизированные системы в управлении персоналом (на примере организации);
· Управление дисциплиной в организации (опыт);
· Основные теории лидерства и их воплощение на практике в системе УП;
· Философия УП на предприятиях России;
· Основные направления деятельности кадровых агентств, Федеральной Государственной Службы Занятости населения;
· Проблема трудоустройства в России – реальность и тенденции;
· Перспективный план развития персонала (на примере конкретного предприятия);
· Особенности традиционной и современной аттестации рабочих кадров в системе УП;
· Правовое обеспечение работы с персоналом в современной организации.
· Нормативно-правовое обеспечение системы УП. Анализ Положения об аттестации (на примере конкретного предприятия);
· Нормативно-правовое обеспечение системы УП. Анализ Положения о стимулировании труда (на примере конкретного предприятия);
· Нормативно-правовое обеспечение системы УП. Анализ должностных инструкций (на примере конкретного предприятия);
· Этика управления персоналом и ее значимость для эффективной работы организации (на примере конкретного предприятия);
· Конфликты в организации и способы их урегулирования;
· Особенности УП в Японии;
· Особенности УП в США;
· Сравнительный анализ современных теорий управления персоналом;
· Стратегия управления персоналом. Основные направления кадровой политики организации, выработанные на основе стратегии управления персоналом;
· Внутренние и внешние условия разработки стратегии УП на предприятии (на примере конкретного предприятия);
· Кадровая политика в организации и особенности ее реализации в современной России (на примере);
· Психологические особенности организация деловых встреч, совещаний, собраний;
· Особенности делового этикета в странах западной Европы.
Вопросы к зачету
- Формирование науки об управлении.
- Теория человеческих отношений.
- Теория человеческих ресурсов.
- Основные отличия теории управления человеческими ресурсами от теории управления персоналом.
- Персонал предприятия как объект управления.
- Философия организации, ее составляющие и компоненты.
- Место и роль управления персоналом в системе управления организацией.
- Понятие персонального потенциала и кадрового потенциала.
- Понятие управления персоналом.
- Понятие закономерностей управления персоналом.
- Основные закономерности управления персоналом.
- Понятие принципов управления персоналом.
- Принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом.
- Принципы, определяющие направления системы управления персоналом.
- Методы системы управления персоналом. Административные методы.
- Социально-психологические и экономические методы управления персоналом.
- Понятие цели организации и системы управления персоналом (СУП).
- Цели и функции подразделений СУП.
- Понятие организационной структуры СУП. Типы оргструктур управления: линейная, элементарная.
- Функциональная организационная структура.
- Матричная организационная структура.
- Социальная структура коллектива. Штатная структура организации.
- Информационное обеспечение СУП.
- Техническое обеспечение СУП.
- Нормативно - правовое обеспечение СУП.
- Делопроизводственное обеспечение СУП.
- Кадровая политика организации. Цель и этапы кадровой политики.
- Типы кадровой политики – активная, превентивная, реактивная, пассивная.
- Стратегия управления персоналом.
- Основные направления кадровой политики организации, выработанные на основе стратегии управления персоналом.
- Взаимоотношения руководителя и коллектива,
- Основные правила служебных взаимоотношений руководителя и подчиненных. Портрет современного менеджера.
- Стиль руководства: виды, использование, выбор.
- Анализ лидерского поведения. Роль и функции лидера. Три подхода к лидерству.
- Формирование и коррекция лидерского поведения персонала.
- Управленческая этика.
- Служебный этикет. Заповеди делового этикета.
- Этика деловой переписки и деловой беседы.
- Техника личной работы.
- Ошибки и барьеры общения, способы их преодоления.
- Этнокультурные особенности управления персоналом.
- Менеджер по персоналу как эксперт в области этнокультурных коммуникаций.
- Особенности управления персоналом в современных предприятиях, филиалах иностранных компаний.
- Возможности и формы трансляции опыта УП.
9.4. Вопросы к экзамену по дисциплине «Управление персоналом»
- Управление персоналом как составная часть менеджмента предприятия. Сущность и задачи управления персоналом.
- Содержание и методы работы управления персоналом на предприятии.
- Кадровая служба предприятия: понятие, структура, задачи функционирования в новых условиях.
- Этапы становления и развития теории и практики управления персоналом.
- Кадровое обеспечение системы управления персоналом в организации.
- Взаимосвязь стратегии управления организацией и управления персоналом.
- Этапы стратегического управления персоналом организации.
- Два подхода к понятию «персонал»: персонал – издержки и персонал – ресурс.
- Маркетинг персонала.
- Кадровое планирование, как инструмент реализации кадровой политики. Содержание и задачи кадрового планирования.
- Оперативное планирование работы с персоналом в организации.
- Корпоративная культура как один из основных элементов внутреннего организационного окружения.
- Факторы влияющие на выбор корпоративной культуры.
- Формирование кадрового состава и определение потребности в кадрах.
- Затраты на персонал: понятие, содержание и состав затрат.
- Определение потребности в рабочей силе. Факторы, влияющие на масштабы и характер этой потребности.
- Высвобождение кадров как составная часть кадровой политики: понятие, факторы, организация, социальная защита.
- Характеристика издержек и ущерба, связанных с текучестью кадров и сокращением рабочей силы.
- Использование гибкой занятости в кадровой политике.
- Профессиональная мобильность кадров и ее роль в удовлетворении потребности предприятия в рабочей силе.
- Внутриорганизационное движение персонала как составная часть кадровой политики.
- Организация найма работников.
- Профориентация и профотбор: задачи, организация на предприятии, пути повышения эффективности.
- Производственная адаптация работника: понятие, организация, эффективность.
- Управление процессом производственной адаптацией.
- Подготовка кадров на предприятии: задачи, организация, эффективность.
- Переподготовка кадров: задачи, организация, эффективность.
- Повышение квалификации персонала: задачи, организация, эффективность.
- Понятие и виды трудовой карьеры.
- Формирование резерва и подбор руководителей.
- Деловая оценка персонала.
- Методические вопросы деловой оценки работника.
- Оценка личных качеств работника: задачи, методика проведения
- Деловая оценка работника и оплата труда.
- Оценка персонала по процессу труда и по результатам труда.
- Аттестация кадров: виды, задачи, процедуры проведения.
- Эффективность управления персоналом.
- Окупаемость затрат на рабочую силу.
- Внутрифирменный рынок труда. Роль управления персоналом в регулировании спроса и предложения рабочей силы на предприятии.
- Организационная структура организации.
- Функциональная структура организации.
- Ролевая структура в организации.
- Социальная структура организации.
- Понятие и механизм мотивации.
- Основные теории мотивации. Картины человека в теориях трудовой мотивации.
- Внутриличностные теории мотивации.
- Процессуальные теории мотивации.
- Понятие организационного лидерства.
- Мотивация и типы лидерства.
- Управление лидерством в организации
МЕТОДИКА