Характеристика эмоционального процесса
Эмоциональный процесс включает три основных компонента.
Первый из них, общий для всех изменений состояния равновесия - это компонент
эмоционального возбуждения, определяющий мобилизационные сдвиги в организме.
Второй компонент эмоции связан с тем, какое значение эмоциогенное событие
имеет для субъекта - позитивное или негативное. Он определяет знак эмоции:
положительная эмоция возникает тогда, когда событие оценивается как
позитивное, отрицательная - когда оно оценивается как негативное. Функция
положительного эмоционального процесса заключается в побуждении действий,
поддерживающих контакт с позитивным событием, отрицательного - в побуждении
действий, направленных на устранение контакта с негативным событием.
Третий компонент эмоции связан со специфическими качественными особенностями
события, имеющего значение для субъекта, и соответственно может быть
охарактеризован как содержание (или качество) эмоции. В зависимости от этого
компонента эмоциональные реакции или вызванные эмоциями особые формы
поведения приобретают специфический характер.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ.
Предполагается, что возникновение эмоционального процесса в принципе
равнозначно появлению состояния возбуждения. Это возбуждение связано с
повышением уровня активации центральной нервной системы.
Можно различать состояние сильного эмоционального возбуждения - аффекта
(страх, гнев, радость), при котором еще сохраняются ориентация и контроль, и
состояние крайнего возбуждения, описываемое такими словами, как «паника»,
«ужас», «бешенство», «экстаз», «полное отчаяние», когда ориентация и контроль
практически невозможны.
Усиление эмоционального возбуждения может привести к двигательной активности,
но может этих явлений и не вызвать; внешне человек может даже казаться
равнодушным, неподвижным, тогда как увеличение возбуждения будет выражаться в
форме значительного усиления ассоциативной активности - в том, что обычно
описывается как «наплыв мыслей», беспрерывный поток фантазий и грез, «хаос в
голове», ощущение сильного беспокойства, неодолимое желание что-то сделать и
т.п.
Повышение эмоционального возбуждения может привести не только к увеличению
интенсивности внешних реакций, но и к усилению внутренней активности. В связи
с этим различают стенические эмоции (приводящие к увеличению активности - к
действию) и астенические (не побуждающие к действию).
Эмоциональное возбуждение может принять также специфическую форму, обычно
называемое «эмоциональным напряжением».
Эмоциональное напряжение возникает, как правило, в ситуациях, которые
вызывают страх, но исключают бегство, вызывают гнев, но делают невозможным
его выражение, возбуждают желания, но препятствуют их осуществлению, вызывают
радость, но требуют сохранения серьезности и т. п. Оно характерно также для
состояния конфликта. Его характерным признаком являются непроизвольные
выразительные движения.
Возможно, однако, что эмоциональное напряжение возникает и при других
обстоятельствах. Так, оно является необходимым опосредующим звеном для
развития некоторых эмоций. Это означает, что некоторые эмоции развиваются не
плавно, а скачкообразно: возникновение возбуждения в одной системе приводит к
внезапному включению другой системы. Таким образом, не исключено, что
эмоциональное напряжение может возникнуть в фазе накопления возбуждения в
некотором механизме и что соответствующий акт поведения возможен только
после такого накопления. Это позволило бы объяснить взрывной характер
некоторых эмоций и типичную последовательность их развития: напряжение -
взрыв - разрешение. Так протекают гнев, отчаяние, обида и ряд других эмоций.
КАЧЕСТВО ЭМОЦИИ.
Один и тот же сигнал вызывает различные эмоциональные реакции в зависимости
от того, имеет ли человек возможность соответственно отреагировать на него
или он этой возможности лишен. В последнем случае возникает напряжение или
подавленность и отказ от действия. В результате многократно повторяющегося,
но несбывающегося предвосхищения развивается безразличие, скука и даже
неприязнь.
Еще одним источником эмоций является протекание процессов регуляции и
выполнения деятельности. Успешно, беспрепятственно осуществляющиеся процессы
восприятия, решения задач, навыки служат источником положительных эмоций
удовольствия, удовлетворения, тогда как паузы, срывы, помехи, исключающие
возможность достижения цели (фрустрация), вызывают неудовольствие и эмоции
агрессивного характера (гнев, раздражение, озлобление).
Эмоциональная реакция зависит также и от времени, когда произошло то или иное
значимое для субъекта, событие. Так, по утверждению Ханта, фрустрация,
относимая к прошлому, вызывает страх, к настоящему - гнев, к будущему -
печаль.
Эмоциональные процессы, связанные с обеспечением биологического равновесия
между организмом и средой, общие для человека и животных. Но человеку
свойственны и высшие эмоции, называемые «чувствами». В основе чувств лежат,
прежде всего, потребности, связанные с отношениями между людьми.
Качество высших эмоций, или чувств, зависит от того, каким психологическим
образованиям соответствует действующий эмоциональный сигнал. По этому
основанию можно выделить чувства, связанные с потребностью социального
контакта (симпатия, доброжелательность, чувства товарищества, сочувствие) , с
родительской потребностью (нежность, забота), с потребностью власти,
доминирования (чувства превосходства, авторитета, высокомерия, силы) и т. п.