Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА. он испытывает облегчение, опускает грудь и отпускает живот
ПСИХОЛОГИЯ ПАНИКИ
он испытывает облегчение, опускает грудь и отпускает живот. Грудь и плечи остаются поднятыми, а живот кон-трактированным. а это указывает, что испуг не прошел, даже если чувство страха вытеснено из сознания. Шизоидный тип реберного дыхания — физиологическая манифестация вытесненного страха. Это еще один признак глубокого ужаса, притаившегося в теле шизоида. Защита против этого испуга и ужаса — редукция дыхания. Слабо ды-шать — значит мало чувствовать.
Шизоид испытывает еще одну трудность во время дыхания, которая связана с напряженной шеей, горлом и ртом. Напряжения в этой области бывают столь суровыми, что пациенты жалуются на ощущение удушья, возникающее, когда они пытаются вдохнуть побольше воздуха. Если поощрить пациента открыть горло и пропустить сквозь него воздух, он пугается. Он чувствует себя уязви-мым, будто должен приоткрыть внешнему миру свое внутреннее существование. Если страх снят в процессе терапии, и пациент может держать горло во время дыхания открытым, он сообщает об очень приятных ощущениях, прокатывающихся по телу и приходящих в гениталии. Ощущение удушья — это результат бессознательного стремления сузить, сжать горло в попытке отсечь ужасающие чувства.
Горловые напряжения шизоида связаны с его неспособностью делать мощные сосательные движения здорового грудного ребенка. Когда нормальный ребенок сосет, в этом действии участвуют все мускулы головы и шеи. Он напоминает птенца, очень широко распахнувшего клюв, чтобы захватить червяка, и тело его в этот момент похоже на маленький круглый мешочек. Когда шизоид «протягивает рот», это движение ограничивается губами, а голова, щеки и шея к нему не подключаются. В процессе терапии, когда человек обретает способность мобилизовать всю голову для того, чтобы сделать этот жест, его дыхание спонтанно углубляется и становится животным. Тесная связь между дыханием и сосанием проясняется, когда он высвободит первое в жизни инфантильное аг-
рессивное движение — «всасывание» воздуха в легкие. Следующее значительное движение — «всасывание» молока в желудок._Сосание — это первая модель, с помощью которой ребенок поддерживает уровень своей энергии. Всякое отклонение в сосании немедленно влечет за собой отклонения в дыхании.
М.Риббл в книге «Права детей» подчеркивает, что неадекватное дыхание многих младенцев повинно в сдерживании сосательных движений. Если поощрять эти движения, дыхание облегчается. Дети, вскормленные грудью, дышат лучше, чем те, кого кормили через рожок, потому что сосание груди более активный процесс, чем сосание резиновой соски. Почти все мои пациенты говорили о каком-либо нарушении этой жизненной функции в ранний период их жизни. Их депривированность и фрустри-рованность в этой области повлекла за собой отвержение и отрицание сосательных импульсов. Когда-то в очень раннем детстве они задушили страстное стремление удовлетворить свои оральные эротические желания ради того, чтобы выжить в условиях депривации. Эти инфантильные чувства и импульсы пробуждаются вновь, когда пациент пытается подышать поглубже. Он реагирует удушьем, как делал это, когда был младенцем.
Дыхание с широко открытым горлом вызывает у некоторых пациентов чувство утопления. Один из таких людей несколько раз говорил о подобных ощущениях. Ему не удавалось отыскать в памяти какой-нибудь инцидент, который прояснил бы это переживание. Логическое объяснение состояло в том, что чувство утопления представляет его реакцию на поток слез и печали, которые заполняют его горло, когда он расслабляет эту постоянно напряженную область. Ощущения удушья пациенты описывают сходным образом, часто упоминая о потоке печали. Но чувство утопления удивительным образом ассоциируется с внутриутробным существованием, когда плод плавает в околоплодной жидкости. Теперь известно, что находясь в матке, плод совершает дыхательные движения, начиная приблизительно с семимесячного срока своего существо-