Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 3 страница

Технология образовательного процесса определяет возникновение в со­знании человека определенных связей и взаимодействий знаний, их ранжирования относительно установок профессиональной деятельности, их прак­тической значимости в конкретных ситуациях(схема 68).

Вспомним, сколько различных подходов предлагалось в прошлом по тех­нологическим схемам образовательного процесса. Это и непрерывная (рас­тянутая) математическая или гуманитарная подготовка, и последовательная в другом варианте. Был опыт начинать учебный процесс специальной подго­товкой прямо с первых курсов, введением в специальность; далее весь срок обучения — специальные дисциплины, и они являются главным стержнем образовательного процесса (все гуманитарные, естественнонаучные и фун­даментальные дисциплины рассматривались как сопутствующие и дополня­ющие). Были предложения минимизировать лекционные занятия в общем объеме дисциплин; индивидуализировать образовательный процесс посредст­вом усиления и расширения самостоятельной работы. Все это технологичес­кие характеристики, изучение которых в отдельности не дает эффекта, если не связано с вполне определенной, контролируемой целью и не рассчитано по конкретным критериям.

Сегодня нам необходимо изменение технологии образования в полном комплексе ее характеристик и ориентированной на цели формирования творческого потенциала менеджера.

3. Известно, что существуетмножество разнообразных методов полу­чения знаний. Эффективность этих методов относительно творческих спо­собностей человека различна. Одни методы ориентируют его на механичес­кое и количественное накопление знаний, другие — на творческое опериро­вание ими в решении практических проблем, на развитие самостоятельного мышления. Здесь, может быть, самым главным является не изучение опера­ций профессиональной деятельности, а изучение себя в совокупности опе­раций профессиональной деятельности. В соответствии с этим особое значе­ние приобретает разнообразие методических приемов, используемых в обра­зовательном процессе. Их комплекс позволяет студенту или слушателю най­ти индивидуальные комбинации, это дает ощутимый эффект в области креа­тивного менеджмента.

Методическое обеспечение образовательного процесса сегодня строится главным образом на учебниках и учебных пособиях. Но представление о том, каким должен быть учебник, явно устаревшее. Сегодня уже очень мно­го выпущено учебников по менеджменту. Они различны по структуре, ак­центированию материала, стилю изложения, объемам, но совершенно одина­ковы по характеристикам креативного потенциала, иначе говоря, не дают возможности творческого осмысления знаний, погружения в проблематику. Они не имеют компьютерных программ, которые сопровождая учебник, способны усилить восприятие концепции, представить ее в ином технологичес­ком ключе, "проиграть знания", сделать самооценку и самоанализ понима­ния материала.

Современная компьютерная техника должна работать па креативное об­разование.

Сегодня в нашем образовании и особенно в бизнес-образовании, подго­товке менеджеров большое распространение получило обучение по кейсам. Это, безусловно, хорошая тенденция, которая соответствует целям креатив­ного образования. Кейсы учат мыслить самостоятельно и творчески, при­ближают обучение к конкретным практическим ситуациям, способствуют овладению инструментарием практического анализа. Но при этом следует помнить, что сведение всего образовательного процесса к кейсам, а именно такие тенденции могут возникнуть, может быть, не менее опасно с точки зрения эффективности образования, как и сведение всего образовательного процесса к монологовым лекциям преподавателя.

Творческий потенциал формируется на основе разнообразия, выбора, оценки альтернатив, осознания цели. Все это необходимо предусматривать в технологии образования.

4. Важным фактором креативного образования являетсядостаточная фундаментальная подготовка. Нередко в современном образовании на­блюдается своеобразная борьба двух тенденций. С одной стороны, существу­ет стремление к теоретизации образования, математическому обобщению и абстрагированию, с другой — к прагматизации, детализации, предельной практической конкретности. И то, и другое в преувеличенном виде не дает ощутимого эффекта. Абстрактность стимулирует привычки не замечать ча­стности, не обращать на них внимания. Есть замечательная пословица:

"Дьявол кроется в мелочах". В работе менеджера иногда именно мелочи яв­ляются непреодолимым препятствием в решении проблемы.

Но и излишняя детальная конкретность не является благом. Она притуп­ляет стремление видеть, наряду полным составом своих профессиональных дел, и внешнюю среду профессиональной деятельности, она не стимулирует развитие перспективного мышления, глубины понимания проблем, ощуще­ние "фактора времени".

Большой проблемой в современном образовании является оптимальное сочетание теоретического и практического освоения профессиональной дея­тельности. Но проблема глубже. Фундаментальное образование — это не только освоение теории, как это нередко представляется. И теории бывают различными. Фундаментальное образование нельзя полностью отождествлять с теоретическим. Фундаментальное образование — это такое, которое обладает систематизирующим эффектом, что, может быть, и является фундамен­том последовательного и практически эффективного наращивания знаний в профессиональной деятельности, что способствует непрерывному образова­нию и стимулирует его, это перспективное образование, позволяющее пред­видеть будущее, оценивать тенденции развития.

Креативное образование — это образование проблемное не только по методическим его характеристикам, но и по структурно-предметным. Как сегодня строится структура учебных дисциплин, по каким принципам они выделяются? Главными среди них являются сложившиеся области зна­ний, в соответствии с которыми происходит дифференциация наук, дейст­вующие традиции, возможности и специализация преподавателей. Такой подход слабо стимулирует развитие проблемного мышления, иногда вообще расходится со структурой реальных проблем(схема 69).

Вообще в креативном образовании главным фактором его построения, структуризации, методики является проблема. Нам очень важно сегодня это осознать. Ведьдеятельность менеджера — это решение проблем, и только в решении он использует знания и видит их необходимость и ценность. У нас стало традицией в системе высшего образования, что образовательный процесс начинается с дисциплин гуманитарной и естественнонаучной подго­товки, далее продолжается по дисциплинам общепрофессиональной и спе­циальной подготовки, а в заключение идут дисциплины специализации. За­думаемся, оправданно ли это? Некоторые уверенно ответят: да. И аргумен­тируют, что существует разное назначение этих циклов подготовки в струк­туре профессионального сознания. Одни определяют общий уровень образо­вания и культуры, методологию мышления, другие — специальные знания и навыки.Профессия — это сплав культуры, характера мыслительной дея­тельности и специальных знаний и навыков. Это верно, с этим невозможно спорить. Но как, и всегда ли мы достигаем этого сплава? В современном об­разовательном процессе нередки случаи, когда эти циклы находятся в про­тиворечии, в отчужденности друг с другом. И главное, источником этого от­чуждения иногда бывают сами преподаватели или руководители образова­тельных учреждений.

В одном из технических вузов в порыве демократизации образования решили вообще отказаться от цикла гуманитарных дисциплин, сочтя их из­лишними, засоряющими учебный процесс. Конечно, в последующем они сами убедились в необходимости гуманитарного цикла. Сегодня он находится под защитой государства, вводится требованием Государственного образовательного стандарта. Но вот что интересно, многие вузы, не имея возможности полностью отказаться от дисциплин гуманитарного цикла, стараются свести их к миниму­му, варьируя объемные характеристики. Эффективность профессионального сознания определяется гармонией знаний, т. е. их сочетанием, сопряжением, структурой.

Но проблемность проявляется не в только структуре дисциплин, по и в методике их представления. Можно давать знания в виде устоявшихся, об­щепринятых положений, апробированных рекомендаций, бесспорных трак­товок и т. д., но можно (и это в большей мере соответствует задачам креа­тивного образования) в виде не застывших истин, а непрерывного цикличес­кого процесса развития знаний, в котором главную роль играют проблема и пути ее разрешения. Это методика генезиса знаний, методика представления их через проблему, всегда являющуюся источником как возникновения и оформления знании, так и их эффективного и творческого освоения в обра­зовательном процессе(схема 70).

б. Современное креативное образование невозможно представить без его соответствующей организации.

Главным в организации креативного образования является возможность выбора дисциплин, формирование образовательных групп, учебная нагрузка слушателей или студентов, формы, количество и распределение контроль­ных мероприятий. Рассмотрим каждый из этих факторов в отдельности.

Выбор дисциплин, возможность самостоятельного формирования образо­вательной программы или участия в ее формировании имеет большое значе­ние в креативном образовании. Сегодня студент или слушатель лишен воз­можности выбора дисциплин по собственной инициативе. Это лишает его возможности и мотивирования более глубокого осмысления своих способно­стей, образовательных потребностей и своей деловой карьеры. Сегодня су­ществует диктат образовательного учреждения. Это часто объясняют Госу­дарственным стандартом, который тоже довольно жестко устанавливает на­бор обязательных дисциплин — 70% от общего количества учебной нагруз­ки. Конечно, эту величину можно было бы уменьшить. Но готовы ли вузы к обучению дисциплинам по свободному выбору?

В системе дополнительного образования, где не действуют государствен­ные стандарты, положение лучше. Но и здесь выбор дисциплин небогатый. Все упирается в организационные возможности дифференциации обучения по индивидуальным образовательным программам. Это величина группы, квалификация и нагрузка преподавателя, финансовые возможности, исполь­зование аудиторий.

Но ведькреативное образование — это новый тип образования, кото­рый невозможно достигнуть только организационной перестройкой. Он тре­бует и финансовых вложений, и повышениям квалификации преподавателей и мотивирования творчества в их работе, и создания условий для инновацион­ной деятельности. Можно и плату за обучение дифференцировать по коли­честву и качеству предлагаемых учебных курсов, а также реальному квали-

фикационному уровню преподавателя, оцениваемому при помощи соответ­ствующих тестов.

Формирование образовательных групп — важный момент в креативном образовании. От того, как сформирована группа, зависит установление со­циально-психологической атмосферы поиска, творчества, сотрудничества, интеграции интеллектуальных потенциалов. Учебная группа должна быть творческим коллективом.

Учебная нагрузка — и слушателя, и преподавателя, может быть ориен­тирована либо па получение или передачу знаний, либо на формирование профессионального, творческого сознания, которое предполагает усвоение знаний с позиций своей индивидуальности, перспектив дальнейшего разви­тия, понимания профессии, системы ценностей.

Именно это предполагает реализацию определенной интенсивности осво­ения курсов, погружения в их проблематику, ритма учебного процесса, практического мотивирования глубины знаний и понимания их проблемное™.

На творчество должен быть ориентирован и контроль знаний. Надо оце­нивать lie их объем, а полноту, системность, устойчивость, инструментальность (возможность использовать), глубину. Формы контроля могут и долж­ны быть разнообразными: письменные работы, тестирование, собеседование, экзаменационные испытания, проектирование и др.

7. Важным признаком креативного образования является егомотивация. Каждый из видов образования опирается на определенные мотивационные факторы. Ими могут быть: профессиональный статус, подтвержденный дип­ломом, потребность интеллектуального развития, реализация индивидуаль­ных способностей, обогащающее общение со специалистами, профессио­нальные амбиции, потребность в знаниях и навыках современной професси­ональной деятельности (знание языка, владение компьютером и пр.), "жажда открытий", "мода" па образование.

Конечно, все эти факторы действуют в совокупности. Но так или иначе в реальной действительности реальный человек всегда отдает чему-то предпо­чтение, какой-либо из этих факторов является приоритетным, доминантным, ярко выраженным.

Действием факторов мотивирования можно управлять в образовательных процессах, опираясь па них таким образом, который соответствует сути и содержанию креативного образования. Например, можно проводить обуче­ние без выдачи диплома, проверять не знания, а тип профессионального мыш­ления, оценивать не точку зрения, а ее аргументированпость, поощрять не правильность выводов (решений), а их практическую эффективность.

Креативное образование является важнейшим условием и критери­ем качества подготовки современного менеджера.

20.3 Формулы образования менеджера

Можно сформулировать ряд формул, по которым или традиционно или инновационно строится современное образование менеджеров.

1. Что лучше: понемногу обо всем или все о немногом. Это рассматрива­ется часто как единственно возможные альтернативы образования. Ко­нечно, ни то, не другое сегодня не может быть признано эффективным:

первое поверхностно, второе узкоспециализировано. Существует дру­гая альтернатива.

2. Все о главном в области деятельности и только главное обо всем в дей­ствительности. Это формула специального образования, вмонтирован­ного в поле широкопрофильного.

3. Образование должно быть не подготовкой к определенному виду дея­тельности, а формированием необходимого мышления для распознава­ния проблем определенного класса. Современное образование должно быть таким, в котором главное: вид знаний, методология и технология образования, мониторинг качества, педагогика сотрудничества, иссле­дование себя в процессе образования.

4. Образование — это не столько получение знаний, сколько развитие способностей.Мера знаний — в понимании и степени развитости своих способностей. Нет предела знаниям, есть предел возможностям их использования. А они определяются соответствием структуры спо­собностей человека и структуры его знаний.

5. Самой ценной способностью человека является способность к творче­ству. Креативное образование опирается на эту способность и развива­ет ее.Главное в креативном образовании — образное и голографи-ческое мышление, развитое воображение, здоровый скептицизм, фун­даментальные знания, методологическая культура (умение мыслить ло­гично, доказательно, четко и пр.), системность знаний (сбалансирован­ность, сочетание, интеграция и пр.), умение учиться и учить, непре­рывность образования, установка на ценность истины (антиамбициоз-ность, искусство понимать и пр.), инновационный потенциал, профес­сиональная ответственность.

6. Потребность в знаниях не тождественна потребности в образовании. Потребность в образовании очень важна, и главное здесь — цель обра­зования. Не каждый ее осознает.Образование — не потребление знаний, а их аккумулирование для энергии творчества. Жизнь в твор­честве — это не работа ради жизни и не жизнь ради работы.

20.4. Креативные роли в профессиональной деятельности менеджера

Давайте посмотрим на профессиональную деятельность менеджера с по­зиций тех ролей, которые он реализует в этой деятельности. Как они могут быть разнообразны? Какие немыслимые комбинации они могут составлять? В каких сложных противоречиях могут оказаться?

Командир производства, организатор, исполнитель, отец родной, арбитр, громоотвод, начальник (обратите внимание от слова "начало").

Исследователь, новатор, консультант, лидер, предводитель (хорошее сло­во), помощник, представитель, куратор.

В действительности все эти роли перемешаны, существуют в определен­ной комбинации. Но всегда есть приоритеты тех или иных ролей. Как они формируются? Какую роль здесь играет образование? Каким должно быть образование? Ориентированным не только на функции деятельности, но и на роли современного менеджера. И не на роли вообще, а на роли вполне определенные.

Вот здесь и возникает и необходимость, и потребность в креативном об­разовании, потому что только оно способно ориентировать на роли исследо­вателя, новатора, предводителя и пр.

Раньше главной задачей образования было дать необходимые знания и навыки для профессиональной деятельности. А чем определялись необходи­мость знаний и навыков? Отраслевыми или ведомственными нормативами.

Надо было знать их — и успех в работе обеспечен. Но ведь это ориентация на бездумное исполиительство, которое становится привычкой, а потом ос­новой всей организации управления и стиля работы.

Развитие креативного образования требует реформы всей образователь­ной системы. Здесь нельзя ограничиться только призывами. Но вместе с тем креативное образование нельзя насаждать. Будет меньше пользы, чем вреда. Вообще реформировать надо только то, что созрело для реформы и только тогда, когда без реформы невозможно дальнейшее развитие. Реформировать надо последовательно (это слово не тождественно понятию "постепенно"). Возможно ли поэтапные преобразования или надо сразу изменять все по принципам "шоковой терапии"? Все зависит от того, что мы хотим строить и можем ли найти пути поэтапных преобразований.

1. Что означает креативное образование? Каково его содержание?

2. Зачем необходимо менеджеру креативное образование?

3. От чего зависит и чем определяется креативное образование?

4. Какова роль креативного образования в исследовательской деятельности современного менеджера?

5. Разнообразие видов образования и место в нем креативного образования?

Заключение

Современный менеджмент только тогда может быть действительно ус­пешным, когда он находится в постоянном и непрерывном развитии, когда он ориентирован на изменения, обеспечивающие жизнестойкость организа­ции и накопление ею потенциала инноваций и целеустремленности.

Но это оказывается практически возможным только при условии иссле­дования систем управления, которое предполагает поиск наиболее эффек­тивных вариантов построения системы управления и организации ее функ­ционирования, исключения в ней противоречий и установление причин не­достатков, а также определение путей дальнейшего развития. Исследования позволяют найти соответствие управления изменяющимся условиям и фак­торам экономики.

Исследование в современном менеджменте становится одной из основных функций управления, которая должна быть направлена не только на объект управления, но и на само управление, которое может стать тормозом инно­ваций, хотя по своему статусу должно быть источником идей развития фир­мы и мотивационной основой его осуществления.

Исследование управления только тогда может быть успешным в своей практической значимости, когда оно проводится профессионально как в ме­тодологическом отношении, так и организационном.

Современному менеджеру необходимо не только понимание важности и роли исследования в достижении успеха управленческой деятельности, но и владение определенными навыками его организации и проведения.

Всякое исследование характеризуется объектом и предметом исследова­ния, методологией и организацией его проведения, результатами и возмож­ностями их практической реализации.

При исследовании систем управления в качестве объекта исследования выступает социально-экономическая система (предприятие, фирма, корпора­ция, ассоциация и пр.). Главная особенность ее заключается в том, что основополагающим элементом является человек, деятельность которого опреде­ляет и существование, и развитие этой системы и в значительной степени зависит от того, как организовано управление этой деятельностью, в какой мере управление соответствует его интересам и мотивам поведения, по каким целям и с учетом каких факторов оно осуществляется.

Менеджеру необходимо видеть и оценивать изменение системы ценнос­тей, интересов и мотивов, установок и условий деятельности человека, как в объекте управления, так и в самой системе управления. На основе опыта и личных качеств это возможно лишь при условии управлении в сравнительно небольших масштабах и при исключительной стабильности функционирова­ния фирмы. Но в современных условиях повышенной динамичности эконо­мического развития, конкуренции и усложнения социально-психологических основ деятельности человека оценивать необходимость изменений и осуще­ствлять их можно лишь на исследовательской основе.

Исследование социально-экономических систем имеет свои особенности, как в методологии их проведения, так и в организации и использовании ре­зультатов. Эти особенности надо понимать, знать и учитывать при проведе­нии исследований в практике управления.

Методология исследований предполагает уяснение его целей, подходов и выбора конкретных методов. От этого зависит эффективность и практичес­кая значимость исследования.

Цели исследования могут быть тактическими и стратегическими, общими и локальными. Цели определяют подходы, ориентиры (или ограничения) и методы исследования. Их разнообразие и выбор влияют на практическую эффективность проведения исследования.

Организация исследования предполагает определение того, кто, как, в ка­ких условиях (время, требования, функции, полномочия, обеспечение и пр.) будет проводить исследование, чем обеспечивается слаженность и согласо­ванность исследовательской деятельности.

Результат исследования систем управления представляет собой практиче­ские рекомендации по изменению тех или иных сторон ее функционирова­ния, повышению качества управленческой деятельности менеджера и всего персонала управления. Эти рекомендации могут быть социально-психологического, экономического, организационного содержания, они мо­гут относиться к области информационного обеспечения управления, моти­вации управления, изменения условий деятельности, учета дополнительных факторов развития фирмы, качества деятельности, оценки тенденций разви­тия, конкурентоспособности и пр.

Лучшим вариантом результата исследования является разработка про­граммы совершенствования, модернизации или реконструкции системы уп­равления в полном комплексе ее характеристик и параметров.

Исследование систем управления может быть построено на изучении до­кументов, систематизированном наблюдении, хронометрировании. Но наи­более эффективными методами являются сегодня тестирование и экспертные оценки, социометрический анализ, параметрическое моделирование и ими­тационный эксперимент.

Эти методы исследования должен знать современный менеджер, потому что они позволяют более глубоко вскрыть проблемы развития управления и показать их истинное содержание.

Всякое исследование требует определенного ресурсного обеспечения. Без необходимых ресурсов (человеческих, информационных, финансово-экономических, технических) провести современное исследование невоз­можно. Поэтому важной проблемой исследования управления является рас­чет и выделение необходимых для его проведения ресурсов.

Порядок использования ресурсов: распределение, функции, ответствен­ность и полномочия — составляют основу организации исследования. Здесь важную роль играет выбор типа организации, который определяется многи­ми факторами, в том числе целью исследования, потенциалом профессиона­лизма персонала, конкретными условиями осуществления исследовательских работ (помещение, временные ограничения, структура ресурсов, отношение персонала к исследованию и пр.).

Исследование систем управления проводится в целях развития управле­ния, выбора удачной стратегии и обеспечения жизнестойкости и экономиче­ского положения фирмы. Но чтобы исследование не оказалось проведенным ради самого исследования, а имело значительный эффект, необходимо рас­считывать или оценивать качество и эффективность исследования.

Качество характеризует совокупность характеристик исследования, глав­ной из которых является результат и эффективность.

Результат исследования — это возможности, которые позволяют по­высить эффективность управления и обеспечить устойчивое и перспектив­ное развитие фирмы. Но качество исследования характеризует не только ре­зультат, но и его процессуальные характеристики: использование ресурсов, социально-психологическая атмосфера, опора на компьютерные технологии обработки информации, связь с текущей деятельностью персонала, тип ор­ганизации.

Сопоставление и соразмерность общей величины использованных в про­цессе исследования ресурсов и полученного результата характеризует эффективность исследования. Не всегда существует возможность корректной и определенной оценки эффективности исследования. Все зависит от характе­ра проблемы, типа исследования, цели. Но существуют разные методы такой оценки, варьирование которых расширяет такие возможности.

В дальнейшем развитии менеджмента объем работ по исследованию сис­тем управления, по-видимому, будет возрастать и роль этой функции в практике управления будет повышаться. Многие специалисты считают, что объем работ по исследованию в общей структуре деятельности менеджера уже сейчас должна составлять не менее 25—30 %.

Инновационный и исследовательский потенциал современного менеджера определяется не только его установками на исследование, но и характером образования, структурой знаний, навыками творческой деятельности, типом профессионального мышления.

Способность к исследовательской деятельности характеризует также та­кую важную черту менеджера, как искусство управления, которое немысли­мо без исследования, творчества, стремления к глубокому осмыслению всех проблем, решаемых посредством разработки управленческих решений.

Исследовательский подход должен быть присущ не только менеджеру, но и всему персоналу управления. В конечном счете,исследовательский по­тенциал — это не только качества менеджера, но и характеристика всего персонала управления. Отсюда следует социально-психологическая и орга­низационная установка управления, определяющая стиль управления и образ (имидж) менеджера. Осознание этого является важным элементом формиро­вания профессионального сознания менеджера.

Тест по курсу "Исследование систем управления"

Номер Вопрос и варианты ответа

1. Что такое методы исследования?

1.1. Средства оптимизации исследования.

1.2. Определение состава проблем.

1.3. Способы проведения исследования.

1.4. Исследовательские способности менеджера.

1.5. Алгоритм исследования.

2. В чем преимущества диалектического подхода к исследованию?

2.1. Требует количественных оценок.

2.2. Предполагает учет человеческого фактора.

2.3. Ориентирует на поиск противоречий.

2.4. Дает новые знания.

2.5. Имеет универсальный характер.

3. Что такое методология исследования?

3.1. Совокупность методов исследования.

3.2. Логическая схема исследования.

3.3. Плановый подход к исследованию.

3.4. Соответствие целей, средств и методов исследования.

3.5. Эффективный прием получения знаний.

4. Что дает менеджеру знание типологии мышления?

4.1. Позволяет эффективно распорядиться ресурсами.

4.2. Определяет организацию исследования.

4.3. Удачное формирование коллектива исследователей.

4.4. Способствует выбору наилучшего тина.

4.5. Дает объективную оценку проблемы.

5. Что такое фактология исследования?

5.1. Использование фактического материала в процессе исследования.

5.2. Проверка информации.

5.3. Методы обработки информации.

5.4. Система работы с фактами.

5.5. Объяснение фактов.

6. Что такое качество исследования?

6.1. Успешное решение проблем.

6.2. Совокупность свойств исследования.

6.3. Практическое содержание и значимость исследования.

6.4. Свойства и характеристики исследования, отражающие потребности развития управления.

6.5. Методы исследования, позволяющие раскрыть содержание проблемы

7. Какой из перечисленных методов относится к общенаучным?

7.1. Статистический анализ.

7.2. Экспериментирование

7.3. Социометрический анализ

7.4. Тестирование.

7.5. Хронометрирование.

8. В чем преимущество методов тестирования?

8.1. Глубина раскрытия проблемы

8.2. Простота и доступность, не требует специальных знаний.

8.3. Количественная определенность.

8.4. Позволяет исключить психологические и личностные нюансы.

8.5. Позволяет быстро получить информационный материал.

9. Что характеризует валидность показателя?

9.1. Конструкцию показателя

9.2. Соответствие измеряемому параметру.

9.3. Синтетичность показателя

9.4. Методология показателя.

9.5. Цели практического использования.

10. Зачем исследовать управление?

Наши рекомендации