Исследование с участием сорока четырех юных воришек
Решив проверить, насколько важны взаимоотношения матери и ребенка в первые пять лет его жизни для нормальной социализации, Боулби провел исследование, в котором приняли участие сорок четыре несовершеннолетних вора. Психолог утверждал, что высокий уровень преступности среди малолетних, асоциальное поведение и эмоциональные проблемы напрямую связаны с отсутствием у детей этой важнейшей привязанности. В сущности, он решил выяснить, приводит ли лишение ребенка матери на первых годах жизни к преступности в подростковом возрасте. Все сорок четыре участника исследования находились в лечебно‑воспитательном учреждении по социальной адаптации детей; их поместили туда потому, что они были пойманы на воровстве. В качестве контрольной группы психолог привлек еще сорок четыре подростка из этого же учреждения. Следует отметить, что, по оценкам врачей, дети из второй группы тоже относились к категории эмоционально нестабильных, однако они никогда не воровали. Боулби опросил родителей малолетних преступников и участников из контрольной группы, чтобы узнать, кто из них в первые пять лет жизни был разлучен с родителями и сколько времени продолжался этот разрыв в каждом случае. Выяснилось, что больше половины подростков‑воришек в этот важнейший период жизни были лишены своих матерей дольше, чем на полгода; в контрольной же группе подобное пережили только двое детей. Более того, если в контрольной группе не оказалось ни одного ребенка с безэмоциональным расстройством, то во второй этим страдали 32 процента юных респондентов. На основе данного исследования психолог пришел к заключению, что подростковую преступность следует считать прямым следствием лишения ребенка матери в раннем возрасте.
Социальные отношения в исследовании Боулби
Конечно, выводы психолога об исследовании нельзя считать однозначными и абсолютно достоверными, поскольку его эксперимент базировался только на опросах и воспоминаниях респондентов, которые вполне могли быть неточными. Можно также упрекнуть экспериментатора в необъективности, так как он разработал и провел исследование самостоятельно, сам дал определение симптомов безэмоционального расстройства и сам ставил этот диагноз. Тем не менее, основываясь на собственном жизненном опыте, Джон Боулби создал принципиально новую область исследований в психологии. Его теория привязанности до сих пор оказывает значительное влияние на такие сферы деятельности, как образование, уход за детьми и воспитание.
Теория атрибуции
Придание смысла поведению
Как происходит объяснение человеком причин собственного поведения и поступков других людей, описывает теория атрибуции. Суть этой теории состоит в том, что мы склонны приписывать те или иные причины поведению своему и окружающих.
Научное определение
Акт атрибуции – наделение человеком какими‑то свойствами, признаками как самого себя, так и других.
Фриц Хайдер
Впервые в 1958 году теорию атрибуции предложил австрийский психолог Фриц Хайдер. Сам ученый считал, что анализирует «наивную психологию» человека или психологию здравого смысла, исходя из которой он, чтобы понять смысл окружающего, ищет во всем причинно‑следственные связи.
У Хайдера было две главные идеи по поводу атрибуции:
1. Поведению других людей мы находим некие внутренние причины, такие как личностные качества, настроение и установки – например, ревность.
2. Собственное поведение объясняется причинами внешнего характера, ситуационными, заключающимися в окружающей среде.
Эдвард Джонс и Кит Дэвис
В 1965 году психологи Эдвард Джонс и Кит Дэвис предложили теорию корреспондирующего вывода, которая объясняет процессы формирования внутренней атрибуции. Ученые утверждали, что люди уделяют особое внимание преднамеренному поведению, которое психологи назвали диспозиционной атрибуцией, и что внутренняя атрибуция снабжает их достаточной информацией для того, чтобы предсказывать чье‑либо поведение в будущем. Например, при проявлении дружелюбия с чьей‑либо стороны делается вывод о природной доброжелательности этого человека. Умозаключение, что поведение человека полностью соответствует его личности, назвали корреспондирующим выводом. Джонс и Дэвис идентифицировали пять основных источников информации, по их мнению, позволяющих людям приходить к подобным выводам:
1. Свобода выбора. Свободно выбираемое поведение есть результат внутренних причин (диспозиций).
2. Социальная желательность поведения. По поведению, не соответствующему ожиданиям общества, человек делает корреспондирующие выводы чаще, поскольку социально приемлемое поведение контролируется, по общему мнению, социальными ролями.
3. Умышленное поведение против непреднамеренного. Поступки, совершённые с определенной целью, особенно с целью нанесения вреда, с наибольшей вероятностью будут объяснены личными качествами человека; случайному поведению, скорее всего, припишут влияние внешних, ситуационных причин.
4. Уникальность. Считается, что поведение, не похожее на другое, имеет целью произведение уникального эффекта, поэтому в большей степени определяется внутренними, диспозиционными причинами.
5. Гедонистическая уместность. Если поведение другого человека оценивается как явно направленное на причинение ущерба либо, напротив, осуществляемое в наших интересах, делается вывод, что оно продиктовано не ситуацией, а причинами личного характера.
Гарольд Келли
Наиболее известной теорией атрибуции считается ковариационная модель Гарольда Келли, разработанная в 1967 году. Ученый создал логическую модель для оценки того, в каком случае действие или поступок следует отнести к внешней атрибуции, а в каком – к внутренней.
Научное определение
Ковариация – объединение по определенным признакам информации, полученной от разных источников и в различное время.
Согласно Келли, при выяснении причин поведения или поступка на наши суждения и оценки влияют три типа информации. (Однако если поведение не является социально приемлемым, то оно объясняется внутренней атрибуцией.)
1. Последовательность – частота конкретного поведения при возникновении подобных ситуаций. Например, если кто‑то курит только в компании курящих, это говорит о высокой степени последовательности поведения. Если же человек выкуривает сигаретку‑другую от случая к случаю, в разных ситуациях, то степень последовательности низкая.
2. Согласованность – анализ ситуации относительно того, все ли люди поступают подобным образом в похожей ситуации. Например, если один человек курит при встрече с другом, и тот тоже курит, для поведения первого характерна высокая степень согласованности. Если же первый человек курит, а его друг нет, согласованность низкая.
3. Отличие – анализ того, всегда ли человек ведет себя одинаково в похожих ситуациях. Если человек курит только в компании друзей, его поведение имеет высокое отличие, а если он может закурить где угодно и когда угодно, то степень отличия низкая.
Бернард Вайнер
В теории атрибуции Бернарда Вайнера упор делается на достижения. Наиболее значимыми факторами, влияющими на атрибуции, Вайнер считает затрачиваемые человеком усилия, способности, везение и сложность задачи. Ученый классифицирует атрибуции по трем причинно‑обусловленным параметрам:
1. Стабильность (нестабильность) характеризует относительную устойчивость или неустойчивость действия причин во времени. Меняются ли причины поведения со временем?
2. Локус контроля бывает внешним либо внутренним. Собственно говоря, это оценка человеком своей способности влиять на ход событий. Человек с внутренним локусом контроля сам решает, как ему поступать; а поведение индивида с внешним локусом контроля обусловлено ситуационными факторами.
3. Контролируемость (неконтролируемость) обозначает, до какой степени человек способен контролировать какие‑либо причины и намеренно изменять их по своему выбору, например свои навыки и знания, в отличие от сравнительно неизменных факторов, таких как везение или поступки других людей.
Вайнер сделал вывод, что если человек добивается успеха, он имеет тенденцию приписывать его внутренним факторам, объясняя его собственными умениями и талантами, а вот успешность других людей объясняется внешними факторами, то есть везением, удачно сложившимися обстоятельствами. Если же человек потерпел крах или не слишком преуспел, то он обычно прибегает к внешней атрибуции, то есть винит не себя, а обстоятельства. Это явление известно под названием ошибка эгоистичности . А вот когда неудачу терпят другие люди, человек, скорее всего, прибегнет к внутренней атрибуции, объяснив чужой неуспех внутренними факторами, то есть ошибками и промахами человека.