А.С. Макаренко выделил 4 стадии развития коллектива по характеру предъявляемых требований. Расположите их в порядке протекания

Задание для студентов заочной формы обучения

Деловая этика

Преподаватель: к.п.н. Габдурахимова Т.М.

Цель преподавания дисциплины.

Возрождение духовности в обществе во многом зависит от профессионального мастерства, воспитания устойчивых навыков культуры у людей. Вследствие этого современный уровень развития образования ставит задачу повышения качества и эффективности подготовки специалистов в вузах, усвоения ими новых достижений наук, требующих формирования у личности умения оптимально общаться с людьми полнее реализовывать свои способности и таланты в жизнедеятельности.

Деловая этика способствует формированию у будущих специалистов соответствующих психологических и нравственных качеств как необходимых условий их профессиональной и повседневной деятельности..

Требования к выполнению контрольной работы

Работа состоит из 2-х блоков: написания реферата и выполнения тестовых заданий, состоящих из 5 блоков. Тема реферата и тестовое задание каждого блока выбираются по последней цифре зачетной книжки.

Темы рефератов

1. Роль этики в деловом общении.

2. Взаимодействие и развитие в общении.

3. Механизмы защиты в деловом общении.

4. Язык делового человека. Культура речи.

5. Невербальное общение и его результативность.

6. Внешний облик руководителя.

7. Проявление этикета в деловом общении.

8. Уважение слушателя и оппонента.

9. Ораторское искусство.

10. Деловые беседы, совещания. Как их правильно провести.

11.Искусство делового письма.

12.Стили руководства.

13. Личность. Карьера. Успех.

14.Темперамент и деловые качества индивидов.

15.Типология конфликтов.

16.Профилактика стрессов в деловом общении.

17.Проблемы ортобиотики (самосбережения здоровья).

18.Этика и культура поведения в бизнесе.

19. «Кодекс» этических взаимоотношений руководителя и подчиненного.

20.Правила вербального этикета в общении.

3.2. Вопросы к зачету по курсу «Деловая этика»

1. Сущность и основные категории КиЭО.

2. Моральные принципы общения в работах мыслителей древности.

3. Значение бессознательного в практики общения.

4. Механизмы психологической защиты в общении.

5. Факторы, детерминирующие человеческое поведение в обществе.

6. Особенности социальных стереотипов, приемы манипулирования ими в общении.

7. Основные элементы вербального общения.

8. Ролевое поведение в общении.

9. Классификация невербальных средств общения.

10. Общение как взаимодействие.

11. Основные этапы общения.

12. Проблема профессиональной зрелости коллектива.

13. Проблема выбора оптимального поведения руководителя.

14. Морально-психологический климат в коллективе.

15. Классификация психотипов в коллективе.

16. Проблемы лидерства, типы лидеров.

17. Роль руководителя в становлении неформальных отношений в коллективе.

18. Типичные ошибки молодого руководителя.

19. Связь темперамента и деловых качеств индивидов.

20. Оптимальный стиль руководства.

21. Особенности демократического стиля руководства.

22. Основные функции руководства.

23. Плюсы и минусы авторитарного принятия решений.

24. Практика принятия поощрений и наказаний подчиненных руководителем.

25. Этика бизнеса.

26. Структура конфликта.

27. Стадии протекания конфликта.

28. Социально-психологические предпосылки возникновения конфликта.

29. Стили поведения руководителя в конфликтной ситуации.

30. Привила поведения при конфликте.

31. Причины возникновения конфликта.

32. Общение с трудными людьми.

33. Преимущества стиля сотрудничества от компромисса.

34. Опасность использования стилей уклонения и приспособления.

35. Что представляет собой карта конфликта.

36. Способы повышения этичности общения.

37. Соотношение этики и бизнеса в современном обществе.

38. Что такое этический кодекс предприятия

39. Правила вербального этикета.

40. Правила деловой переписки.

4. Информационно- методическое обеспечение дисциплины

Основная литература.

1. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов (под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити - Дана, 2008 .-415с.)

2. Психология. Учебник для экономических вузов (под общ. ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2002.- 672с.: ил.- (серия «Учебник нового века».)

3. Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика.-М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство «Экмос», 2000. - 272с.

Дополнительная литература.

1. Айви А. Лицом к лицу. Практическое пособие для освоения приемов и навыков делового общения. - Новосибирск: ЭКОР, 1994,

2. Андреев В.И. Саморазвитие менеджера.-М.: Народное образование. 1995.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Наука, 1994.

4. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. - М.: МГУ, 1978.

5. Асмолов А.Г. Психология личности. -М.:МГУ, 1990.

6. Бердяев Н. Субъетивизм и индивидуализм в общественной психологии. СПб., 1901.

7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. -Л.: Лениздат, 1992.

8. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982.

9. Бородкин Ф.К., Коряк Н.М. Внимание конфликт! - Новосибирск, 1989.

10. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. (Избр. Произв.: Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1990.

11. Бенедиктова В.И. О деловой этике и этикете. - М.: Фонд «Правовая культура», 1994.

12. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М.: Дело, 1991.

13. ГодфруаЖ. Что такое психология. В 2-х т. Т.2.: Пер. с франц. -М.: Мир, 1992.

14. Дип С., Сесмен Л. Верный путь к успеху. 1600 советов менеджеру. -М.: Вече.Персей, ACT, 1995.

15.Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. - М.: Экономика. 1990.

16. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. - М.: Центр «Русская тройка», «Комета», 1990.

17. Ковалев А.Г. Курс лекций по социальной психологии. - М.: Высшая школа. 1972.

18.Ковальчук А.С. Основы имиджеологии и делового общения. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2003.

19.Кови С. Семь навыков лидера. - Минск, 1996.

20.Козлов Н.И. Как относиться к себе и другим людям, или практическая психология на каждый день. - М.: Новая школа, 1994.

21.Крамник В.В. Имидж реформ: психология и культура перемен в России. - СПб, 1995.

22.Крегер О. , Тьюсон Дж. Типы людей и бизнес.: Пер. с англ. - М.: Персей, 1995.

23. Кржижановская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - Л.: ЛГУ, 1990.

24. Кричевский Р.Л. Если Вы-Руководитель... -М.: Дело, 1996.

25. Ксенчук М.К., Киянова М.К. Технология успеха. - М.: Дело, 1993.

26.Курбатов В.И. Стратегия делового успеха. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1995.

27.Курс практической психологии или как научиться работать и добиваться успеха. — Ижевск, УГУ, 1996.

28.Лабунская В.А. Невербальное поведение. - Ростов, 1995.

29. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат. 1975.

30. Меллер X., Хегедаль П. Качественный сервис через личностное развитие. - М.: Менеджер сервис, 1992.

31.Мицич П. Как проводить деловые беседы. - М.: Экономика, 1987.

32. Морита Акино, Сделано в Японии.-М.: Знание, 1991.

33. Мясищев В.Н. Личность и нервозы. -Л.: ЛГУ, 1960.

34. Немов Р.С. Психология. Том I. -M.: Владос 2003.

35. Неймер Ю.Л. Этика и психология менеджмента. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002.

36. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М.: Мысль, 1971.

37.Пиз А. Язык телодвижений. - Н. Новгород.: Ай-Кью, 1994.

38.Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. - М.: Прогресс, 1986.

39.Поршнев Б.Г. Социальная психология и история.-М.: Наука, 1979.

40.Психология предпринимательской деятельности. -М.: ИПРАН, 1995.

41. Психотехнология. - Μ.: Прогресс, 1996.

42.Пызин В.А. Профессиональный выбор и отбор персонала управления. - М.: Дружба народов, 1996.

43.Рих А. Хозяйственная этика - М.: Посев, 1996.

44.Роджерс К. К науке о личночсти//История зарубежной психологии. - М.: МГУ, 1986.

45.Роджерс К. Взгляд на психотерапию, Становление человека.: Пер. с англ. - М: Прогресс, 1994.

46.Ронгинский М.Ю. , Соколова Е.М. Психология управления и концепции зарубежного менеджмента. - СПб, 1994.

47. Рогозин Ю.П. Секреты общения. -М.: 1991.

48.Роуз С. Устройство памяти. От молекул к сознанию.: пер. с англ. - М.: Мир. 1995.

49. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 2003.

50.Скотт Д.Г. Конфликты. Пути их преодоления. Киев.: Внешторгиздат, 1991.

51.Сухова А.Н., Деркач А.А. Социальная психология. - М.: ACADEMA, 2001.

52. Технология эффективной профессиональной деятельности. - М.: Красная площадь, 1996.

53. Теппер Р. Как овладеть искусством делового письма. - М.: Аудит, ЮНИТИ. 1994.

54.Ухтомский А.А. Доминанта. - М. - Л .: Наука, 1996.

55. Филиппов А.В. Психология и этика деловых отношений. - М.: 1996.

56. Филатова Е. Соционика для Вас. - Новосибирск.: Сибирский хронограф. 1994.

57. Фишер Р., Юрии У. Путь к согласию. Или переговоры без поражения. - М.: Наука, 1990.

58.Фрейд 3. Психоанализ бессознательного. - М.: Просвещение, 1989.

59. Фрейд 3. Психоанализ и русская мысль. - М.: Республика, 1994.

60.Фромм Э . Психоанализ и этика. - Республика, 1993.

61.Швальбе Б., Швальбе X. Личность. Карбьера. Успех. - М.: Прогресс, 1993.

62.Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. - М.: Владос, 1995.

63.Шепель В.М. Имиджеология. Секреты личного обаяния. -- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1994 (2-е изд. -1997.)

64.Шмидт Р. Искусство общения. - М., 1992.

65. Юнг К.Г. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее. - М.: Марте.1995.

66. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени.: пер с нем. - М.: Прогресс/Унирсс, 1994.

67.Ягер Дж. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса. - М.: Джин Уайли энд Санз, 1994.

68. Якокка Ли. Карьера менеджера. - М.: Прогресс, 1997.

69. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии.-М.: Политиздат, 1974.

5. Тесты контроля качества усвоения дисциплины.

Блок I. Задание с выбором одного правильного ответа.

1.1. Архетип - это:

1. наследственно передающиеся первичные идеи;

2. утрата контактов с окружающими, отгороженность, замкнутость;

3. полное или частичное отсутствие побуждений к деятельности, потеря интереса ко всему.

1.2. Я «хороший» - Ты «хороший» - это позиция:

1. превосходства;

2. депрессии, безнадежности;

3. здоровой личности.

1.3. Умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями - это:

1. нерефлексивное слушание;

2. межличностное общение;

3. рефлексивное слушание.

1.4. Принцип детерминизма включает в себя:

1. признание взаимосвязи и взаимообусловленности психических явлений как друг с другом, так и с окружающей материальной средой:

2. выделение особых типов темперамента, характеров людей;

3. совокупность бессознательных побуждений.

1.5. Совокупность применяемых руководителем методов воздействий на подчиненных, а также форма (манера, характер) исполнения этих методов предполагает:

1. лидерство;

2. стиль руководства;

3. руководство.

1.6. Идентификация - это:

1. система ценностей, выраженная в форме осознанных совместных целей персонала организации;

2. мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления;

3. наука о распознавании и измерении психологических особенностей человека.

1.7. Выбору стиля разрешения конфликта способствует:

1. сетка К.У. Томаса - Р.Х. Килменна;

2. управленческая решетка Р. Блейк и Дж. Моутон;

3. окно Джохари.

1.8. Один из вариантов переговорного решения, для которого характерно то, что стороны идут на взаимные, примерно равноценные уступки друг другу:

1. позиционный торг;

2. серединное, или компромиссное решение;

3. ассиметричное решение.

1.9. Закон конгруэнтности Карла Роджерса - означает:

1. соответствие опыта, осознания и сообщения;

2. коллективное и личностное бессознательное;

3. ориентация на внутренний мир, на собственные переживания.

1.10. Автор концепции трансакционного анализа:

1. К. Левин;

2. Э. Берн;

3. 3. Фрейд.

Блок II. Задание с выбором нескольких вариантов правильных ответов.

2.1. Какой стиль руководства оптимален в деловом общении?

1. авторитарный;

2. демократический;

3. либерально-анархический (или попустительский);

4. непоследовательный (алогичный);

5. ситуативный;

6. партисипативный (соучаствующий).

2.2. Понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться ни
проблемы другого человека - это:

1. адаптация;

2. отрицание;

3. эмпатия;

4. сопереживание;

5. такесика.

2.3. Категориями этики делового общения являются:

1. психология личности;

2. психология народов;

3. психология общения;

4. психология масс;

5. психология рабочей группы.

2.4. Элементы ненормированной речи:

1. историзмы;

2. жаргонизмы;

3. архаичные формы;

4. профессиональная лексика;

5. элементы диалектного характера;

6. новообразования не признаваемые нормативными.

2.5. Рефлексивное слушание в деловом общении предполагает:

1. выяснение;

2. резкие замечания;

3. перефразирование;

4. поспешные возражения;

5. перебивание;

6. отражение чувств;

7. резюмирование.

2.6. Коммуникация - это активный обмен информацией, значимой для участников
общения, где средства общения делятся на:

1. вербальные (словесные);

2. вспомогательные;

3. невербальные;

4. ольфакторные;

5. визуальные.

2.7. Механизмами восприятия и понимания в межличностном общении являются:

1. идентификация;

2. сублимация;

3. эйдетизм;

4. рефлексия;

5. эмпатия;

6. интроверсия.

2.8. Стиль руководства определяется в основном тремя параметрами, какими?

1. особенностями личности руководителя;

2. результатами вознаграждения;

3. зрелостью коллектива;

4. постоянным контролем;

5. производственной ситуацией;

6. правилами наказания.

2.9. Категории этики - это:

1. добро, зло;

2. благо;

3. свобода;

4. эмоция;

5. убеждение;

6. долг, совесть, честь;

7. справедливость.

2.10. Типы конфликтных личностей:

1. «демонстративный»;

2. «ригидный» (косный);

3. «контакт масок»;

4. «свой парень»;

5. «практик»;

6. «педант»;

7. «альтруист»;

8. «бесконфликтный».

Блок III. Задание с добавлением слова в готовый текст.

3.1. Межличностное общение - общение между отдельными личностями,

обусловленное обстоятельствами............ и...................... средой, а

также личными мотивами, проявляющимися в соответствующих потребностях, интересах.

3.2. Успешно разрешить конфликт помогает.......... и...................

разработанная X. Корнелиусом и Ш. Фейером.

3.3. Социальный стереотип в ряде случаев не облегчает, а наоборот, затрудняет деловое общение, таким образом возникает............. общения.

3.4. Позиционный торг - одна из стратегий ведения переговоров, при котором стороны ориентированы............................. ……………………и ведут спор о конкретных позициях.

3.5. Общение - определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией.............. ,.......................... или другого характера.

3.6................................ -поведение, заданное той или иной социальной ролью.

3.7. Психологические механизмы восприятия и понимания в межличностном
общении являются идентификация,................ ,..........................

3.8. В общении выделяют три взаимосвязанных стороны или характеристики - это:
- информационная;

-…………………...;

-…………………… .

3.9. Каузальная ……………...объяснение поведения других людей, путем

приписывания причин действия (устойчивым чертам характера, мотивам, установкам), либо внешним обстоятельствам.

3.10. Индивидуальная характеристика установки личности на свой внутренний мир мир своих чувств, переживаний, мыслей, означает понятие ………………….

Блок IV. Задание на упорядочение ответов.

Приведите соответствие.

1. Проксемика.

2. Вербальные средства
общения.

3. Такесика.

4. Невербальные средства
общения.

A. Рукопожатие, поцелуй, похлопывания.
объятия.

Б. Ориентация, дистанция.

B. Устная и письменная речь.
Г. Язык телодвижений.

4.2. Расположите последовательно следующие этапы делового общения:

1. выход из контакта;

2. обсуждение вопроса, проблемы;

3. принятие решения;

4. ориентация в ситуации;

5. установление контакта.

Приведите соответствие.

A. «Без знания этики невозможно руководить людьми».

Б. «Заботясь о красоте надо начинать с сердца и души, иначе никакая косметика не поможет».

B.«Человек - этодробь, в которой числитель - его действительное достоинство, а знаменатель - его мнение о себе».

1. Л.Н.Толстой

2. Конфуций

3. К. Шанель

А.С. Макаренко выделил 4 стадии развития коллектива по характеру предъявляемых требований. Расположите их в порядке протекания.

1. требования к людям предъявляют руководители коллектива;

2. требования поддерживаются активом коллектива;

3. требования актива становятся мнением большинства, и коллектив может применять их к каждой личности;

4.личность под влиянием требований коллектива предъявляет требования к себе.

4.5. Приведите соответствие:

1. Э.Берн

2. Гиппократ

3. К. Юнг

4. К. Левин

A. Интроверсия, экстраверсия.

Б. Теория пола.

B. Холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Г.«Родитель», «Взрослый», «Ребенок».

4.6. Расположите фазы развития стресса, предложенные Г. Селье, последовательно:

1. фаза истощения (дистресс);

2. реакция тревоги;

3. фаза сопротивления.

Приведите соответствие.

1. Коммуникация.

2. Вытеснение.

3. Рефлексия

A. Механизм психологической защиты.
Б. Механизм восприятия и понимания в

общении.

B. Механизм регуляции коллективной

деятельности.

Наши рекомендации