Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15. 14 страница
При планировании учебного графика следует помнить несколько важных общих принципов. Чтобы избежать интерференции, заниматься лучше непосредственно перед уроками в классе или сразу же после них. В большинстве случаев занятия, распределенные по времени, более эффективны, чем сплошные. Это означает, что лучше заниматься по полчаса ежедневно в течение десяти дней, чем просидеть над книгами пять часов подряд. Это замечание особенно актуально, если изучаемый предмет кажется вам неинтересным и скучным. Если изучаемый материал вас интересует и увлекает, то его дробление не так важно.
Сначала отведите время для самых трудных для вас предметов. Обязательно включите в план какие-нибудь развлечения и оставьте для себя свободное время.
Ближайшие планы. Если вечером вы не сильно утомлены, то можно посвятить десять-пятнадцать минут составлению плана на завтра, в противном случае отложите планирование на утро. Составьте для себя список задач на день или просто памятку с перечислением необходимых дел. Вы можете снова отделить обязательные дела от необязательных (но желательных), пользуясь чернилами разного цвета или печатными или письменными буквами.
Упражнение 4.9
Миссис Л. — работающая мать семейства, которая, кроме того, посещает курсы по двум предметам в муниципальном колледже. В последнее время она испытывает стресс, поскольку в ближайшие три дня ей необходимо сдать две курсовые работы и два экзамена за семестр. Хотя сейчас уже поздно исправлять допущенные ошибки, опишите три типа планов, которые могли бы помочь миссис Л. эффективнее использовать оставшееся у нее время.
а. _________________________________________
б. _________________________________________
в. ___________________________________________
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
Концентрация внимания
Если вы похожи на большинство студентов, то у вас бывают дни, когда вы, уставившись в книгу, скользите взглядом по строчкам и переворачиваете страницы, так ничего и не прочитав. Все это время вы мечтаете о чем-нибудь другом. Чаще всего это происходит при изучении предмета, который вас не интересует. Вас так и тянет отвлечься, посмотреть в окно или прислушаться к посторонним звукам. Как можно избежать такого рода «занятий»? В большинстве методов, направленных на повышение сосредоточения, делается попытка свести к минимуму отвлекающие факторы и поддерживать постоянный интерес к изучаемому материалу.
Место, где проводятся учебные занятия, играет немаловажную роль в плане устранения отвлекающих факторов. Имеются данные, свидетельствующие о том. что учеба наиболее результативна тогда, когда для занятий отведено специальное место. При появлении отвлекающих мыслей лучше покинуть место занятий и вернуться туда лишь тогда, когда вы будете готовы их продолжить. Важно также, чтобы в учебной зоне не было никаких фотографий и прочих предметов, которые могли бы увести ваш ум в сторону от предмета. Сидеть лучше прямо, а не развалившись на диване или в мягком кресле. Несмотря на индивидуальные различия, многие студенты находят, что тихая и спокойная музыка заглушает посторонние звуки и шумы, отвлекающее воздействие которых гораздо сильнее (Lapp, 1987)).
Сосредоточиться на занятиях обычно легче тогда, когда вы активно работаете с изучаемым материалом. Студенты считают, что полезно подчеркивать важные места, пользуясь маркерами или разноцветными ручками, чтобы выделить главное. Некоторые предпочитают отмечать важные места на полях или делать на них заметки. Все эти методы, наряду с использованием карточек с определениями важных терминов и понятий и проведением самопроверок, действуют одинаково хорошо. Недавние исследования, проведенные в Гарвардском университете, дают основание полагать, что наибольших успехов в учебе добиваются те студенты, которые поддерживают активное отношение к изучаемому материалу путем групповых занятий вместе с другими студентами. Важным фактором является бодрое и энергичное настроение и увлеченность предметом. Исследования показывают, что при активных занятиях можно усвоить гораздо больший объем материала, чем при пассивных.
Один из наиболее успешных методов активного вовлечения студентов в процесс учебы носит название SQ3R, что является аббревиатурой для «Survey, question, read, recite, review», то есть «Обзор, вопрос, чтение, пересказ, повторение». Первый шаг метода — провести общий обзор заданного материала, просмотрев основные заголовки, чтобы получить общее впечатление о предмете, который вы собираетесь изучать. Прочитав заголовки, поставьте к каждой теме по одному достаточно общему вопросу. Затем начинайте читать, причем при чтении ищите ответы на поставленные вами вопросы. Затем ответьте на свои вопросы. Говорить лучше вслух, чтобы получать дополнительную сенсорную информацию. Заключительный шаг — это повторение материала с акцентом на тех местах, которые вызвали затруднения при ответах на вопросы. Важным достоинством этого метода является наличие обратной связи. Вы можете выяснить, насколько хорошо освоен предмет и необходимы ли дополнительные занятия.
Упражнение 4.10
Прочитайте следующий сюжет и перечислите пять способов, с помощью которых Арсенио может улучшить сложившуюся у него систему учебных занятий.
Арсенио свернулся калачиком на диване и собрался приступить к чтению учебника по экономике. Контрольная за половину семестра была назначена на завтра, но Арсенио откладывал подготовку до последнего вечера, чтобы материал оставался свежим в его памяти. Он терпеть не мог экономику и решил включить телевизор, чтобы не заснуть. Как только он начал читать, его мысли потекли в другом направлении — в направлении телепрограммы, которую он хоть и краешком глаза, но все же смотрел. Тогда он закрыл глаза и погрузился в мечты. Затем он вдруг понял, что страшно устал, и вскоре крепко заснул.
а. _____________________________________________
б. _____________________________________________
в. ___________________________________________
г. _____________________________________________
д. _______________________________________
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
Подготовка к контрольным работам и экзаменам
Качество запоминания обычно оценивают с помощью одного из следующих трех методов: воспроизведение, узнавание или восстановление забытого. Большинство преподавателей применяют либо метод воспроизведения (тематические вопросы), либо метод узнавания (тесты на выбор правильного ответа из нескольких вариантов). Повторение наизусть редко используется в качестве оценки уровня запоминания.
При письменных ответах на вопросы по теме качество запоминания оценивается через способность воспроизвести информацию, причем такая оценка является субъективной. Хотя преподаватели обычно стараются обращать внимание в основном на содержание работы, ее внешний вид и формулировка ответа также влияют на его оценку. Из двух представленных на оценку работ с примерно одинаковым содержанием более высокий балл получит, скорее всего, та, которая написана аккуратнее, причем ручкой, а не карандашом, и будет правильнее с точки зрения грамматики. Учтя этот совет при оформлении работы, вы можете при том же уровне знаний получить более высокую оценку.
При тестировании на узнавание вы должны выбрать единственный правильный ответ из нескольких предложенных вариантов. Узнавание является более объективной оценкой по сравнению с воспроизведением. При таком тестировании могут быть выявлены знания, которые студент не может воспроизвести. Например, хотя вам, возможно, не удастся вспомнить названия всех европейских стран, вы, наверное, сможете выбрать из списка стран мира те, которые находятся в Европе. Основным недостатком таких тестов является возможность догадаться, какой из ответов правильный. Многие преподаватели снижают оценки за неправильные ответы. Перед началом теста полезно выяснить, будут ли сниматься баллы за догадки.
Приложение 4.1. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ
ЛЕГКИЙ АРОМАТ ШОКОЛАДА ПОМОГАЕТ ОЖИВИТЬ ПАМЯТЬ
Известная всем, у кого когда-либо легкое дуновение духов или одеколона вызывало воспоминание о былом возлюбленном, способность запаха стимулировать память наконец подтверждена научным исследованием.
Студенты колледжа, вдыхавшие запах шоколада во время письменных упражнений в течение двух дней, показали более высокие результаты, чем те, кто отказался от этого опыта.
Исследователь Франк Шаб (Frank Schab) утверждает, что стратегия воспоминаний основана на свойстве запаха помогать студентам на сложных экзаменах, а пилотам — на тренировках в условиях чрезвычайных ситуаций.
«Его работа дала первое серьезное научное доказательство тому, что запахи могут оживлять память», — заявил сотрудник научно-технического центра Моунел в Филадельфии Брайан Лайман (Brian Lyman).
Мистер Лайман говорит, что запахи, в отличие от образов и звуков, оформляются лимбической системой мозга, которая задействована и в эмоциях. Может быть, именно это и помогает оживить эмоционально окрашенные воспоминания.
В опыте, проводимом с 72 студентами Йельского университета, испытуемые должны были написать рядом с каждым из 40 распространенных прилагательных его антоним. Им не сказали, что назавтра их попросят вспомнить написанное.
Одной группе студентов давали вдыхать запах шоколада только во время первого задания, другой — только во время второго, третьей — в обоих случаях, а четвертой не давали вообще. Но в отсутствие запаха всем предлагали пытаться представить себе, что пахнет шоколадом.
Те, кто вдыхал запах во время и первого и второго заданий, вспомнили 21% слов. Это оказалось значительно лучшим результатом, чем у остальных групп, где наивысший процент запоминания составил только 17%.
Вышеприведенный эксперимент показал, что один и тот же запах может оживлять память как при обучении, так и на экзаменах. Никакой существенной разницы между женщинами и мужчинами в этом случае не выявлено.
Шаб также обнаружил, что запахи шоколада и нафталина действуют в равной степени, ибо на оживление памяти не влияет сама суть запаха.
Мистер Шаб считает, что подобные исследования имеют широкую сферу применения. Например, студенты, готовясь к экзаменам по нескольким дисциплинам, могут использовать определенный запах для каждого из предметов. А использование конкретного запаха на тренировках летных составов поможет пилотам в реальной ситуации вспомнить нужную информацию о том, что делать в первую очередь, что во вторую...
Источник: Assotiated Press (1990, July 10), Memory It seems a whiff of chocolate helps. The New York Times.
Хотя никто и никогда не рекомендует студентам зубрежку перед контрольными и экзаменами, она тем не менее пользуется большой популярностью. Почти каждый учащийся иногда попадает в ситуацию, когда без зубрежки не обойтись. Если вам приходится зубрить, воспользуйтесь следующими полезными советами:
• Занимайтесь в таких условиях, которые вы сможете воссоздать во время контрольной. Если можно, то зубрите за своим столом в том кабинете, где будет проводиться контрольная. Во время зубрежки жуйте резинку со специфическим вкусом (например, виноградную или клубничную) и ее же жуйте на контрольной. Характерный вкус этой резинки будет подстегивать вашу память. В Приложении 4.1 говорится о том, что даже запахи могут играть роль подсказки для памяти. Вы можете использовать для каждого учебного предмета особый запах — только перед тем, как принести в аудиторию шоколад или средство от моли, лучше попросить разрешения у преподавателя.
• Перед контрольной сильно не наедайтесь и не употребляйте алкоголя и большого количества кофеина. После плотного обеда вас начнет клонить в сон, а от алкоголя ухудшится работа памяти. Одна-две чашки кофе могут вас подбодрить, но от слишком большого количества кофеина вы сильно разнервничаетесь.
• Активно работайте с изучаемым материалом при его чтении. Пользуйтесь методами, которые рассматривались выше: отмечайте главное маркером, делайте заметки, повторяйте текст вслух, применяйте, метод SQ3R, а также встречайтесь с одноклассниками или звоните им по телефону для обсуждения возникших вопросов.
. • Прозанимавшись около часа, сделайте короткий перерыв. Походите по комнате, потянитесь, слегка перекусите или выпейте воды, но после этого будьте готовы снова полностью сосредоточиться на учебе.
• Для оптимального размещения информации в памяти пользуйтесь всеми мнемоническими приемами: методами опорных слов, методом loci и содержательными ассоциациями.
• Если вас начинает настолько сильно клонить в сон, что вы не можете сосредоточиться, то лучше лечь спать. При сильном утомлении трудно сконцентрировать внимание. Поспите несколько часов, а затем продолжите занятия.
Как сдавать экзамены
При любой контрольной проверке знаний лучше сначала отвечать на легкие вопросы. Тогда останется больше времени на более сложные задания. При ответе на трудный вопрос иногда удается подстегнуть память с помощью свободных ассоциаций. Запишите первое, что придет вам в голову по этому вопросу. Свободные ассоциации могут помочь при извлечении из памяти остальной информации. Но никогда не тратьте на один вопрос слишком много времени. Правильно рассчитав время, вы сэкономите несколько минут на то, чтобы, окончив работу, успеть ее перечитать.
Многие люди страдают от сильного волнения перед началом и во время экзамена. Быть может, и у вас на экзамене потеют ладони, стоит ком в горле и язык прилипает к нёбу. Но это только некоторые из симптомов. К сожалению, еще один симптом — это возникновение трудностей при извлечении воспоминаний. Знания как будто вылетают у вас из головы, и во время экзамена вы не можете припомнить ответа ни на один вопрос. Но как только вы сдаете экзаменационную работу и покидаете аудиторию, ваше волнение проходит. Вы ясно вспоминаете правильные ответы, но уже поздно.
Умеренное волнение перед экзаменом, по-видимому, даже способствует получению более высоких результатов. Вы напрягаете все свои силы и очень хотите успешно сдать экзамен. Однако сильное волнение приносит только вред. Для того чтобы помочь людям преодолеть экзаменационное волнение, психологи разработали три метода. Первым из них является десенсибилизация. Представив себе обстановку экзамена и письменно ответив на вопросы заранее, будучи в совершенно спокойном состоянии, вы можете стать менее чувствительным и не так сильно нервничать и во время настоящего экзамена. Применение метода десенсибилизации для преодоления волнения и страхов обсуждалось в главе 3.
Вторая возможность — учить «с запасом». Продолжайте заниматься даже после того, как вам покажется, что вы достигли полного понимания и знания материала. Тогда вы будете чувствовать больше уверенности в себе и вам будет легче вспомнить правильные ответы, когда вы разволнуетесь. Этим методом часто пользуются театральные актеры: они настолько хорошо заучивают свою роль, что какой бы сильный страх их ни охватывал на сцене, слова роли произносятся как бы сами собой.
Третий метод заключается в том, чтобы постараться успокоиться перед тем, как войти в экзаменационную аудиторию. Панические разговоры с товарищами могут усиливать экзаменационное волнение. Представьте себе что-нибудь успокаивающее — например, что вы загораете на песочке под шум морского прибоя или дремлете у костра, а на землю мягко опускаются снежинки. Этот метод следует применять только в том случае, если вы склонны к сильному волнению. Если проблема достаточно серьезна и методы самопомощи не действуют, обратитесь к профессиональному психологу или консультанту. Не забывайте о том, что умеренное волнение приносит пользу, — не хотите же вы задремать во время экзамена!
Контрольные вопросы
Пользуясь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал заключительного раздела главы. Найдите и отметьте единственный правильный ответ на каждый вопрос.
21. Какой из планов следует разрабатывать сначала?
а. Долгосрочный
б. Недельный
в. Ежедневный
г. Почасовой
22. Дванда должна через месяц сдать курсовую работу. Что бы вы ей посоветовали?
а. Обязательно освободить для работы вечер накануне сдачи курсовика.
б. Откладывать работу со дня на день — как правило, почти все преподаватели принимают просроченные работы.
в. Постараться выбрать такой темп, чтобы работа была готова раньше установленного срока.
г. Для начала расслабиться и наслаждаться жизнью, чтобы как следует отдохнуть к моменту начала работы.
23. Эйб считает историю скучным предметом. Как ему следует планировать свои занятия?
а. Зубрить перед самым экзаменом
б. Заниматься понемногу, но часто
в. Заниматься подолгу, но редко
г. Вообще не заниматься, а ждать, пока не появится интерес к предмету
24. В чем состоит первый этап метода SQ3R?
а. Изучение
б. Выбор
в. Размышления
г. Обзор
25. Что является наиболее важным для поддержания концентрации внимания?
а. Поддерживать активный интерес к изучаемому предмету
б. Обеспечить себе полный комфорт во время занятий
в. Окружить себя интересными вещами
г. Зубрить и выучивать весь материал за один раз — перед самым экзаменом
26. Входя в аудиторию, где шел экзамен по математике, Берта очень нервничала. Во рту у нее было сухо, ладони вспотели, а в горле стоял ком. Вдруг она с ужасом поняла, что не может вспомнить ни одной формулы. Что произошло с Бертой?
а. Глобальная деменциальная амнезия
б. Органическая амнезия
в. Экзаменационное волнение
г. Угасание невостребованной информации
27. Что полезнее всего сделать человеку, обычно испытывающему экзаменационное волнение, чтобы повысить уверенность в себе?
а. Взять на себя новые обязанности
б. Избегать активных занятий
в. Заниматься мало
г. Заниматься много
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отвечая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы перейти к самостоятельной работе.
ОБЩИЙ ОБЗОР ГЛАВЫ
Ниже приведен список тем для самостоятельной работы.
1. Перечислите три блока памяти и опишите, что происходит на каждом этапе запоминания.
2. Перечислите приемы, улучшающие работу кратковременной памяти.
3. Укажите различия между двумя аспектами долговременной памяти: размещением и извлечением информации.
4. Опишите, как мнемотехника, метод опорных слов, метод loci и смысловая организация информации могут улучшить ее размещение в памяти.
5. Объясните, почему метод ассоциаций и алфавитный метод имеют важное значение при извлечении информации.
6. Перечислите три возможные причины забывания и укажите ту из них, которая представляет наибольшую проблему для психологов.
7. Опишите вытеснение, подавление, угасание и искажение и охарактеризуйте их роль в качестве причины забывания.
8. Охарактеризуйте три вида амнезии.
9. Дайте определения и приведите примеры проактивной и ретроактивной интерференции и эффектов первичности и свежести.
10. Объясните, как прием лекарственных препаратов влияет на память.
11. Укажите способы улучшения организации времени с помощью долгосрочных, краткосрочных и ближайших планов.
12. Объясните, почему при активных занятиях сосредоточение усиливается.
13. Охарактеризуйте три метода, применяемых для оценки памяти.
14. Опишите, как надо готовиться к контрольным работам и преодолевать волнение на экзаменах.
Ответы
Ниже приведены правильные ответы ко всем упражнениям и вопросам. Если вы неверно ответили на какой-либо вопрос, перечитайте предшествующий текст, а затем вернитесь к вопросу и ответьте на него снова — на этот раз правильно.
Ответы на упражнения
4.1. а. Долговременная память
б. Сенсорная память
в. Долговременная память
г. Кратковременная память
4.2. а. Метод loci.
б. Метод опорных слов.
в. С помощью метода loci Цицерон мог запомнить сколь угодно длинную речь. использование метода опорных слов наложило бы ограничения на ее длину.
4.3. а. Группа 1: психиатрия, психология, псалом, психотерапия.
Группа 2: класс, режиссер, ссора. Группа 3: лейтенант, шейка, рейсфедер.
б. Такая группировка слов поможет ученикам запомнить их правописание потому, что в группы объединены слова со сходным правописанием. При этом улучшается размещение информации о правописании каждого слова в долговременной памяти.
4.4. а. 3
б. 2
в. 3
г. 1
4.5. Глобальная деменциальная амнезия.
4.6. Психологические эксперименты показывают, что в показаниях свидетелей факты могут искажаться. Искажение воспоминаний может быть вызвано тем, что свидетелю задают вопросы, характер которых оказывает влияние на ответ.
4.7. а. Проактивная интерференция
б. Проактивная интерференция
в. Ретроактивная интерференция
г. Ретроактивная интерференция
4.8. Поскольку среднюю часть материала выучить труднее, чем начало и конец, это займет больше времени. Можно просто отвести на заучивание середины речи дополнительное время. Или можно разбить текст речи на части и каждый раз начинать заучивание с разных частей. Таким образом, преимущества, создаваемые эффектами первичности и свежести, будут способствовать заучиванию всех частей текста.
4.9. а. План на семестр, в котором указаны основные сроки сдачи заданий, главные дела по работе и семейные обязанности.
б. План на неделю, в котором отмечены часы занятий на курсах, рабочее время и родительские обязанности.
в. Планы на каждый день со списками необходимых дел.
4.10. а. Арсенио лучше сидеть на стуле с прямой спинкой, а не на диване.
б. Ему надо заниматься понемногу, но каждый день, а не зубрить весь материал накануне экзамена, тем более что ему не нравится изучаемый предмет.
в. Во время занятий он должен устранить все отвлекающие факторы. Телевизионная программа может увести его мысли в сторону от предмета.
г. Заметив, что он отвлекся от учебы, Арсенио должен покинуть место, где занимается, и вернуться туда только тогда, когда он будет готов продолжить работу.
д. Он мог бы позвонить своим одноклассникам и обсудить с ними возникшие по предмету вопросы.
Ответы на вопросы
1. б; 2. а; 3. в; 4.в;5.г; 6.г; 7. а; 8. в; 9. б;10.г; 11. г; 12. в; 13. а; 14.в;15.в; 16.г; 17. а; 18. б; 19.б; 20.б;21.а;22.в; 23.б;24.г; 25. а; 26. в; 27. г.
Глава 5 мышление И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ
Нет более жалкого человека, чем тот,
единственной привычкой которого
является нерешительность.
У. Джеймс
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, сколько проблем вам приходится решать в течение одного дня? Некоторые из них простые — например, что надеть или что съесть на завтрак. Но есть и более сложные проблемы. Допустим, вам надо придумать, как получить деньги в банке, если вы превысили свой кредит, или как выкроить время для занятий, когда к вам приехали гости из другого города. Некоторые из принятых решений могут оказать сильное влияние на вашу жизнь. Решение проблем выбора специализации в колледже или первого места работы наверняка повлияет на вашу дальнейшую карьеру.
В этой главе будут рассмотрены способы развития вашего умения решать проблемы. Сначала мы рассмотрим процесс мышления, который лежит в основе принятия решений. Затем мы сосредоточимся на этапах решения проблем и на творческом подходе к этому процессу.
МЫШЛЕНИЕ
Вспоминаете ли вы свое детство, мечтаете ли стать телезвездой, пытаетесь ли починить протекающий кран или расписываете стены фресками — вы при этом мыслите. Термин «мышление» имеет очень широкий и сложный смысл. К категории мышления относятся самые различные процессы и состояния: от озабоченности и грез наяву — до решения сложных проблем и рождения новых идей. Психологи часто называют процесс мышления когнитивной деятельностью. Термин когнитивная деятельность можно отнести к любой умственной деятельности, как сознательной, так и бессознательной («когнитивная» означает «познавательная»).
Когнитивная деятельность: умственный или мыслительный процесс познания реальности.
Рис. 5.1. Строение мозга.
Человеческие мысли могут принимать самые различные формы. Иногда вы мыслите образами. Если, например, вам надо придумать план перестановки мебели в гостиной, чтобы там поместилось новое пианино, то нет сомнений, что вы будете мыслить образами. Но если вас попросят высказать свое мнение о новом повышении платы за электричество, то вам придется полагаться в основном на слова. Такие общие идеи, как мир, доброта или неприветливость, представляют собой понятия. Понятия формируются на основе опыта. Большинство мыслей состоит из сочетаний образов, слов и понятий. Их не всегда легко отделить друг от друга. Вспомните свои последние каникулы. Можете ли вы в мыслях отделить образы от слов и понятий? Мышление кажется нам столь естественным, что большинство из нас не осознает всей сложности этого процесса.
Часть мозга, в которой происходит процесс мышления, называется передним мозгом. Передний мозг позволяет нам различать числа, понимать язык, пользоваться логикой, принимать решения, наслаждаться музыкой и оперировать абстрактными понятиями. Он занимает около 85 % от общего объема мозга. Остальные 15 % составляют мозжечок и ствол мозга. Мозжечок управляет равновесием вашего тела, а ствол мозга «отвечает» за поддержание сердцебиения и дыхания.
Передний мозг: кора больших полушарий и прилегающие к ней структуры, которым приписывают высшие интеллектуальные функции (абстрагирование, анализ и Др.)
Мозжечок: небольшой участок мозга, прилегающий к стволу и «отвечающий» за равновесие тела и координацию движений.
Ствол мозга: нижняя часть мозга, регулирующая сердцебиение и дыхание.
Мозолистое тело: нервные волокна, соединяющие левое и правое полушария мозга.
Рис. 5.2. Левое и правое полушария мозга.
Передний мозг, который иногда называют «мыслительной шляпой», разделен на две части — правое и левое полушария. Полушария связаны между собой пучком нервных волокон, который называется мозолистым телом. Ученые исследовали функции каждого из полушарии, и хотя полученные ими результаты несколько схематичны, удалось определить, что левое полушарие отвечает в основном за речь, математические способности, логическое мышление и принятие решений. Правое полушарие обеспечивает восприятие ритма и цвета, музыки и живописи, работу воображения и фантазии, а также ориентацию в пространстве. Исследователи выяснили, что полушария тесно взаимосвязаны, и иногда одно из них берет на себя функции другого. Оба полушария совместно участвуют в процессе обработки информации, обмениваясь сигналами через мозолистое тело.
Упражнение 5.1
Представьте себе, что вы сочиняете песню о своем лучшем друге. Опишите роль правого и левого полушарий вашего мозга в этом процессе. Объясните, как поддерживается связь между полушариями.
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
Скрипты
Иногда мы проводим большую мыслительную работу, не осознавая этого. Шанк и Абельсон (Schank and Abelson, 1983) заметили, что для того, чтобы понять даже самую схематичную и малоинтересную историю или скрипт, необходимо немало подумать. Скрипт — это очень сжатая сюжетная схема, которая заставляет нас додумывать недостающую информацию. Вот пример скрипта:
Джейн устроила для Кэти перед свадьбой девичник с «дождем подарков». Кэти получила пятнадцать утюгов и пятнадцать миксеров. На следующий день она пошла в магазин в отдел возврата.
Этот скрипт, и правда, совсем несложная история. Тем не менее, чтобы понять даже такой простой сюжет, надо очень многое домыслить. Если вы принадлежите к другой культуре, то вам будет очень трудно разобраться в этом скрипте. Во-первых, для этого надо знать, что такое «дождь подарков» и зачем эта церемония проводится. Кроме того, надо знать, что из себя представляют утюги и миксеры, а также понимать, что обычно человеку нужно иметь только по одному из этих предметов. Еще придется догадаться о том, что утюги и миксеры были подарками, купленными в магазине, и их можно вернуть обратно. Но если вы знакомы с этой традицией, то «домысливание» происходит в основном автоматически.
Упражнение 5.2
Прочитайте следующий «скрипт» из работы Мински (Minski, 1983) и укажите три подробности, которые необходимо вставить в рассказ, чтобы его можно было понять.
Джейн была приглашена на день рождения к Джеку. Она подумала, что, возможно, ему понравится воздушный змей. Она пошла в свою комнату, взяла копилку и потрясла ее — но ничего не услышала...
а. ___________________________________________
б. ___________________________________________
в. ___________________________________________
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.