Принципы построения комплексного психологического исследования с учетом возраста и культуральных особенностей пациентов.
Построение клинико-психологического исследования предусматривает следующие этапы.
Первый этап клинико-психологического исследования - до знакомства с пациентом - этап формулировки клинической задачи. Сюда включается беседа с людьми, которые окружают исследуемого: педагогами, родителями, друзьями, сотрудниками или одноклассниками, врачами, - по поводу особенности его поведения и личности, проблем которые возникают; определение характеристики системы межличностных отношений (социальные условия жизни пациента), оценка материальных и культурных обстоятельств жизни; ознакомление с общим состоянием физического здоровья: наличие сопутствующих соматических заболеваний, опыта употребления психотропных веществ. На этом этапе формируется план исследования: выбор методик, их последовательность.
Второй этап клинико-психологического исследования - беседа с пациентом. Беседу нужно начинать с паспортных данных, на основании чего создается первое впечатление о состоянии памяти. Потом состояние памяти исследуется детальнее (кратковременная и долгосрочная - даты собственной жизни, исторические события, недавние события), оценивается внимание, характеризуется состояние сознания: ориентировка во времени, месте и собственной личности. Вопросы следуют задавать в непринужденной, естественной манере, как в обычной беседе. Также выясняется отношение пациента к собственному заболеванию, проблеме, разъясняется цель экспериментально психологического исследования. В последующей беседе выясняется особенность личности (до заболевания и на данный момент), способность к оценке изменений которые происходят, самочувствие, определяется культурно-образовательный уровень, работоспособность.
Третий этап клинико-психологического исследования - экспериментально психологический. Выполнению каждого задания должна предшествовать инструкция, которая определяет ситуацию исследования и обеспечивает сотрудничество психолога и пациента. Она должна быть максимально лаконичной, отвечать умственным способностям пациента, исключать возможность противоречивого понимания. Возможность использования предыдущих примеров. Небрежно поданная инструкция может привести к неадекватным результатам. Инструкцию необходимо предварительно испытать перед началом экспериментально психологического исследование. Если пациент не справляется с заданием, нужно совместно обсудить причину этого. Также важно оценить, использует ли пациент помощь со стороны психолога, или отбрасывает ее (негативизм, нарочитость или сопротивление). Необходима полная и точная запись обстоятельств проведенного эксперимента, выражаемых пациентом суждений.
Четвертый этап клинико-психологического исследования – анализ результатов и заключение вывода. Вывод должен стать ответом на вопрос, который был поставлен перед психологом. Единственной формы вывода нет. Но он никогда не может быть простым дублированием протокола исследования. На основании полученных данных нужно создать характеристику психического состояния, отметить особенность поведения, отношения, к исследованию (в т.ч. наличие учредительного поведения), выделить ведущую патопсихологическую особенность (синдромы), указать особенность течения психических процессов (например, темп реакции, изнурительность, стойкость), описать сохраненную сторону психической деятельности. Допускается приведение характерных ярких примеров. В конце делается резюме, которое отбивает наиболее важные данные (например, структуру патопсихологического синдрома). Вывод не должен быть категорическим по стилю утверждений.