МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ. Кафедра Товароведения и таможенной экспертизы
Кафедра Товароведения и таможенной экспертизы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины
«Безопасность жизнедеятельности»
Направление подготовки (специальность): 40.03.01 «Юриспруденция»
Направленность образовательной программы:
«Государственно-правовой» профиль
«Уголовно-правовой» профиль
«Международно-правовой» профиль
«Гражданско-правовой» профиль
Уровень (Квалификация (степень) выпускника): бакалавр
Набор
2016
Государственное казенное образовательное
учреждение высшего образования
«Российская таможенная академия»
Кафедра Товароведения и таможенной экспертизы
УТВЕРЖДЕНО Учебно–методическим советом юридического факультета (протокол от «__»_______20__ г. № __) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
«Безопасность жизнедеятельности»
Направление подготовки (специальность): 40.03.01 - «Юриспруденция»
Направленность образовательной программы:
«Государственно-правовой» профиль
«Уголовно-правовой» профиль
«Международно-правовой» профиль
«Гражданско-правовой» профиль
Уровень (Квалификация (степень) выпускника): бакалавр
Набор
2016
Автор
Е.Б. Соколов, доцент кафедры товароведения и таможенной экспертизы Российской таможенной академии, кандидат технических наук, доцент
Ответственный за выпуск
Е.В. Красильникова, заведующий кафедрой товароведения и таможенной экспертизы, доцент кафедры товароведения и таможенной экспертизы, кандидат технических наук, доцент
Программа одобрена на заседании кафедры товароведения и таможенной экспертизы
(протокол от «__»_______ 2016 г. № __)
Программа рекомендована выпускающей
кафедрой (кафедрой, ответственной за подготовку выпускников) __________________________________________________________________
(протокол от «__» _______ 2016 г. № __)
СОГЛАСОВАНО:
Начальник отдела методического обеспечения учебного процесса
_______________ Ю.В.Шустрова
© Российская таможенная академия, 2016
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины - формирование профессиональной культуры безопасности, под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.
Задачи дисциплины:
Приобретение понимания проблем устойчивого развития, обеспечения безопасности жизнедеятельности и снижения рисков, связанных с деятельностью человека;
Овладение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;
Формирование:
культуры безопасности, экологического сознания и риск-ориентированного мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;
культуры профессиональной безопасности, способностей идентифицикации опасности и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности;
готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности;
мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности;
способностей к оценке вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности;
способностей для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование результатов обучения, представленных в таблице 1.
Таблица 1
Результаты обучения, соотнесенные с общими результатами
освоения образовательной программы
Код компетенции | Результаты освоения | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
ОК-6 | Имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону | Знать: - основные природные и техносферные опасности, их свойства и характеристики; - характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них. Уметь: - идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации; - выбирать методы защиты от опасностей и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности. Владеть: - законодательными и правовыми основами в области безопасности и охраны окружающей среды; - требованиями безопасности технических регламентов; - способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; - понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности; - навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды. |
ПК-18 | Способен управлять самостоятельной работой обучающихся | Знать: - методику организации самостоятельной работы обучающихся (на примере дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»). Уметь: - управлять самостоятельной работой обучающихся (на примере дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»). Владеть: - навыками управления самостоятельной работой обучающихся (на примере дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»). |
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА
Дисциплина относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу (Б1), базовой части (Б1.Б) и является обязательной дисциплиной.
Дисциплина изучается на 1 курсе в 1 семестре по очной форме обучения.
Дисциплина изучается на 2 курсе по заочной форме обучения.
Изучение дисциплины базируется на результатах обучения при получении студентами среднего (полного) общего образования (предметы: основы безопасности жизнедеятельности, математика, физика, химия).
Дисциплина создает теоретическую и практическую основу для изучения: Б5.У.1 – Учебная практика, Б5.П.1 – Производственная практика.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 2 зачетные единицы (ЗЕ), 72 академических часа.
Таблица 2.1
Распределение объема дисциплины по видам работ
по очной форме обучения
Виды работ | Всего часов |
Контактная (аудиторная) работа обучающихся с преподавателем, | |
в том числе: | |
Лекции (Л) | |
Практические занятия (ПЗ), | |
из них в интерактивной форме (ИФ) | |
Самостоятельная работа обучающихся | |
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации | Зачет |
Таблица 2.2
Распределение объема дисциплины по видам работ
по заочной форме обучения
Виды работ | Всего часов |
Контактная (аудиторная) работа обучающихся с преподавателем, | |
в том числе: | |
Лекции (Л) | |
Практические занятия (ПЗ), | |
из них в интерактивной форме (ИФ) | |
Самостоятельная работа обучающихся | |
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестаци | Зачет |
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ
ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ)
5.1. Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий
Таблица 3.1
Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий
(очная форма обучения)
№ п/п | Наименование раздела/ темы | Общая трудоемкость (час.) | Лекции (час.) | Практические (семинары или лабораторные занятия) (час.) | Самостоятельная работа (час.) | |||
всего | ИФ | всего | ИФ | |||||
1 семестр | ||||||||
Раздел 1. Введение в безопасность. Основные понятия, термины и определения. Человек и техносфера | ||||||||
Тема 1.1. Человек и среда обитания | ||||||||
Тема 1.2. Виды, источники основных опасностей техносферы и ее отдельных компонентов | ||||||||
Раздел 2. Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания. Методы защиты | ||||||||
Тема 2.1. Негативные факторы среды обитания. Источники воздействия и принципы защиты | ||||||||
Тема 2.2. Физические негативные факторы | ||||||||
Тема 2.3. Защита среды обитания | ||||||||
Раздел 3. Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека | ||||||||
Тема 3.1.Световой и воздушно-тепловой режим помещений | ||||||||
Тема 3.2. Нормирование и контроль параметров микроклимата и освещения | ||||||||
Раздел 4. Психофизиологические и эргономические основы безопасности | ||||||||
Тема 4.1. Психические процессы, свойства и состояния человека, влияющие на безопасность | ||||||||
Тема 4.2. Виды и условия трудовой деятельности | ||||||||
Тема 4.3. Эргономика безопасности. Требования к организации рабочего места | ||||||||
Раздел 5. Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации | ||||||||
Тема 5.1. Чрезвычайные ситуации и защита населения в условиях их реализации | ||||||||
Тема 5.2. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера | ||||||||
Тема 5.3. Пожаровзрывоопасность. Пожарная защита | ||||||||
Тема 5.4. Первая помощь | ||||||||
Раздел 6. Управление безопасностью жизнедеятельности | ||||||||
Тема 6.1. Правовые и экономические основы управления безопасностью жизнедеятельности | ||||||||
Тема 6.2. Мониторинг, надзор и контроль за безопасностью жизнедеятельностью | ||||||||
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации | Зачет | |||||||
Итого в семестре | ||||||||
Всего по дисциплине |
Таблица 3.2
Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий
(заочная форма обучения)
№ п/п | Наименование раздела/ темы | Общая трудоемкость (час.) | Лекции (час.) | Практические (семинары или лабораторные занятия) (час.) | Самостоятельная работа (час.) | |||
всего | ИФ | всего | ИФ | |||||
1 курс | ||||||||
Раздел 1. Введение в безопасность. Основные понятия, термины и определения. Человек и техносфера | ||||||||
Тема 1.1. Человек и среда обитания | ||||||||
Тема 1.2. Виды, источники основных опасностей техносферы и ее отдельных компонентов | ||||||||
Раздел 2. Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания. Методы защиты | ||||||||
Тема 2.1. Негативные факторы среды обитания. Источники воздействия и принципы защиты | ||||||||
Тема 2.2. Физические негативные факторы | ||||||||
Тема 2.3. Защита среды обитания | ||||||||
Раздел 3. Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека | ||||||||
Тема 3.1.Световой и воздушно-тепловой режим помещений | ||||||||
Тема 3.2. Нормирование и контроль параметров микроклимата и освещения | ||||||||
Раздел 4. Психофизиологические и эргономические основы безопасности | ||||||||
Тема 4.1. Психические процессы, свойства и состояния человека, влияющие на безопасность | ||||||||
Тема 4.2. Виды и условия трудовой деятельности | ||||||||
Тема 4.3. Эргономика безопасности. Требования к организации рабочего места | ||||||||
Раздел 5. Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации | ||||||||
Тема 5.1. Чрезвычайные ситуации и защита населения в условиях их реализации | ||||||||
Тема 5.2. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера | ||||||||
Тема 5.3. Пожаровзрывоопасность. Пожарная защита | ||||||||
Тема 5.4. Первая помощь | ||||||||
Раздел 6. Управление безопасностью жизнедеятельности | ||||||||
Тема 6.1. Правовые и экономические основы управления безопасностью жизнедеятельности | ||||||||
Тема 6.2. Мониторинг, надзор и контроль за безопасностью жизнедеятельностью | ||||||||
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации | Зачет | |||||||
Итого в семестре | ||||||||
Всего по дисциплине |
Содержание дисциплины и рекомендации по изучению тем
Раздел 1. Введение в безопасность. Основные понятия,