Социальная психология миграций
Кроме рассмотренных выше массовидных явлений, возникает настоятельная потребность социально-психологического исследования нового массового явления или феномена миграции, принимающего как в мире, так и в России широкомасштабные размеры. Миграции представляют собой синтез, с одной стороны, массовых социально-психологических явлений, с другой – пример функционирования новой общности – эмиграции. Под миграцией понимается вынужденное или добровольное перемещение больших масс людей. Частным случаем миграции является эмиграция, или психологическая общность людей, которые, по собственной воле или в силу обстоятельств оказались за пределами страны своего изначального проживания (Парыгин Б.Д., 2003).
Необходимо отметить, что предпосылки психологии миграции корнями уходят в историю далекого прошлого. Б.Ф. Поршнев, например, связывал в свое время явление многоязычия, которое произошло из изначально единого «праязыка», с психологией миграционных процессов на заре человеческой истории.
Сегодня выделяются следующие виды миграции: внутренняя – в виде перемещений внутри страны (безвозвратная – с окончательной сменой постоянного места жительства, временная – с переселением на достаточно большой срок, сезонная – с перемещением в определенные периоды года, маятниковая – в виде регулярных поездок к местам работы, учебы, находящимся в другой местности) ивнешняя – в виде эмиграции за пределы страны и иммиграции в страну.
Все внешние виды миграций носят этнический характер. Под этническими миграциями понимают случаи массовых перемещений, когда представители того или иного этноса (этнокультурной группы) добровольно или вынужденно покидают территорию места формирования этноса (или его длительного проживания) и переселяются в иное географическое или культурное пространство (Лебедева Н.М., 1999).
Эмиграции из стран с тоталитарным режимом порождают особый вид эмигранта – беженец.
Считается, что беженцами могут быть признаны те индивиды или их семьи, кто был вынужден бежать со своей родины, спасаясь:
– от реальных (или воображаемых) политических или религиозных гонений;
– от стихийных бедствий (наводнение, засуха);
– от разрушительных последствий войны.
Общим для всех этих категорий людей является вынужденный характер их эмиграции и неизбежность тягот и лишений. Явление это не новое, истоки его коренятся в войнах.
Распад Советского Союза способствовал появлению еще одного термина, характиризующего вариант миграции, – это понятие вынужденного переселенца. От беженца данное понятие отличается тем, что человек фактически не «бежит» от невыносимых условий, а «вынужден» вернуться на так называемую «историческиую родину», как например, возвращались русские из стран ближнего зарубежья в Россию в силу активного несогласия с социально-политическими реформами в республиках бывшего Советского Союза.
По мнению западных специалистов, рост современных межэтнических миграций является серьезным вызовом мировой социальной, экономической, политической системам.
Особая ситуация с этническими миграциями возникла на территории бывшего СССР. По статистическим данным, после приобретения государственной независимости некоторых советских республик, порядка 60 млн., из которых 34 млн. русских, украинцев, белорусов вынужденно оказались «за границей».
Этнические миграции, появившиеся в человеческой истории, породили следующие социально-психологические проблемы:
– межэтнические контакты на групповом уровне, когда мигранты вступают в более или менее длительное межкультурное взаимодействие с представителями доминирующей культуры;
– проблему понимания и принятия как иного взгляда на мир, запечатленного в других этнических культурах, так и понимания этнических основ собственного существования;
– проблему адаптации мигрантов как к иной этнокультурной сфере, так и к иной природной (географической) среде;
– проблему сохранения физического и психического здоровья мигрантов.
Процесс адаптации мигрантов к иной этнокультурной среде носит название аккультурации. Под аккультурацией понимается феномен, возникающий тогда, когда группы индивидов из разных культур вступают в непосредственный и продолжительный контакт, последствиями которого являются изменения элементов оригинальной культуры одной или обеих групп.
В 70–80-х годах ХХ века в литературе по проблеме адаптации мигрантов преобладала теория «культурного шока».
А. Фархнем и С. Бочнер дают определение данному понятию: «Культурный шок – это шок от нового. Гипотеза культурного шока основана на том, что опыт новой культуры является неприятным или шоковым частью потому, что он неожидан, а частью потому, что он может привести к негативной оценке собственной культуры» (цит. по Лебедевой Н.М., 1999, с. 193).
Выделяются следующие аспекты культурного шока, испытываемого мигрантом в период адаптации:
– напряжение, необходимое для достижения психологической адаптации;
– чувство потери или лишения (друзей, статуса, профессии и т.д.);
– чувство отверженности представителями новой культуры или отвержения их;
– сбой в ролях, ролевых ожиданиях, ценностях, чувствах и самоидентификации;
– неожиданная тревога, даже отвращение или негодование в результате осознания культурных различий;
– чувство неполноценности от неспособности «совладать» с новой средой.
С начала 90-х годов более предпочитаемой становится модель адаптации, называемая «стрессом аккультурации». Дж. Берри выделил четыре основных стратегии аккультурации – это ассимиляция, сепарация, маргинализация и интеграция.
Ассимиляция – это вариант аккультурации, при котором эмигрант полностью идентифицируется с новой культурой и отрицает культуру этнического меньшинства, к которому принадлежит.
Сепарация – это полное отрицание культуры большинства и сохранение своих этнических особенностей.
Маргинализацияявляется результатом отсутствия идентификации как с культурой этнического большинства, так и с культурой этнического меньшинства.
Интеграция характеризуется идентификацией как со старой, такис новыми культурами.
В более ранних исследованиях считалось, что лучший вариант культурной адаптации – ассимиляция с доминирующей культурой. Подтверждением тому являлась, например, преобладающая теория «плавильного котла» в американской миграционной политике. Сохранение этнической принадлежности долгое время рассматривалось как дисфункция, затрудняющая процесс аккультурации.
В современных исследованиях преобладает точка зрения, что успешной стратегией аккультурации может быть только интеграция. Для достижения интеграции требуется взаимное приспособление, включающее в себя принятие обеими группами права всех этнических групп жить как культурно-различные народы. Это такой принцип совместимости, когда разные группы сохраняют свои, присущие им исходно культурные индивидуальности, хотя в то же время объединяются в единое общество на другом, равно значимом для них основании.
В психологическом плане – это наиболее позитивный вид межкультурного взаимодействия, в котором члены этнических (культурных) групп полностью справляются с трудностями принятия другого образа жизни, другой «картины мира» и даже находят положительные моменты в такой разности и подобном взаимном существовании. Среди предпосылок, способствующих такому виду аккультурации выступают, например, географическая мобильность общества, которая тесно взаимосвязана с толерантностью. «Открытое» общество с развитыми внешними миграциями более толерантно. Кроме того, непреложным законом успешной интеграции является то, что для принятия и понимания других надо уважать собственную культуру, быть уверенным в ее ценном и позитивном значении.
Как показывает мировой опыт, не может быть более успешной стратегии аккультурации иноэтничного населения, чем интеграция, т.е. тенденция сохранения собственной культурной принадлежности наряду с овладением культурой основного этнического большинства. В этом случае возможна единственная идеология и политика доминирующего общества – мультикультурализм, т.е. позитивное отношение к наличию в обществе различных этнокультурных групп и добровольная адаптация социальных институтов общества к потребностям разных культурных групп. Такая политика общества должна ставить, в частности, целый ряд задач перед образовательными учреждениями по формированию установок на мультикультурализм у учащихся и молодежи.
В целом признаками эффективной аккультурации на психологическом уровне являются позитивная этническая идентичность и этническая толерантность.
В последнее время в качестве конечных результатов долговременной аккультурации рассматривают психологическую, социокультурную и экономическую адаптацию к инокультурным условиям жизни.
Под психологической адаптацией понимается совокупность внутренних психологических последствий (ясное чувство личной или культурной идентичности, хорошее психологическое здоровье и достижение психологической удовлетворенности в новом культурном контексте).
Под социокультурной адаптацией подразумевается совокупность внешних поведенческих следствий связи индивидов с их новой средой, включая их способность решать ежедневные социально-культурные проблемы (в семье, в быту, на работе, в школе).
Под экономической адаптацией понимается наличие или отсутствие работы, удовлетворенность ею, уровнем профессиональных достижений, а также уровнем благосостояния в новой культуре.