Образец заключения по исследованию особенностей памяти испытуемого
С целью исследования памяти в течение 7 недель (с 10.04.08 по 22.05.08) нами были проведены исследования с использованием известных и наиболее распространенных методов: «Типы памяти», «Смысловая и механическая память», «Процесс запоминания», «Исследование процессов ретро- и проактивного торможения следов памяти», «Сравнение процесса активного воспроизведения с процессом узнавания», «Исследование особенностей сконцентрированного и распределенного во времени обучения» и др.
В качестве испытуемого выступала … (ФИО, дата рождения, место учебы или работы, статус).
Задачей исследования явилось выявление индивидуальных особенностей памяти в меняющихся условиях и с использованием разных методов.
Каждую неделю испытуемому предлагалось несколько заданий. Прослушав инструкцию, экспериментатор давал команду о начале эксперимента и засекал время. Процедура эксперимента занимала от 1 минуты до 25 минут. Иногда эксперимент выполнялся в несколько этапов с перерывами между ними (это необходимо для выявления особенностей какого-либо свойства). В некоторых исследованиях полученные данные позволяли также выявить установку испытуемого на скорость или качество работы.
Экспериментатор и протоколист (в одном лице) фиксировал затраченное испытуемым время, сообщая о временных интервалах, и отмечал особенности в выполнении задания испытуемым или в его поведении (при их наличии).
Затем экспериментатор проводил устный опрос испытуемого для уточнения данных наблюдения, определения степени уверенности испытуемого в правильности своих ответов и получения дополнительной информации.
Для обработки данных и анализа полученных результатов использовались:
–– расчет коэффициента памяти (C) по следующей формуле:
,
где, a – количество слов в ряду; b – количество удержанных в памяти слов;
–– сводные таблицы и графики (такие как график динамики производительности, график ошибок и др.);
–– также отдельно учитывалось количество и качество допущенных испытуемым ошибок и некоторые другие параметры.
Итак, перейдем к рассмотрению основных результатов и выводов.
Для начала, рассмотрим особенности механической памяти у испытуемого. Прежде чем переходить к обсуждению полученных данных, необходимо дать определение этого как самой механической памяти, так и ее видам.
Механическая память выделяется на основании учета степени осмысления запоминаемого материала, она осуществляется как простая функция повторения без установления ассоциативных и смысловых связей. Деление памяти на слуховую, зрительную и двигательную осуществляется на основании ведущего у испытуемого канала восприятия информации.
Теперь можно перейти к непосредственному обсуждению результатов исследования. Так, особенности различных видов механической памяти на прямую или косвенно изучались в работах №№ 1, 2, 4, 6, 7.
На основе полученных данных было выявлено: ….
Говоря о следующем исследованном виде памяти, а именно о смысловой памяти, которая изучалась в Работах №№ 3, 4, необходимо сразу дать его определение ….
Отметим, что в работе № 4 у испытуемого выявлена важная особенность смысловой памяти, как …..
Теперь перейдем к следующей исследованной характеристики памяти – процессу запоминания. ….
Завершая анализ особенности свойств внимания у данного испытуемого, нам хотелось бы указать на значительную роль утомляемости, о которой было замечено в каждой проведенной работе: показатели испытуемого резко снижаются с очень высоких до очень низких и потом могут стабилизироваться в результате врабатываемости, которая у испытуемого хорошо проявляется при монотонной или длительной работе (что очевидно из характера кривых на всех графиках). Хотелось бы так же отметить, что у испытуемого преобладает установка на качество работы, что также имеет подкрепление в фактических и количественных данных, а также в ответах испытуемого.
Итак, обобщая полученные результаты, можно сказать, что память испытуемого имеет следующие особенности: высокий уровень смысловой и зрительной памяти, при низком уровне – механической и слуховой памяти, средние показатели продуктивности вербальной памяти, а также большой объем оперативной памяти.
Испытуемому рекомендуется работа, связанная с использованием смысловой памяти, желательно с визуальным предъявлением материала. Он может успешно выполнять монотонную работу, не требующую скорости, в которой делается акцент на качество и результативность.
В качестве коррекционных мероприятий, рекомендуется провести работу по снижению утомляемости, а также тренинг по развитию слуховой и механической видов памяти.