Рубрикация текста: приемы изложения научных материалов

Рубрикация текста дипломной работы представляет собой его деление на составные части, графическое отделение одной от другой, а также использование заголовков и нумерации. Рубрикация текста отражает логику дипломного исследования и потому предполагает четкое подразделение рукописи на отдельные логически соподчиненные части.

Простейшей рубрикой является абзац-отступ вправо в начале первой строки каждой части текста. Абзац не имеет особой грамматической формы. Его чаще рассматривают как композиционный прием, используемый для объединения ряда предложений, имеющих общий предмет изложения. Абзацы делаются для того, чтобы мысли выступали более зримо, а их изложение носило более завершенный характер. Правильная разбивка текста дипломной работы на абзацы существенно облегчает ее чтение и осмысление.

Абзацы одного параграфа или главы должны быть по смыслу последовательно связаны друг с другом. Число самостоятельных предложений в абзаце различно и колеблется в широких пределах, определяемых сложностью передаваемой мысли.

В.А. Кузин (1999) отмечает, что при работе над абзацем следует особое внимание обращать на его начало. В первом предложении лучше всего называть тему абзаца, делая такое предложение как бы заголовком к остальным предложениям абзацной части. При этом формулировка первого предложения должна даваться так, чтобы не терялась смысловая связь с предшествующим текстом.

В каждом абзаце следует выдерживать систематичность и последовательность в изложении фактов, соблюдать внутреннюю логику их подачи, которая в значительной мере определяется характером текста.

В повествовательных текстах – тех, которые излагают ряд последовательных событий, порядок изложения фактов определяется их хронологической последовательностью и смысловой связью друг с другом. В тексте приводятся только узловые события, при этом учитывается их продолжительность во времени и смысловая значимость при раскрытии всей темы.

В описательных текстах – тех, в которых предмет раскрывается путем перечисления его признаков и свойств, вначале принято давать общую характеристику описываемого факта, взятого в целом, а только затем характеристику его частей.

Это общие правила деления текста дипломного исследования на абзацы.

Кроме этого, заголовки глав и параграфов дипломной работы должны точно отражать содержание относящегося к ним текста. Они не должны расширять или сокращать объем смысловой информации, которая в них заключена.

Кроме того, «не рекомендуется в заголовок включать слова, отражающие общие понятия или не вносящие ясность в смысл заголовка. Не следует включать в заголовок слова, являющиеся терминами узкоспециального или местного характера. Нельзя также включать в заголовок слова - аббревиатуры…» (5, с.69-70).

Кроме этого, рубрикация текста очень часто сочетается с нумерацией – числовым и буквенным обозначением последовательности расположения его смысловых частей. В качестве возможных систем нумерации Ф.А. Кузин (1999) выделяет:

● использование знаков разных типов – римских и арабских цифр, прописных и строчных букв, сочетающихся с абзацными отступами;

● использование только арабских цифр, расположенных в определенных сочетаниях.

При использовании знаков разных типов система цифрового и буквенного обозначения строится по нисходящей, например: А…Б…В…Г…

I…II…III…IV…

1…2…3…4…

1)…2)…3)…4)…

а)…б)….в)…г)…

Принято порядковые номера частей указывать словами (часть первая), разделов - прописными буквами русского алфавита (раздел А), глав – римскими цифрами (глава I), параграфов – арабскими цифрами (1.1. или 1.2. и т.п.).

Как отмечает Ф.А. Кузин (1999), существует несколько методических приемов изложения научных материалов, среди которых наиболее часто используются следующие: 1) строго последовательный, 2) целостный (с последующей обработкой каждой главы), 3) выборочный (главы пишутся отдельно в любой последовательности).

Строго последовательное изложение материала – требует достаточно много времени, которым не всегда располагает студент. Длительность определяется тем, что, пока не закончен один раздел, студент не может переходить к следующему. Для обработки одного раздела иногда требуется попробовать несколько вариантов, пока не будет найден лучший из них. В это время другой материал может лежать «без движения».

Целостный прием – требует меньше времени на подготовку чистовика, так как «сначала пишется все произведение вчерне, как бы грубыми мазками, затем производится его обработка в частях и деталях, при этом вносятся дополнения и исправления» (5, с.72).

Выборочное изложение материалов. Суть его в том, что по мере готовности фактических данных автор обрабатывает материалы в любом удобном для него порядке.

Студент сам может выбрать тот прием, который более оптимален для него. Однако в некоторых случаях выбор того или иного приема будет определятся позицией научного руководителя, а также временем, оставшимся до прохождения предварительной защиты дипломной работы на кафедре.

На этом этапе работы над рукописью диплома из уже накопленного текстового материала, помимо отдельных глав, следует выделить следующие композиционные элементы: а) введение, б) выводы и предложения (заключение), в) библиографический список использованных источников, г) приложения.

Пред тем как переходить к окончательной обработке «черновой» рукописи, полезно обсудить основные положения ее содержания с научным руководителем.

Работу с так называемой «беловой рукописью» дипломного исследования рекомендуется начинать, когда макет черновой рукописи уже готов. Все нужные материалы собраны, сделаны необходимые обобщения, которые получили одобрение научного руководителя. Теперь начинается детальная шлифовка текста рукописи. Проверяется и критически оценивается каждый вывод, таблица, формула, каждое предложение, каждое отдельное слово.

Наши рекомендации