Стиль изложения научных материалов

Курсовая работа должна быть выдержана в стиле письменной научной речи, который обладает некоторыми характерными особенностями.

Прежде всего, стилю письменной научной речи характерно использование конструкций, исключающих употребление местоимения первого лица единственного и множественного числа, местоимений второго лица единственного числа. В данном случае предполагается использовать неопределенно-личные предложения (например: «Вначале производят отбор факторов для анализа, а затем устанавливают их влияние на показатель»); формы изложения от третьего лица (например: «Автор полагает...»); предложения со страдательным залогом (например: «Разработан комплексный подход к исследованию...»).

В научном тексте нельзя использовать разговорно-просторечную лексику. Нужно использовать терминологическое название. Если есть сомнения в стилистической окраске слова, лучше обратиться к словарю.

Важнейшим средством выражения смысловой законченности, целостности и связности научного текста является использование специальных слов и словосочетаний. Эти слова позволяют отразить:

- последовательность изложения мыслей (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак);

- переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к, обратимся к, рассмотрим, остановимся на, рассмотрев, перейдем к, необходимо остановиться на, необходимо рассмотреть);

- противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее);

- причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, отсюда следует, что);

- отношение (конечно, разумеется, действительно, видимо, надо полагать, возможно, вероятно, по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным);

- итог, вывод (итак; таким образом; значит; в заключение отметим; все сказанное позволяет сделать вывод; подведя итог, следует сказать; резюмируя сказанное, отметим).

Для выражения логической последовательности используют сложные союзы: благодаря тому что, между тем как, так как, вместо того чтобы, ввиду того что, оттого что, вследствие того что, после того как, в то время как и др.

Особенно употребительны производные предлоги в течение, в соответствии с, в результате, в отличие от, наряду с, в связи с, вследствие и т.п.

В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные, перечисленные выше).

В научной речи очень распространены указательные местоимения «этот», «тот», «такой». Местоимения «что-то», «кое-что», «что-нибудь» в тексте научной работы обычно не используются.

Для выражения логических связей между частями научного текста используются следующие устойчивые сочетания (приведем результаты; как показал анализ; на основании полученных данных).

Для образования превосходной степени прилагательных чаще всего используются слова наиболее, наименее. Не употребляется сравнительная степень прилагательного с приставкой по- (например, повыше, побыстрее).

Особенностью научного языка является констатация признаков, присущих определяемому слову. Так, прилагательное следующие, синонимичное местоимению такие, подчеркивает последовательность перечисления особенностей и признаков (например, Рассмотрим следующие факторы, влияющие на формирование рынка труда).

Рекомендации по структуре работы

По своей структуре курсовая работа должна быть составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта. В состав курсовой работы входят:

· Титульный лист (см. Приложение 1.).

· Перечень принятых сокращений (при необходимости) (см. Приложение 2.).

· Содержание (см. Приложение 3).

· Текст работы (включая введение, основная часть, состоящая из глав и параграфов и заключение).

· Перечень принятых терминов (при необходимости) (см. Приложение 4).

· Список используемых источников и литературы (см. Приложение 5) .

· Приложения (при необходимости).

Титульный лист (см. Приложение 1.)

Содержание включает в себя наименование всех структурных частей работы с указанием номеров страниц, на которых размещается начало каждой части. Образец оформления листа «Содержание» (см. Приложение 3).

Ведение в курсовой работе должно быть по объему 1-2 страницы.

Во введении курсовой работы:

- обосновывается выбор темы, её актуальность и значимость для науки и практики;

- раскрывается краткая история вопроса, что позволяет представить проблему в динамике через «обзор литературы»;

- описываются используемые методы исследования и решения задач;

- указываются цель, задачи работы, её научная новизна и практическая значимость;

- указываются ещё не решённые современной наукой задачи;

- в конце введения обосновывается структура и логика работы.

Освещение актуальностиработы должно быть немногословным. Начинать описание издалека нет необходимости. Достаточно в пределах 0,5-1 страниц машинописного текста показать суть проблемы, определяющую актуальность темы.

От формулировки актуальности выбранной темы логично перейти к постановке главной целиисследования.

Исходя из развития цели работы определяются задачи. Это обычно делается в форме перечисления (проанализировать..., разработать..., обобщить..., выявить..., доказать..., внедрить..., показать..., выработать..., изыскать..., найти..., изучить..., определить..., описать..., установить..., выяснить..., вывести формулу..., дать рекомендации..., установить взаимосвязь..., сделать прогноз... и т.п.).

Формулировки задач необходимо делать тщательнее, поскольку описание их решения должно составить содержание глав курсовой работы. Это важно также и потому, что заголовки глав довольно часто рождаются из формулировок задач работы.

В курсовой работе могут бытьописаны объект и предмет, избранные методы исследования.

Объектизучения – это явление, на который направлена исследовательская деятельность субъекта.

Предметизучения – это планируемые к исследованию конкретные свойства объекта. Предмет изучения раскрывается только в том случае, когда необходимо, исходя из характера выбранного объекта, детализировать, что же конкретно будет исследоваться.

При работе над введением нужно быть готовым к тому, что текст этой составной части будет переработан два-три раза и от первоначальных формулировок может мало что остаться. Это связано с тем, что процесс написания носит творческий характер и на первоначальном этапе трудно представить будущую работу.

Основная частьсодержит последовательное и обоснованное изложение материалов, раскрывающих цели и задачи, поставленные во введении.

Состоит из глав и параграфов, при этом параграфы выделяются в том случае, если их два и более, один параграф не выделяется.

Главы должны заканчиваться краткими выводами по рассматриваемой проблеме.

Выводы должны логически завершать проведенные рассуждения, быть краткими, конкретными и вытекать из изложенного материала.

При этом нужно соблюдать следующие правила:

1. Выводы должны быть нетривиальными (вывод: «Товар - это продукт труда, предназначенный для продажи или обмена» и так очевиден).

2. В качестве выводов следует формулировать полученные в данном параграфе конечные результаты, а не промежуточные.

3. При формулировании выводов нецелесообразно приводить положения, которые не важны для изложения последующего материала и не вытекают из цели работы.

4. Вывод нельзя подменять декларацией о результатах проделанной работы («рассмотрено», «проанализировано», «изучено» и т.д.).

Любая научная работа – это не сумма ее составных частей. Можно написать великолепные две-три отдельные главы, однако еще не факт, что эти три главы составят удовлетворительную курсовую работу: важна логическая связь работы от ее первого предложения до последнего.

Логически построенная работа не содержит материала, который может быть изъят из нее без нарушения стройности. Отдельные мысли автор высказывает в предложениях.

Предложения, имеющие единую тему, объединяют в абзацы.

Текст курсовой работы обычно строится по ключевой связке «тезис – аргумент». Выдвигается некая идея или концепция, предлагающая вариант объяснения ключевых вопросов исследовательской работы, затем следует переход к примерам и аргументам. Примеры лучше подбирать такие, чтобы они приковывали внимание и наглядно демонстрировали содержание вопроса. Если автор грамотно изложил чьи-то теоретические позиции, работа носит лишь реферативный характер. Для курсовой работы необходимы критические аргументы. Их можно вводить разными способами: «столкнуть» позиции двух авторов или высказать собственные аргументы.

Необходимым условием работы является цитирование. Очень часто цитаты из авторитетного источника помогают подтвердить правильность точки зрения, придают вес и значение всей работе. Однако важно соблюдать меру: цитата должна лишь подтвердить мысль, а не заслонить её. Используемые в работе понятия, цитаты, фактические материалы, статистические данные должны иметь ссылку на источник.

Любая студенческая научная работа не может обойтись без специальной терминологии.Студент должен показать в работе своё знание специальных терминов, значение которых будет уместно ещё раз сверить с толкованием тематических или универсальных словарей. Кроме того, не следует строить фразы только из узкоспециальных терминов, чтобы не сделать текст излишне наукообразным, трудно понятным.

Наиболее ценным при изложении сути исследуемых вопросов будет обозначение собственной позиции и аргументированное изложение полученных в ходе работы результатов.

Заключение представляет собой последовательное, логически стройное изложение полученных выводов и их соотношение с целью работы и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

Объемом (1-2 страницы) заключение – это резюме всего сказанного, логическая «выжимка» рассмотренного материала, а также, по возможности, указание нераскрытых проблем и путей дальнейшего развития исследований в этой области. Заключение отражает основные результаты проведённой работы. Выводы, содержащиеся в заключении, строятся на основании результатов анализа материалов, приводимых в разделах основного текста работы, но не повторяют их, а обобщают.

В заключении могут быть указаны перспективы дальнейшей разработки темы.

Список используемых источников и литературы (см. Приложение 5)

Библиографический список составляет одну из существенных частей курсовой работы. Помещается после заключения и имеет заголовок – Список использованных источников и литературы.

Включённые в такой список источники должны иметь отражение в тексте письменной работы (в подстрочных сносках), т.е. на каждый источник списка литературы обязательнодолжна быть ссылка в тексте.

Существует пять основных способов построения списка литературы: алфавитный, хронологический, тематический, по видам изданий, по характеру содержания. Рекомендуемые принципы построения библиографического списка в письменных работах – по видам издания, алфавитный.

Источники располагаются в следующем порядке:

1. Нормативно-правовые акты(располагаются в порядке субординации, а внутри каждого из разделов в хронологическом порядке по датам их принятия).

2. Этические кодексы в связях с общественностью(даются в алфавитном порядке).

3. Справочно-статистические материалы(помещаются в алфавитном порядке).

4. Монографии,сборники, брошюры, статьи, выступления (помещаются в алфавитном порядке фамилий авторов и заглавий, при этом публикации одного и того же автора – в хронологическом порядке).

5. Периодические издания(помещаются в хронологическом порядке).

Допускается формирование списка использованных источников и литературы, состоящего только из двух основных разделов:

1. Этические кодексы в связях с общественностью

2. Литература

В этом случае вся литература второго раздела располагается в списке в алфавитном порядке без подразделения на виды изданий. Образец написания списка использованных источников и литературы см. в приложении 4.

Приложения – это часть работы, которая имеет дополнительное, обычно справочное значение, но является необходимой для более полного освещения темы. Их цель – избежать излишней нагрузки текста различными аналитическими, расчетными, статистическими материалами, которые не несут основной смысловой нагрузки.

По содержанию приложения могут быть очень разнообразны: копии подлинных документов, выдержки из отчётных материалов, отдельные положения из инструкций и правил и т.д. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, диаграммы, схемы, графики, карты, рисунки, фотографии, копии публикаций и различных документов.

Приложения оформляются как продолжение курсовой работы на последних её страницах.

Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри», оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки. Каждое приложение обычно имеет самостоятельное значение и может использоваться независимо от основного текста. Отражение приложения в оглавлении работы обычно бывает в виде самостоятельной рубрики с полным названием каждого приложения.

Каждое приложение начинается с нового листа с обозначением в правом верхнем углу словом «Приложение». Приложения должны нумероваться последовательно, арабскими цифрами (например, «Приложение 1») и иметь заголовок. Если приложение одно, то оно не нумеруется. Если приложение выполнено на листах иного формата, чем текстовая часть работы, то оно должно быть сложено по формату А4.

Наши рекомендации