II. Составление подписей к кадрам фильма.

ВИДЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

На уроке литературного чтения формируем и технику чтения, и навыки работы с текстом. На это направлены многие виды деятельности.

К навыкам работы с текстом относятся: определение темы, идеи, типа речи текста, составление плана (деление на части и озаглавливание), работа со средствами выразительности

Чтобы произведение произвело на ребёнка сильное впечатление, надо развивать воображение. Психологи считают, что именно в младшем возрасте воображение читателя лучше всего поддается воздействию, поэтому начинать следует с работы над воссоздающем типом воображения, чтобы в последствии на этой основе перейти к формированию более продуктивного типа – творческого воображения.

К упражнениям по воссоздающему типу воображения относятся:

· Выборочное чтение к иллюстрациям произведения.

· Графическое рисование - приём воспроизведения отрывков (событий) текста по появляющимся деталям рисунка.

Развитию воссоздающего воображения способствуют творческие виды работ, к которым относятся словесное рисование, анализ иллюстрации, составление плана текста, стилистический эксперимент, составление диафильма, киносценария, инсценирование, составление рассказа о герое.

Рассмотрим методику отдельных приёмов.

Использование «ДИНАМИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ» (ВОССТАНОВЛЕНИЕ СЮЖЕТА ПО РИСУНКАМ) позволяет научить учеников правильно строить и последовательно пересказывать текст.[17]

Работа с динамической картиной, даёт возможность развивать творческое воображение детей, создавать на уроке ситуацию свободного и интересного общения, в процессе которого учитель и ученики выступают как равноправные участники разговора.

На доску прикрепляют заранее приготовленные рисунки, по которым ведётся воспроизведение сюжета (можно с подтверждением выборочным чтением). Этот приём пробуждает учащихся высказаться. Иллюстрации помогают вести сюжет, изменять его, фантазировать.

По такой методике рассказ ведётся коллективно. Затем текст пересказывается хорошо успевающим учеником, чтобы дети в качестве образца слышали красивый и правильный пересказ.

Данный приём способствует развитию умения хорошо ориентироваться в тексте, соотносить рисунки к произведению с соответствующими событиями.

Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера».

ТЕМА: Восстановление сюжета. Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера».

ЦЕЛИ:

1. Совершенствовать навык правильного, беглого, выразительного, осознанного чтения.

2. Формировать умение ориентироваться в тексте, соотносить рисунок и отрывок текста к нему.

- Ребята, с каким произведением на прошлом уроке мы познакомились? (Дж. Свифт «Путешествия Гулливера».)

-А сегодня нам предстоит составить рисунок к этому рассказу. Рисунок оказался рассыпанным.

-Мы его будем составлять, подтверждая каждую часть рисунка чтением отрывка из произведения.

-Найдите в тексте отрывок, который относится к этому рисованному эпизоду.

-Отметьте карандашом начало и конец отрывка.

(На доске рисунок Гулливера, опутанного веревками.)

-Прочитайте отрывок из текста к этому рисованному эпизоду.

(1 человек) (стр. 158, 2,3 абзац)

«Он хотел было протереть глаза, но не мог пошевелиться. Тонкие веревочки опутывали все его тело от подмышек до колен; руки и ноги были крепко стянуты веревочной сеткой; веревочки обвивали каждый его палец, даже длинные густые волосы Гулливера были туго намотаны на маленькие колышки, вбитые в землю, и переплетены веревочками»

(Добавляю к рисунку одного маленького человечка под самым носом Гулливера. В руках у него лук и стрела, а за спиной колчан.)

-Ребята, найдите отрывок, который изображает это действие.

-Отметьте границы.

-Прочитай. (стр. 158 – 159)

(«Гулливер скосил один глаз.

Что за чудо! Чуть ли не под носом у него стоит человек – крошечный, но самый настоящий человек! В руках у него – лук и стрела, а за спиной – колчан. А сам он всего с три пальца ростом»)

(Добавляю к рисунку стрелы)

-Посмотрите, что я изобразила дальше.

-Найдите отрывок, который показывает, какой опасности подвергся -Гулливер, и как действовали человечки.

-Отметьте начало и конец отрывка.

-Прочитай.

(«В ту же минуту кто-то внизу громко пропищал:

- Тольго фонак!

В руку, в лицо, в шею Гулливера разом вонзились сотни стрел. Стрелы у человечков были тоненькие и острые, как иголки») стр.159

(Я ставлю рядом с Гулливером помост с лестницей)

-Найдите отрывок к этому действию.

-Отметьте границы.

-Как вы думаете, для чего это сделали человечки?

-Прочитай

(«Гулливер слегка повернул голову – повернуть ее больше не давали колышки и веревочки – и возле самой своей головы увидел только что построенный деревянный помост. Несколько человечков прилаживали к нему лестницу») стр.161

(Я приставлю несколько лестниц, на которых человечки с едой.)

-Посмотрите, что я изобразила дальше.

-Найдите отрывок, который показывает, как человечки накормили -Гулливера.

-Отметьте границы.

-Прочитай.

(«Не прошло и четверти часа, как сотни сгорбленных носильщиков потащили по этим лестницам корзины с едой. В корзинах были тысячи хлебов величиной с горошину, целые окорока – с грецкий орех, жареные цыплята – меньше нашей мухи» стр.162)

(2 бочки с вином Гулливера)

-Найдите отрывок, который относится к этому действию.

-Как действует Гулливер?

-Отметьте начало и конец.

-Прочитай.

(«Тогда человечки подкатили к руке Гулливера две бочки с вином. Бочки были огромные – каждая со стакан. Гулливер вышиб дно из одной бочки, вышиб из другой и в несколько глотков осушил обе бочки.»)

-Вот мы с вами и собрали рисунок.

-А теперь прочитайте конец рассказа, что случилось после того, как человечки напоили Гулливера вином. (стр.162 – 163).

-У вас отмечены части, которые вместе составляют краткий рассказ. Я еще раз, молча, буду составлять рисунок, а вы поднимаете руку и сразу читаете нужную часть текста. И так по всему рисунку до конца

Используя ПРИЁМ СЛОВЕСНОГО РИСОВАНИЯ, мы создадим условия для развития воссоздающего воображения. Детям надо в речи передать картину из прочитанного произведения.

Обучение словесному рисованию лучше начать с создания жанровых (сюжетных) картинок. При этом нужно помнить, что словесная картинка статична, на ней герои не двигаются, не разговаривают, они как бы «застыли», словно на фотографии.

На первом этапе обучения словесному рисованию целесообразно использование так называемой «динамической», постепенно возникающей на глазах у детей, картины. При этом после словесного описания учащимися каждой детали рисунка, любого элемента интерьера, действующего лица на демонстрационный лист бумаги последовательно прикрепляется только что устно «нарисованная» (а учителем — заранее графически подготовленная) соответствующая картинка. Расположение элементов картины обсуждается с детьми. Так, по ходу работы создается законченная картина к эпизоду, которая и служит материальной опорой для возникших в воображении учеников представлений.

Если учитель хорошо рисует, можно обойтись без этого пособия — в процессе работы поэтапно фиксировать результаты словесного рисования прямо на доске.

Только на заключительном этапе обучения устному иллюстрированию можно предложить детям самостоятельно, без зрительной опоры сделать словесный рисунок к тексту («В учебнике нет иллюстрации. Попробуем создать ее сами»).

На любом из этапов обучения словесному рисованию порядок работы будет одинаков.

1. Выделяется эпизод для словесного иллюстрирования.

2. «Рисуются» место, где происходит событие.

3. Изображаются действующие лица.

4. Добавляются необходимые детали.

5. «Раскрашивается» контурный рисунок.

Усложнение возможно в переходе от коллективных форм работы, когда в устном иллюстрировании принимает участие весь класс, к индивидуальным, когда ученик предлагает один элемент иллюстрации, а другие учащиеся принимают участие в обсуждении словесной картинки.

На уроках литературного чтения решается ряд задач по формированию универсальных учебных действий. Среди них важное место занимает обучение СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНА.

Обучение умению составлять план строится с учётом постепенного нарастания трудностей и проводится в определённой системе.

На первом этапе (в первом, начале второго класса) Кубасова О. Ф. предлагает использовать предметные картинки в качестве плана. Детям предлагается проставить номера, в какой последовательности встречаются предметы (герои, существа) в тексте.

План можно представить в виде последовательности действий (если возможно).

На следующем этапе в качестве плана используется серия сюжетных картинок.

В качестве начального упражнения даётся несколько иллюстраций к сказке, в нарушенной последовательности и предлагается учащимся расположить их сообразно содержанию. Дав название картинкам, дети отмечают в тексте место каждой из них. Далее для работы с картинным планом предлагается серия упражнений:

¾ Дополнение серии картинок недостающей с помощью словесного рисования.

¾ Исключение из серии картинок той, которая не относится к данному рассказу или которая является лишней.

¾ Самостоятельное составление картинного плана.

¾ Узнавание произведения по готовому плану.

¾ Сравнение двух планов к одному и тому же рассказу.

¾ Деление текста на части по готовому плану.

Рекомендуется начинать такую работу по сказкам.

Методика работы:

-Рассмотрите первую картинку. О чём она?

- Рассмотрите вторую картинку, О чём она?

-Перечитывая текст про себя, определите последнее предложение, которое относится к первой картинке, и предложение, которое начинает вторую часть, относится уже ко второму рисунку.

.Своеобразным планом, который является подготовкой к краткому пересказу, являются комиксы.

Комикс (от англ.comic — смешной) — рассказы в картинках. Традиция таких рассказов восходит к XVI и XVII веку, когда в Валенсии и Барселоне начали продавать картинки для народа, чаще всего на религиозную тематику. Это пересказ жития святых в сериях небольших гравюр.

Комикс сочетает черты таких видов искусства, как литература и изобразительное искусство. Комикс — это серия изображений, в которой рассказывается какая-либо история. Комикс — это единство повествования и визуального действия.

В комиксах не обязательно присутствует текст, существуют и «немые» комиксы с интуитивно понятным сюжетом. Но чаще всего прямая речь в комиксе передаётся при помощи филактера — «словесного пузыря», который «выдувается» из уст персонажа. Слова автора обычно помещают над или под кадрами комикса.

Комиксы могут быть любыми и по литературному жанру, и по стилю рисования. Исторически сложилось, что самые распространённые жанры комикса — приключения и карикатура. Рисунок в комиксе имеет некоторую долю условности. Он упрощается для скорости рисования и удобства восприятия и идентификации читателя с персонажем. [ 21]

В XX в. комикс стал одним из популярных жанров массовой культуры. Автор литературного чтения Кубасова О. Ф. (программа «Гармония») использует комиксы в тетради на печатной основе. Учащимся предлагается серия рисунков по произведению. Необходимо восстановить порядок рисунков и создать комикс.

Позднее начинают переход от картинного плана к словесному.

Упражнения:

- Работа с заголовком текста. Выбор заголовка из ряда предложенных. Подбор заголовка к рассказу.

Замена картинного плана словесным.

Восстановление последовательности плана.

Составление плана под руководством учителя.

Самостоятельное составление плана.

Методика.

При формировании данного умения ребёнок выполняет 2 операции: учится делить текст на логически завершённые части и озаглавливать их.

На начальном этапе пользуются картинным планом, который помогает найти границу между 2 событиями.

- Как вы думаете, какое предложение относится ещё к I рисунку, а какое уже ко II?

- А: Я считаю, что предложение «….» относится ещё к I рисунку, а предложение «…» уже ко II.

- О чём, о каком событии рассказывает нам I рисунок? Скажите кратко, чтобы получился заголовок.

В III классе дети определяют количество частей по количеству основных событий в произведении. Самостоятельно доказывают границы частей:

- Я считаю, что I часть заканчивается предложением «….», а предложение «…» начинает новую часть на тему «…».

Во II классе учащиеся работают только с простым планом по тексту-повествованию, с III класса добавляют сложный план к текстам - описаниям и рассуждениям.

Учащиеся начальной школы подбирают заголовки в соответствии с требованиями:

§ Заголовок соответствует теме или идее.

§ Заголовок соответствует типу речи.

§ Заголовок должен быть коротким.

§ По мнению М.Р. Львова, следует соблюдать единую синтаксическую конструкцию заглавий. Самой простой формой будут заголовки-вопросы. Затем нужно учить составлять заголовки в форме двусоставных предложений. После этого можно использовать для заголовка назывные предложения. Наконец, можно показать, что в виде заголовков могут быть употреблены фразы из текста.

Озаглавливая часть, необходимо спрашивать по ней несколько детей, какие подобраны заголовки. Все варианты анализировать. Учащиеся должны знать, что к тексту (части) можно подобрать не 1 заголовок.

Учитель должен ориентироваться в программе, где указано, когда план составляется с помощью учителя, а с какого момента можно давать эту работу как самостоятельную.

Методика.

М. Зощенко. Самое главное

- Перечитайте текст про себя и определите, сколько основных событий произошло, сколько бы вы выделили частей.

- Сколько событий, перечислите их.

- Значит, сколько частей решили выделить в тексте?

- О чём I?

- Найдите предложение, где эта тема заканчивается и начинается другая. Докажите.

(Алгоритм: Я считаю, что I часть о том, как Андрюша принял решение перестать трусить, заканчивается предложением «…». Предложение «…» начинает новую тему: о том, как его побили мальчишки).

- У кого другое мнение?

- Отметим границу частей.

- Ещё раз вспомните тему I части и сформулируйте её кратко, чтобы получился заголовок.

(Трус. Трусишка. Андрюша всего боится. Плохо всего бояться.

Больше не буду трусом. Решение Андрюши.)

- Все заголовки по теме, короткие, значит, подходят. Но точнее у….., т. к. они говорят не только о трусости, но и о решении мальчика)

ПРИЁМ «КИНОМАСТЕРСКАЯ»

Здесь используются авторские иллюстрации и рисунки, созданные детьми, для кадров фильма. К каждому кадру под руководством учителя отбирается сжатый текст. В итоге получаются титры к фильму (рисунок 6), которые являются кратким пересказом текста. Покажем элемент результата работы в «Киномастерской» по произведению В. Гаршина «Лягушка-путешественница»:

Рисунок 6 – Киномастерская

Методика.

Тема.Составление титров к фильму по сказке Г.Х.Андерсена «Дюймовочка».

Цели.1. Совершенствовать навык правильного, выразительного, беглого, осознанного чтения.

2. Совершенствовать навыки работы с текстом.

3. Учить сокращать текст, отбирая самое существенное к кадрам, опуская подробности, сохраняя своеобразие авторской речи.

4. Учить анализировать текст товарища.

Оборудование. Кадры фильма.

Оформление доски.

1к. Жила одна женщина, не было у нее детей, и ей очень хотелось ребенка. 2к. И тогда женщина решила пойти к колдунье и попросить у нее ребенка. Колдунья дала женщине необычное ячменное зернышко, которое нужно было посадить в цветочный горшок. 3к. Вскоре зернышко дало росток, а из ростка вырос чудесный цветок, совсем как тюльпан. Лепестки его были сжаты. 4к. Как только женщина поцеловала лепестки, цветок распустился, и она увидела девочку, сидящую в самой чашечке. Она была очень маленькая, всего в дюйм, поэтому ее называли Дюймовочкой. 5к. Скорлупка грецкого ореха была ее колыбелькой, а тарелка с водой – целым озером. По озеру она плавала на лепестке тюльпана, как на лодочке, нежным голосом распевая песни. 6к. Однажды ночью через открытое окно в комнату влезла большая, безобразная жаба. Она схватила скорлупку, где спала Дюймовочка, и выпрыгнула в сад. Жаба решила, что Дюймовочка будет прекрасной женой ее сыну.

Ход урока.

I. Проверка Д/З. (= Чтению части, по которой будем отбирать текст к подписям кадров фильма)

(Чтение 1-2 человека, оценки индивидуально, сразу)

II. Составление подписей к кадрам фильма.

- Ребята, кто из вас знает, для чего на кадрах фильмов делают надписи, которые повторяют то, что говорят герои? А как эти надписи называются?

Так как там мало место, пишут там не все слова, а выбирая самое главное, лишнее слова опуская.

- Давайте и мы с вами составим подписи к кадрам фильма по сказке Г. Андерсена «Дюймовочка».

- Посмотри и скажи, что изображено на первом кадре? (1-ый кадр) (Женщина сидит одна в доме)

- На странице 331 прочитайте 2 первых предложения и подчеркните слова, которыми можно подписать нам первый кадр, убирая подробности.

( Жила одна женщина, и не было у нее детей, а ей очень хотелось ребенка)

- Да, я тоже взяла такие слова. ( На доске открывается текст)

- Ребята, а это изображено на втором кадре фильма?

( Женщина разговаривает с колдуньей).

- Прочитайте второй абзац на странице 331 и 1,2 абзац на странице 332.

- Подчеркните ответ на следующий вопрос: «Куда решила отправиться женщина?»

(Женщина решила отправиться к колдунье)

- Добавьте в предложение, зачем? (Попросить ребенка)

- Давайте составим предложение. Начнем со слов: «И тогда…»

(И тогда женщина решила пойти к колдунье и попросить у нее ребенка)

- Что дала ей колдунья? (Ячменное зернышко) Подчеркните в учебнике.

- А какое это было зернышко? (Необычное)

- Что с ним нужно было сделать, подчеркните слова в учебнике. (Посадить в цветочный горшок)

- Давайте составим предложение, где вы ответите: «Что дала колдунья? Что с ним надо было сделать?» (Колдунья дала женщине необычное ячменное зернышко, которое нужно было посадить в цветочный горшок)

- Посмотрите у меня на доске тоже подпись по второму кадру.

- А что изображено на третьем кадре фильма?

(Тюльпан в цветочном горшке)

- Прочитайте на странице 332 2-ой абзац, подчеркните самые выразительные авторские слова, которые рассказывают о том, что произошло с зернышком. (Зёрнышко дало росток, из которого вырос чудесный цветок).

- Давайте составим предложение, где вы ответите: «Что случилось с зернышком вскоре?».

- Что автор говорит о лепестках? (Они были плотно сжатые, точно у нераспустившегося бутона)

- Два предложения, которые мы составили и будут подписями к 3-му кадру фильма. Повторите их.

- Ребята, что изображено на четвертом кадре фильма? (Девочка сидящая на цветке)

-Прочитайте 4-ый абзац на странице 332 и подчеркните слова, которые бы объяснили, как появилась девочка, какая она.

- Что сделала женщина? (Поцеловала лепестки)

- Что случилось с цветком? (Распустился)

- Где сидела девочка? (В самой чашечке)

- Давайте составим предложение. (Как только женщина поцеловала лепестки, цветок распустился, и она увидела девочку, сидящую в самой чашечке)

- Какая была девочка? Выберите и подчеркните слова, составьте предложения. (Она была очень маленькая, всего в дюйм, поэтому ее назвали Дюймовочка)

- Я тоже составила короткую подпись.

- Ребята, что изображено на пятом кадре фильма? (На столе тарелка с водой, в которой плавает Дюймовочка в скорлупке)

- Прочитайте последний абзац на странице 332 и конец его на странице 333

- Чем служила для нее скорлупка? Подчеркните. (Была ее колыбелькой)

- А чем была для нее тарелка с водой? (Озером)

- Давайте составим предложение. (Скорлупка грецкого ореха была ее колыбелькой, а тарелка с водой – целым озером.)

- А что она делала на озере?

Подчеркните и составьте предложение. (По озеру она плавала на лепестке тюльпана, как на лодочке)

- А что еще она делала? (Пела)

- Какой у нее был голос? (Нежный)

- Давайте составим предложение о том, что делала Дюймовочка. (Нежным голосом она распевала песни, плавала на лодочке.) Эти предложения и будут подписью к пятому кадру диафильма. Повторите их.

- Что изображено на шестом кадре фильма? (Жаба со скорлупкой)

- Прочитайте 2,3,4,5 абзаца на странице 333.

- Подчеркните слова, которые говорят о том, кто влез в окно, и когда это случилось. (Однажды ночью через открытое окно в комнату влезла большая, безобразная жаба.)

- Что она решила сделать и для чего? Подчеркните.

(Она схватила скорлупку с девочкой и выпрыгнула в сад. Жаба решила, что Дюймовочка будет прекрасной женой ее сыну).

- Эти предложения и будут подписью к шестому кадру фильма.

- По подчеркнутому прочитайте про себя, что мы оставили для 1 и 2 кадра. Не глядя в книгу, I вариант расскажет соседу подпись. А потом II вторую подпись.

- Так будем работать до конца разобранного текста.

Наши рекомендации