Глава 6 Выбор стратегий и методов
зафиксированы заранее, подобно программам ЭВМ. Они больше подходят для проектирования в знакомых ситуациях, чем для новаторской деятельности, т.е. для объединения или модернизации существующих конструкций, а не для изобретения новых изделий. Что бы ни говорили проектировщики-практики, значительная доля работы по проектированию совершается по предсказуемой схеме и, следовательно, может быть выполнена на ЭВМ. В идеале заданная стратегия должна быть линейной, т.е. состоять из цепочки последовательных действий, в которой каждое действие зависит от исхода предыдущего, но не зависит от результатов последующих действий (рис. 6.1).
Если после получения результатов на одной из стадий приходится возвращаться к одному из предыдущих этапов, стратегия становится циклической. Встречаются случаи, когда две или несколько петель обратной связи охватывают друг друга, как показано на рис. 6.2.
Такая схема с петлями характерна для многих программ для ЭВМ. Она напоминает движение в игре "вверх и вниз", где не предусмотрены премии (продвижение фишки ближе к финишу), а есть только штрафы (возврат в сторону старта). Самой страшной опасностью для проектировщика в этом случае становится бесконечная петля, или "порочный круг", из которого не удается выбраться иначе,
как изменив структуру задачи. Когда действия проектировщика не зависят одно от другого, может иметь место разветвленная стратегия (рис. 6.3). В нее "могут входить параллельные этапы, очень выгодные в том отношении, что позволяют увеличить количество людей, одновременно работающих над задачей, и конкурирующие этапы, которые позволяют в определенной степени видоизменять стратегию в соответствии с исходом предыдущих этапов.
Адаптивные стратегии (рис. 6.4) отличаются тем, что в них с самого начала определяется только первое действие. В дальнейшем выбор каждого действия за-
Техническое задание
Рис. 6.1. Линейная стратегия.
Рис. 6.2. Циклическая стратегия.
Стратегии проектирования
тленнаястратегия. |
висит от результатов предшествующего действия. В принципе это самая разумная стратегия, поскольку схема поиска всегда определяется на основе наиболее полной информации. Ее недостаток состоит в невозможности предвидеть и контролировать затраты и сроки выполнения проекта. Многие предпочитают применять адаптивную стратегию, поскольку она позволяет полностью использовать способность человека (и животных) "импульсивно" совершать правильные действия. Надежным, но ограниченным вариантом адаптивного поиска является стратегия приращений (рис. 6.5). Эта
осторожная стратегия составляет основу традиционного проектирования, особенно в тех отраслях промышленности, которые базируются на ремесленном производстве; кроме того, на ней основаны многие методы автоматической оптимизации (Уайльд [44]).
Изменение путем приращений, т.е. последовательное изменение по одной переменной за каждый шаг, описано в разд. 7.5. При поиске методом приращений имеется риск пропустить хорошие решения, когда приращения слишком велики, и не охватить всего поля поиска, когда они слишком малы.
Случайный поиск, отличающийся абсолютным отсутствием плана (рис. 6.6), в некоторых случаях оказывается наилуч-
Рис. 6.4. Адаптивная стратегия. |
Техническое задание