Административная школа управления. Анри Файоль.
Классические школы менеджмента. Неоклассические школы менеджмента. Современные школы менеджмента.
Классические школы. Научная школа управления Тейлора.М. как организация производства
Суть:управление должно иметь свои законы, науч. методы, формулы и принципы. Оно должно быть основано на измерениях, рационализации и систематическом учете.
- Использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задач
- Отбор работников наиболее подходящих для выполнения определённых задач и их обучение
- Обеспечение работников ресурсами, необходимыми для эффективного выполнения задач
- Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности труда
- Утверждение менеджмента в качестве самостоятельной формы деятельности и науки
Административная школа управления. Анри Файоль.
Суть:рациональное построение организации как иерархической структуры
Рассматривает организацию труда сверху. 14 принципов управления:
1. Разделение труда, применительно ко всем видам труда, в т.ч. и управленческому.
2. Власть и ответственность.
3. Дисциплина
4. Единоначалие
5. Единство руководства, т.е. руководитель несет полную ответственность за деятельность.
6. Подчинение частных интересов общим.
7. Вознаграждение труда
8. Централизация, т.е. концентрация власти
9. Скалярная цепь (цепь начальников, от нее не нужно отказываться, но следует сократить, если соблюдение ее может нанести вред).
10. Порядок.
11. Справедливость.
12. Стабильность рабочего места для персонала
13. Инициатива.
14. Корпоративный дух, в единстве сила.
Выделил 6 гр. операций во всех организациях: технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные, административные (планирование, организация, координация, мотивация, контроль).
Неоклассические школы: Школа человеческих отношений.
Мери Паркер Фаллет – идея гармонии труда и капитала, которая м.б. достигнута при правильной мотивации и учете желаний всех сторон. Руководитель должен управлять в соответствии с ситуацией, а не с тем что предписано функцией управления.
Энтони Мейо – вывод об особой роли человеческого фактора в деятельности коллектива, можно влиять на психологию людей и изменять их отношение к труду через организацию небольшой группы. Школа поведенческих наук.Маслоу – потребности как движущие силы поведения, иерархия:
5. Личное творчество или самовыражение - В
4. Престиж (самоуважение, признание, статус)-В
3. Социальные (участие, любовь)-В
2. Самосохранения (безопасность)- П
1. Физиологические потребности (голод, жажда) - П
Современные школы менеджмента. Количественные школы. 3 подхода:
1 Процессный (с конца 50 г)- упр-е как единый процесс воздействия на орг-цию.
2 Системный (с сер. 70г.) рассматривает процессы и явления в организации в виде целостных систем.
3 Ситуационный (кейсовый) (80г.) предполагает решать проблемы в конкретной ситуации, с учетом как внутр-х так и внеш. факторов.
Теория 7S Мак-Кинзи. Определяющие факторы: стратегия, навыки, общепризнанные ценности, структура, система, штат, стиль.
На рубеже 90-х годов сформулированы постулаты тихой управленческой революции..
- лояльность к работающим.
- ответственность как обязательное условие успешного менеджмента.
- качественные коммуникации.
- атмосфера в организации способствующая раскрытию возможности работающих.
- обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах.
- своевременная реакция на изменение в окружающей среде.
- методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворённость работой
- умение слушать всех с кем сталкивается руководитель (менеджер) в своей работе
- этика бизнеса.
- опора на фундаментальные основы менеджмента (качество, персонал, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов).
- видение организации (т.е. какая она д.б. в будущем)
- качество личной работы и её постоянное совершенствование.
49. Понятие «организация». Признаки. Внутренняя, внешняя среда. Процессы, блоки управления.
Организация – это группа лиц, взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, экономических, правовых условий ради решения стоящих перед ними проблем и достижение общей цели. Единство людей и условий их деятельности образуют организационную структуру. Действия, направленные на создание такой структуры – организационный процесс.
Организация– есть единство организационной структуры и организац. процесса.
Организация – такой вид кооперации людей, кот-й отличается от др. соц. групп сознательностью, предсказуемостью, целенаправленностью.
Признаки организации:
1.Наличие общей цели.
2.Обособленность – выражается в замкнутости внутренних процессов, кот. обеспечивают наличие границ, отделяющих организацию от внешнего мира. Границы м.б. прозрачными и непрозрачными.
3. Саморегулирование – возможность самостоятельно решать вопросы организ-ой жизни.
4.Наличие внутриорганизационного центра кот. координирует дея-ть и обеспечивает их единство.
5.Наличие связей м/у элементами орг-ции т.е.подразделениями.
6.Наличие организационной культуры (совокупности традиций, символов, ценностей, верований).
Организационная культура состоит из субъективных элементов (ритуалы, мифы, принятые нормы общения) и объективных (символика, цвет, удобства и комфорт в помещениях).
Среда – совокупность объективных условий, в которых осущ-ся деятельность организации.
Внешняя среда – многоплановый контекст бизнеса, прямо или косвенно влияющий на него.
МИКРО (деловое окружение, среда прямого воздействия): потребитель, конкуренция, поставщики, посредники, мест. органы власти, профсоюзы
МАКРО (фоновое окружение, среда косвенного воздействия): экономические, финансовые, социальные, демографические, историко-географич, НТП факторы.
Черты: сложность, подвижность, взаимосвязанность факторов, турбулентность, неуправляемость.
Внутренняя среда – комплекс факторов, оказывающих непосредственное воздействие на предприятие, но при этом оно в состояние самостоятельно влиять и изменять их.
ФАКТОРЫ по ресурсному подходу: люди, деньги, сырье и материалы, информация и технологии, оборудование и средства пр-ва.
Внутренние факторы должны представлять собой единый комплекс, который формирует эффективную систему упр-я и обеспечивает гибкость, мобильность, адаптивность в отношении с внешней средой.
Элементы внутренней среды: орг. культура, разделение труда, орг. структура, используемые технологии, система коммуникаций, поведение сотрудников.
Процессы в организации:
1. Функционирование (стабилизация) - это деятельность организации, непосредственно связанная с сохранением ее как целого.
2. Процесс развития (обновление) – преобразование О. и ее отдельны элементов.
Блоки управления:
1. Управление производством - выбор основных параметров технологического процесса, определение объема текущего выпуска продукции, загрузки оборуд-я, орг-я подачи мат-ов, сырья, комплектующих.
2. Управление МТС и сбытом продукции – организация заключения хоз. договоров с контрагентами, закупка, доставка, хранение продукции.
3. Управление маркетингом – изучение рынков, конъюнктуры, форм-е каналов сбыта, выработка ценовой политики, политики рекламы.
4. Управление инновациями – организация НИОКР.
5. Блок социального упр-я или кадрами – подбор, расстановка, обучение кадров.
6. Управление финансами - это составление бюджета, форм-е и распр-е фин. ресурсов, форм-е портфеля инвестиций.
7. Управление эккаунтингом (бух. учет) – сбор, обработка, анализ данных о работе организации, сравнение с исходными и плановыми показателями как своей организации, так и других.
50. Понятие «управление» и «менеджмент». Принципы управления. Функции управления: общие и специфические.
Управление – целенаправленная деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды: общество, живой и неживой природы, техники.
С т.зр. процесса У. – взаимодействие 2 субъектов: собственно субъекта (кто управляет) и объекта (кем управляют).
Менеджмент– это вид профессиональной деятельности по управлению людьми в любой отрасли экономики и в любой сфере деятельности, если она направлена на получение прибыли как конечного результата;
– совокупность современных принципов, методов, средств и форм управления производством и сбытом с целью повышения их эффективности и увеличения прибыльности.
М. – вид деятельности, наука и искусство, категория людей, орган или аппарат управления.
Принципы управления – основополагающие идеи, закономерности и правила по осуществлению управленческих функций.
ü оптимальное сочетание централизации и децентрализации
ü единоначалие и коллегиальность в управлении
ü научной обоснованности.
ü плановости
ü сочетание прав и обязанностей и ответственности.
ü частной автономии и свободы - все инициативы исходят от свободно действующих субъектов, выполняющих управленческие функции по своему желанию в рамках законодательства.
ü принцип иерархичности и обратной связи
ü принцип мотивации
ü демократизация управления
Функции управления – особый вид деятельности в сфере управления, отражающий направления или стадии целенаправленного воздействия субъекта на объект управления или же одну из форм реализации отношений управления. Делятся на 2 группы:
А.Специфические функции – в основе суть объекта управления или направленность деятельности.
I. Функции, реализующие производственные задачи
1. Технические функции.
2. Технологические функции
3. Функции материально-технического снабжения.
4. Сбытовые функции
5. Функции организации труда.
6. Функции транспортного и хозяйственного обслуживания.
II. Функции экономического и правового обеспечения.
1. Ф-я планирования. 2. Маркетинговая ф-я. 3. Финансовые ф-и. 4. Учетные ф-и.
5. Юридические ф-и. 6. Нормирование труда.
III. Ф-я реализующая научно-технический процесс (инновационная).
IV. Функция кадрового и социального обеспечения.
Б. Общие функции управления – в основе стадии процесса управления.
А) Планирование– это процесс обеспечения ясности ожиданий от конкретных действий для достижения целей организации (прогнозирование, моделирование, программирование; долго-, средне-, краткосрочное).
План– сложная соц-экон. модель будущего состояния организации.
При реализации функции достигают цели:
- устранить отрицательный эффект неопределенностей и изменений.
- сосредоточить внимание на главных задачах,
- добиться экономического функционирования, облегчить контроль.
Методы планирования:
- директивные – технико-экономическое обоснование, балансовый метод, экономико-математические методы и программно-целевые. Позволяют определять количественные меры плановых заданий, а так же обеспечивают взаимоувязку ресурсов на входе с результатами на выходе.
- вероятностные – примерные сценарии будущего, обеспечивают гибкость, позволяют быть готовыми и не упускать возможности достижения поставленных целей, когда они появляются.
Б) Организация – упорядочение технической, экономической, социально психологической и правовой сторон деятельности любой орг-ции.
Рассматривают с 2 точек зрения:
- процесс создания системы.
- процесс его совершенствования и упорядочения.
Вкл.:
- определение рациональных форм разделения труда
- распределение работы среди работников, групп и подразделений.
- разработка структуры органов управления.
- регламентация функций, подфункций, работ и операций.
- установление прав и обязанностей органов управления и должностных лиц.
- подбор и расстановка кадров.
В) Регулирование -поддержание управляемых процессов в рамках заданной программой, регламентом и планом. Осуществляется ч/з координацию и руководство. Координация обеспечивает согласование действий во времени и пространстве. Руководство определяется процессом разработки, принятия и реализации управленческих решений.
Принципы регулирования:
- минимизация воздействия – предполагает учет специфики функционирования системы.
- системность воздействия
- комплексность воздействия
- внешняя непротиворечивость воздействия.
Г) Мотивация – процесс формирования у работников побуждения к труду, которое развивается на основе осознания своих личностных потребностей и потребностей других людей.
Способы улучшения мотивации труда:
- материальное стимулирование: совершенствование систем ЗП, участие персонала в прибыли и собственности.
-улучшения кач-ва рабочей силы
- Совершенствование организации труда:
· Постановка целей
· Расширение трудовых функций
· Обогащение труда
· Производственная ротация
· Улучшение условий труда
· Гибкие графики
-неденежное стимулирование
-вовлечение персонала в процесс управления.
Д) Контроль-это процесс обеспечения достижения организацией своих целей, процесс соизмерения или сопоставления фактически достигнутых результатов с запланированными. Это вариант обратной связи в сложной системе.
К. д. б. постоянен, объективен, автоматизирован, адекватен личности руководителя, осуществляться непосредственно руководителем, на принципах опережения, по критическим точкам и нормативам.
Процесс контроля:
ü Установление стандартов
ü Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами.
ü Принятие необходимых корректирующих действий.
Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный.
Организационные формы контроля: инспекция, ревизия, комплексные или выборочные проверки, устные или письменные отчеты, заслушивание докладов, опрос общественного мнения, взаимный контроль, ведение контрольной картотеки.
51.Организационные структуры управления. Общие понятия и требования. Иерархические и адаптивные структуры управления: особенности, типы.
ОСУ– это состав, взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей, выполняющих функции управления. Определяется понятиями:
Звено управления - обособленное подразделение со строго очерченными функциями.
Ступень управления – это совокупность звеньев, находящихся на определенном уровне иерархии (руководители высшего, среднего, низшего звена).
Требования к ОСУ: д. обеспечивать оперативность, надежность, оптимальность и экономичность У. Д. б. направлена на достижение цели и перспективу, обладать способностью к развитию, обеспечивать согласованность интересов и индивидуальной для каждой организации.
Связи в структуре управления:
1) горизонтальные – связи кооперации и координации равноправных звеньев управления, носят характер согласования, являются одноуровневыми.
2) вертикальные – связи руководства и подчинения, необходимы при наличии нескольких уровней управления. Служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации.
3) линейные – связи подчинения по всему кругу вопросов, прямое руководство подчиненными.
4) функциональные – связи подчинения в пределах реализации опр. функции управления.
Иерархическая структура управления (формальные механистические, бюрократические, классические, традиционные) – характеризуются жесткой иерархией власти, формализацией используемых правил и процедур, централизованным принятием решений и узко определенной ответственностью в деятельности. (линейная, функциональная, лин-функциональная, лин-штабная, дивизиональная).
Адаптивная организационная структура (органические, гибкие) - характеризуется размытостью иерархии управления, небольшим количеством ступеней управления, гибкостью структуры власти, слабым или умеренным исполнением правил и процедур, децентрализованным принятием решений и широко определенной ответственностью в деят-ти (проектная, матричная, бригадная, др.).
Линейная структура В основе – соподчиненность звеньев управления снизу до верху. В полной мере реализуется принцип единоначалия. Руководители подразделений более низших уровней подчиняются только одному руководителю, а вышестоящий орган не имеет право отдавать распоряжение исполнителям минуя их непосредственных руководителей. Присутствуют только вертикальные связи.
Функциональная структура управления Характерно создание подразделений с четко определенной задачей. В полной мере реализуется принцип единства целей и руководства, т.е. распоряжение функционального органа в пределах его компетенции обязательно для выполнения всеми подразделениями.
Линейно – штабная ОСУ. В основе лежит линейная структура. При линейных руководителях создаются подразделения, которые способствуют более качественному выполнению линейным руководителем своих функций, но не принимают решения.
Линейно – функциональная ОСУ Основу составляет помимо линейных принципов руководства специализация управленческой деятельности по функциональным подсистемам.
Дивизионная (отделенческая Основана на выделении крупных автономных производственно-хозяйственных подразделений и соответствующих им уровней управления, с предоставлением производственно-хозяйственной самостоятельности и перенесением ответственности за получение прибыли.
Проектная структура Временная структура, создаваемая для решения комплексной задачи. В одну команду собираются высоко квалифицированные специалисты, выделяются ресурсы, устанавливается время, и определяются конечные результаты проекта. Назначается руководитель проекта, который линейно подчиняется руководителю организации и несет единоличную ответственность за конечные результаты проекты.
Матричная структура – закреплено руководство 2 направлений: вертикальное (руководство линейными и функциональными подразделениями в текущей деятельности), горизонтальное (управление проектами) . Гл. задача руководителя соблюдать баланс интересов этих двух направлений.
Бригадная структура Основой является организация работ по рабочим группам. Основными принципами организации является автономная работа бригад, самостоятельное принятие решений рабочими группами и координация деятельности по горизонтали. Замена жестких управленческих связей гибкими. Привлечение для разработки и решения задач работающих разных подразделений.
Эдхократическая структура – отсуствие четкой орг. структуры, преобладание неформальных горизонтальных связей.
Многомерная структура (любой концерн или холдинг) – объединение работ с ориентацией на несколько важных переменных. Основа – автономная рабочая группа (центр прибыли, самост. компания).
Методы управления
Методы управления –это совокупность приёмов и способов целенаправленного воздействия субъекта на объект управления с целью побудить последнего совершать опр. действия в интересах организации.
Организационно-административные – предполагают обязат. выполнение требований нормат. актов.
- имеют прямое воздействие субъекта на объект управления
- носят безвозмездный характер.
- требуют наличие и использование действенной системы контроля.
- требуют не наилучшего решения проблем, а выполнение строго определенных действий.
Организационные методы: Ориентированы на использование в типичных условиях и делятся:
1)регламентирование– предполагает установление статуса и целей функционирования, полномочий, прав и ответственности, правил функционирования и критериев оценки деят-ти объекта регламентирования. Объекты регламентирования:
- организация в целом – регламентирующий документ (устав)
- подразделения - положения о подразделении
- должность в аппарате управления (должностная инструкция)
- отношения м/д организацией и управлением (правила внутреннего распорядка, правила приема на работу и увольнений)
- технология выполнения управленческих работ (технологический паспорт, схема документооборота)
2) инструктирование- целью инструктирования является ознакомление работников с условием работы, принятыми решениями, стоящими перед ними задачами, последствиями невыполнения задания.
(ознакомление, совет, объяснение, разъяснение, предостережение)
3) нормирование– использование норм имеющих числовое выражение и нормативов, которые носят общий типовой характер и являются базой для исчисления норм (норма численности, обслуживания, выработки, расхода материалов, управления).
Административные методы (распорядительные):
Применяются при необходимости вмешательства в процесс производства и управления для устранения существующих отклонений или реализации представившихся возможностей.
Формы: приказ, распоряжение, указание, постановление.
Экономические методы управления – совокупность способов воздействия на эк. или мат. интересы объекта упр-я, основанная на сознательном использ. эк. законов.
Особенности: альтернативны, носят косвенный хар-р, поэтому способствуют саморегулированию деят-ти системы, воздействуют на эк. интересы с помощью денежн.ед.-цы. Классификация методов:
1 Централизованный уровень – управление организацией со стороны гос-ва (налоговая, финансово-кредитная политика, политика ценообразования, система гос. заказов, гос. финансирования и дотаций)
2 Децентрализованный – управление организацией и её структурными подразделениями (ценообразование, хозяйственный расчет, система ценных бумаг, система залоговых операций)
3 децентрализованный - управление персоналом организации (система оплаты труда, система вознаграждений и корпоративных льгот и компенсаций.)
Хоз. расчет- метод ведения хозяйства, основанный на соизмерении затрат с результатами, с полным возмещением расходов за счет доходов (самостоятельность, самоокупаемость, самофинансирование).
Социально-психологические методы – способы осуществления управленческих воздействий на персонал на основе закономерностей социологии и психологии. Альтернативны, имеют косвенное воздействие на объект, характер и время применения зависят от соц. статуса коллектива.
Социальные методы- направлены на группы людей и их взаимоотношения в процессе общения, т.е. учитывается внешний мир человека. Позволяют установить назначения и место человека в коллективе, выявить лидеров, связать мотивацию людей с конечными результатами, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов.
Соц. планирование – обеспечивает постановку соц. целей и критериев, разработку соц. нормативов: уровень жизни, оплата труда, условия труда, а также достижения конечных социальных результатов: увеличение продолжительности жизни, рост уровня образования и др.
Социальные методы исследования – научные инструментарии, предоставляют данные для подбора, оценки, расстановки персонала. Формы: анкетирование, наблюдение, собеседование, социометрия.
Психологические методы – направлено воздействуют на конкретную личность т.е обращаются к внутреннему миру человека (психолог. планирование – формирование эффективного психолог. состояния коллектива).
53. Понятие «проблема» и «Управленческие решения». Классификации. Процесс разработки и реализации управленческих решений.
Проблема – гл. противоречие в ситуации, разрешение которого приблизит ситуацию к поставленной цели; наличие сложных теоретических вопросов или практических ситуаций, характеризующихся разрывом между тем что есть и что должно быть.
Классификация проблем:
1.По важности для организации
2.По масштабности, кот. определяется кол-вом членов организ., кот. эта проблема затрагивает
3.Степень риска - она измеряется вероятностью нежелательных для организ. последствий.
4.Срочность
5.Уровень сложности: рутинные, селективные (проблемы выбора), адаптивные, инновационные. 6.Возможность решения проблемы.
Управленческие решения (УР) - это творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления.
УР рассматривается также как вид организационно-практическая деятельности в аппарате управления, описание предлагаемых действий управляющей по отношению к управляемой системе
Объект УР – система или операция, субъект – лицо, принимающее решение, управляющая подсистема.
Классификация УР:
1) глобальные (охват-ют все звенья системы) и локальные (1 звено).
2) по характеру целей – стратегические (генер. задачи), тактические (направление на осуществление выработанной стратегии), оперативные (на осуществление первоочередных задач).
3) по периоду осуществления - перспективные (долгосрочные), текущие (среднесрочные), регулированные (краткосрочные).
4) в зависимости от круга рассматриваемых проблем – комплексные, частные.
5) условия, в которых принимаются решения – условия определенности (детерминированные), в условиях риска (вероятностные), в условиях неопределённости (поисковые).
6) число участников, разрабатывающих УР - единичные или коллективные
7) по содержанию – технич-е, экономические и социальные.
8) в зависимости от подходов, лежащих в основе УР: основанные на суждениях (база - знания и опыт); интуитивные; рациональные (экон-е расчеты).
9) в зависимости от личности - инертные, рискованные, осторожные, уравновешенные, импульсивные.
Требования к УР:
Ø Обоснованность
Ø Своевременность
Ø Комплексность подхода к решению
Ø Законность
Ø Четкая формулировка задач
Ø Посильность исполнения
Ø Преемственность и противоречивость по отношению к ранее принятым решениям
Стадии разработки и реализации УР:
1) Диагностика проблемы: сбор информации; ее анализ; выявление причин, характера проблемы выяснение ее актуальности; определение условий, при которых проблема будет решена.
2) Составление плана решения: разработка альтернативных вариантов решения; сопоставление их с имеющимися ресурсами; оценка альтернатив с соц. последствиями и экономической эффективностью; выбор альтернатив; составление программ решения; разработка детального плана решения.
3) Реализация решения: доведение решений до конкретных исполнителей; разработка мер поощрений и наказаний; контроль за выполнением решений.