Различные Виды Рукопожатий 2 страница
1.4.1. Техники активного слушания. А. Техники, мешающие активному слушанию.
1. Негативная оценка — принижение партнера. Используются высказывания, принижающие личность партнера. Принижение партнера может принимать различные формы:
а) прямое оскорбление (например, «глупец», «мерзавец»);
б) негативная оценка в рамках благопристойности (что фактически равносильно тому, что обозвать человека дураком, невеждой), например: Какие глупости вы говорите.Ничего ты не понимаешь...--- Разве тебе можно объяснить...
в) указание: «Не пользуйтесь слухами», «Не нервничайте»;
г) псевдокомплимент: «Ну, наконец-то на вас нормальное платье, а то ходите не пойми в чем!»;
д) совет: когда собеседник не просит нас прямо что-либо посоветовать, совет может косвенно подчеркивать наше превосходство;
е) юмор, направленный против собеседника: над партнером подшучивают вроде бы без цели обидеть, но, как правило, «сверху вниз».
2. Игнорирование
2. Игнорирование. Собеседник не принимает во внимание того, что говорит партнер, пренебрегает его высказываниями. С помощью игнорирования можно унизить человека не только словами, но и без слов. Этот прием чрезвычайно болезнен для человека и оставляет долгую обиду, особенно, если применяется в присутствии других. Недаром одним из самых сильных воздействий на личность является бойкот со стороны группы, общества. Психологический смысл этой техники в том, что человек как бы исчезает в глазах других, перестает существовать. Игнорирование может принимать различные формы.
3. Эгоцентризм.Собеседник пытается найти у партнера понимание лишь тех проблем, которые волнуют его самого. Эгоцентризм может быть порождением эгоизма, нежелания понимать проблемы другого, но может быть и следствием неумения стать в позицию другого человека, отсутствия опыта проникновения в чужой мир. Эгоцентризм может быть осознанным. Иногда человек не желает уступать из боязни потерять преимущества в контакте. Чаще эгоцентризм является неосознанным. Мы и у взрослых можем наблюдать остаточный детский эгоцентризм:
На конференции разбирались такие вопросы...Подожди, а что они говорили про меня? Реагируя эгоцентрично, человек ищет в контактах только удовлетворения своих проблем и безразличен к проблемам собеседника. У меня сегодня так болит голова...Ну, разве это боль? Вот у меня...Человек, сам не желая или не умея встать на точку зрения собеседника, часто требует от него понимания: Вы не хотите меня понять...Войдите в мое положение...
Б. Промежуточные техники
1. Выспрашивание.Собеседник задает партнеру вопрос за вопросом, а намерения, с которыми они задаются, остаются неясными собеседнику. Беседуя, стоит всегда помнить, что человек неосознанно ищет причины, по которым ему задают именно такие вопросы: «А почему он спрашивает об этом именно меня?» В эмоционально напряженной ситуации (например, во время переговоров) вопросы особенно легко возбуждают тревогу, опасения, за ними видит скрытое недоброжелательство, какие-то тайные мотивы, поэтому, если вы спрашиваете партнера, необходимо добиваться, чтобы ему было понятно, почему задается именно этот вопрос. Вопросы могут быть закрытыми и открытыми. Первые требуют однозначного ответа типа «да» или «нет», например: «Вы добровольно пришли на медиацию?» Вторые, напротив, предполагают, свободное выражение мыслей собеседника и побуждают его к объяснению. Такие вопросы обычно начинаются со слов «что», «кто», «как», «почему», например: «Каковы ваши предложения?» Закрытые вопросы позволяют ускорить течение разговора, поставить точки над «i». Но при их частом использовании у собеседника складывается впечатление, что его допрашивают, лишают возможности свободно высказываться. В результате создается напряженная обстановка, и мы не получаем нужной нам информации, хотя и запрашиваем ее «в лоб».
Открытые вопросы, напротив, активизируют собеседника, дают ему возможность выбора информации и аргументов, способствуют созданию непринужденной атмосферы. Но при такой тактике беседы нас подстерегает опасность потерять инициативу и контроль за ее ходом. Хорошее впечатление производит связь вопросов с только что полученными ответами — это говорит о нашем внимании к собеседнику, ободряет его. Полезным может оказаться и использование пауз. Не торопитесь задать новый вопрос сразу после ответа: может создаться впечатление, что ваши вопросы формальны, что вы не слушаете собеседника, а только пережидаете, пока он скажет свое (к сожалению, нередко так бывает и на самом деле). Не удивляйтесь, если собеседник не моментально отвечает на ваши вопросы. По результатам экспериментов вполне нормально, если на обдумывание ответа уходит до 10 секунд. Дайте партнеру возможность подумать. Если же не хотите утратить контакт с собеседником, избегайте следующих приемов выспрашивания:
ü Забегание вперед (недослушивание, обдумывание следующего вопроса во время ответа собеседника);
ü Перебивание, нетерпеливое предложение нового вопроса (пусть вам даже и кажется, что вы уже все поняли);
ü Лень (отсутствие сосредоточенности, нежелание думать над сказанным);
ü Излишняя эмоциональность (например, обострение смысла сказанного: «Я вижу, ваш бывший начальник был просто невыносим!»).
2.Замечание о ходе беседы
Высказывается впечатление о том, как протекает беседа: «Мы несколько отвлеклись от темы», «Мы настолько эмоционально беседуем, что нам это мешает» и т. п. Эта техника относится к промежуточным, т. к. впечатление от нее сильно зависит от формы, в которую она облекается. Если, например, дать резкую, негативную оценку, то результат может быть негативным, например: «Мы с вами тратим время на ерунду». Кроме того, это — техника мета - коммуникации, она далеко не всегда оказывается уместной и должна применяться с учетом стиля ведения беседы.
3. Поддакивание.Собеседник сопровождает высказывания партнера реакциями типа: «да - да», «угу» и т. п. То, насколько эта техника способствует контакту и комфортна для партнера, зависит от степени включенности поддакивающего собеседника. Если такое поддакивание носит формальный характер и производится с отсутствующим видом, то эта техника оказывается близка к технике игнорирования, когда, сохраняя «светскость» поведения, один собеседник показывает другому, как он ценит его высказывания: «Мели, Емеля — твоя неделя». Такая реакция не будет способствовать установлению атмосферы доверия и равенства в контакте. Но если «да-да», «угу» произносит человек, все поведение которого свидетельствует о пристальном внимании к собеседнику, то такое сопровождение высказываний партнера будет говорить ему о поддержке его позиции, о согласии собеседника, побудит рассказывать дальше. Если партнер видит со стороны собеседника участие, сопереживание, то такое поддакивание оживляет контакт, придает ему характер диалога.
В. Техники, способствующие активному слушанию (взаимопониманию партнеров)
1. Перефразирование (эхо-техника).Собеседник своими словами передает высказывание мысли и чувства партнера: «Если я вас правильно понял...», «Другими словами...» и т. п. Главная «техническая» цель перефразирования — уточнение информации. Для этого выбираются наиболее существенные, важные моменты сообщения. При «возврате» реплики не стоит что-либо добавлять «от себя», интерпретировать сказанное, но в то же время ваша фраза не должна быть буквальным повторением слов собеседника. Если эти правила не соблюдать, то могут возникнуть помехи в беседе, создастся ощущение, что на самом деле вы не слушаете собеседника. Замечательной особенностью этой техники является то, что она особенно полезна в тех случаях, когда речь собеседника кажется понятной, и мы не собираемся задавать вопросов для уточнения. Часто такая «понятность» оказывается иллюзией, и истинного выяснения обстоятельств дела не происходит. Перефразирование легко и непринужденно решает эту проблему.
Например: Я буду ждать вас у памятника Петру в 9 часов. Так значит, встречаемся завтра у Медного всадника? Да нет, я имел в виду статую около Инженерного
замка.
Эхо-техника позволяет дать собеседнику представление о том, как вы его поняли, и натолкнуть на разговор о том, что в его словах кажется вам наиболее важным. Перефразируя, мы помогаем собеседнику услышать его высказывание со стороны, возможно, заметить в нем ошибки, более четко осознать и сформулировать свои мысли. Кроме того, используя «Эхо», мы выкраиваем время на обдумывание, что особенно важно в ситуациях, когда не сразу можно найти, что сказать. Еще одна чрезвычайно важная особенность эхо-техники — то, что она обладает благоприятным эмоциональным воздействием. Собеседнику обычно очень приятно, когда его слова перефразируют, так как это свидетельствует о том, что его слушают, стремятся понять, а, следовательно, относятся к нему с уважением, считаются с его мнением. Использование эхо - техники способствует глубокому контакту, снижению напряжения, а в сложных ситуациях облегчает течение конфликта.
Во многих случаях эхо-техника побуждает собеседника к более подробному и откровенному рассказу о своих делах и намерениях. Случается, однако, что необходимо более быстрое и направленное продвижение хода беседы, поэтому, конечно, не стоит ограничиваться только перефразированием, надо использовать и другие методы получения информации.
Несмотря на простоту техники перефразирования, она представляет для многих трудности, так как для них оказывается очень сложным отказаться от оценки и интерпретации высказывания другого.
2. «Развитие идеи».Собеседник выводит логическое следствие из слов партнера или выдвигает предположение относительно причин высказывания: «Вы так полагаете, видимо, потому, что...», «Если исходить из того, что вы сказали, то...» Эту технику часто путают с предыдущей, но она принципиально отличается от нее наличием элемента интерпретации. «Развитие идеи» обладает многими достоинствами: позволяет уточнить смысл сказанного, быстро продвинуться вперед в беседе, дает возможность получить информацию без прямых вопросов и т. п. Во многих случаях «развитие идеи» совершенно необходимо. Однако нужно помнить об опасности сделать неправильный вывод из высказывания собеседника, что может осложнить течение беседы. Поэтому, во-первых, нужно избегать поспешности в выводах, а во-вторых, на всякий случай «подстелить соломки» под свое высказывание. Это достигается мягкостью, не категоричностью формулировки вашей реплики и ненавязчивостью манеры и тона ее подачи. Лучше избегать выражений типа: «Да из этого же однозначно вытекает...», а пользоваться «соломинками» : «Мне кажется...», «По-моему...», «Видимо...» и т. п. Это особенно важно, если ваши выводы имеют негативный оттенок. Например: Мне не нравится система, при которой бездельники процветают, а те, кто действительно болеет за работу, только набивают себе шишки. Если я вас правильно понял, у вас неприятности?
3. Резюмирование.Собеседник воспроизводит высказывания партнера в сокращенном, обобщенном виде, кратко формулирует самое существенное в них: «Вашими основными идеями, как я понял, являются...», «Итак...». Резюмирование помогает при обсуждении, рассмотрении претензий, когда необходимо решить какие-либо проблемы. Оно особенно эффективно, если обсуждение затянулось, идет по кругу или оказалось в тупике. Резюме позволяет не тратить время на поверхностные, не относящиеся к делу разговоры. Резюмирование может быть действенным и необидным способом закончить разговор со слишком словоохотливым собеседником (в том числе и по телефону).
4. Сообщение о восприятии другого партнера.Вы сообщаете партнеру, как вы его воспринимаете в данный момент, например: «Мне кажется, вас это очень огорчает», «Вас что-то смущает в моем предложении?», «У вас счастливый вид». Важно не утверждать, что ваш собеседник испытывает те или иные чувства, а говорить о своих впечатлениях, предположениях (аналогично предосторожностям в технике «Развитие идеи»). С помощью этой техники вы можете помочь собеседнику осознать и выразить его эмоции, снять излишнее напряжение, показать, что вы его понимаете и считаетесь с его состоянием. Это также техника метакоммуникации, которая может помочь осознать и преодолеть различия в стилях ведения беседы.
5. Сообщение о собственном самочувствии.Вы сообщаете партнеру, как вы себя чувствуете в данной ситуации, например: «Я опечален тем, что вы мне не верите», «Мне очень обидно это слышать», «Я просто счастлив, что все так удачно складывается». Сказать о своем собственном состоянии нередко полезно, особенно в эмоционально напряженных ситуациях. Это позволяет преодолеть негативные последствия нашей привычки постоянно контролировать свои чувства: недостаточность их осознания и трудность их выражения, потерю эмоционального контакта, сухость и формальность беседы. Даже если вы говорите о своих негативных чувствах, это может расположить к вам собеседника, так как покажет вашу честность, отсутствие лицемерия и выразит прямо то, что все равно чувствовалось и давило на вас обоих.
Эти приемы метакоммуникации полезны при наличии рассогласования стилей, когда собеседник кажется не слишком тонким и чувствительным и легко может обидеть вас, не заметив этого. Конечно, отражение чувств должно быть максимально деликатным и вежливым, иначе может возникнуть конфликт.
1.4.2. Барьеры на пути активного слушания
Первый барьер — это ошибочное мнение, что вы можете делать два дела одновременно. Например, вы работаете над важным проектом, а в это время к вам подходит кто-то из коллег, чтобы обсудить совсем другую проблему. Вместо того чтобы прерваться и переключить внимание на собеседника, вы слушаете вполуха, пытаясь продолжить свою работу. Вы время от времени киваете, иногда смотрите в глаза собеседнику и что-то бормочите — просто из вежливости. Но внимание ваше по-прежнему сосредоточено на проекте, и вы лишь смутно представляете себе, о чем говорит ваш коллега. Такое отвлеченное слушание чаще всего имеет место тогда, когда нас знакомят с каким-либо человеком. Вместо того, чтобы запоминать его имя и прочие персональные данные, мы отвлекаемся, пытаясь оценить, что это за человек: привлекательная ли у него внешность, может ли он помочь моей карьере, умен ли он или не очень, интересен или скучен, какое у него сложилось впечатление обо мне, привлекаю ли я его и так далее.
Президент Франклин Д. Рузвельт был убежден, что люди никогда не слушают, что он им говорит, а соглашаются с его замечаниями только из вежливости. Чтобы проверить свою теорию, он иногда приветствовал гостей такой фразой: «Очень рад вас видеть. Этим утром я убил свою бабушку!» В большинстве случаев гости отвечали вежливо и одобрительно. Рузвельта «поймали» всего один раз, когда женщина, которой он адресовал свое признание, сочувственно кивнула и ответила: «Я уверена, мистер президент, что она этого заслуживала!»
Избежать ловушки рассеянного внимания можно при помощи расстановки приоритетов. Если текущая работа для вас важнее, нужно вежливо, но твердо объяснить коллеге, что в данный момент у вас нет времени его выслушать, и договориться побеседовать тогда, когда вы сможете без помех выслушать собеседника.
Никогда не пытайтесь прибегнуть к методу активного слушания, если вы рассержены, встревожены, расстроены или по какой-то другой причине находитесь в состоянии сильного эмоционального возбуждения. Сильные эмоции могут быть такими же барьерами к восприятию услышанного, как и попытка делать два дела одновременно. Часто это оказывается одной из основных причин непонимания и ошибок при общении людей, имеющих различный статус. Страх общения с тем, кто представляется вам гораздо более сильным и влиятельным, чем вы сами, обычно связывает язык и залепляет уши. Отсеивание происходит в тех случаях, когда вы заранее составили свое мнение о том, что пытается сказать собеседник. В результате вы обращаете внимание только на ту информацию, которая подтверждает ваше первое впечатление, и отбрасываете все остальное как не имеющее отношения к делу или незначительное. Избежать этой ловушки можно только в том случае, если подходить к любой беседе непредвзято, не делая никаких исходных предположений и преждевременных выводов.
Предвзятое слушание имеет место тогда, когда вы выносите суждение о чьем-либо сообщении еще до того, как оно прозвучало. Риск предвзятого слушания повышается, когда мы пытаемся разделить людей на удобные для нас категории. Например, предположения, что все высокие люди уверены в себе, что все тучные непритязательны, рыжие вспыльчивы, а очкарики отличаются умом, могут оказать существенное влияние на нашу оценку того или иного сообщения. В беседе с человеком, которого мы отнесли к категории очень умных, даже самое обычное его замечание будет восприниматься с определенной долей уважения, чего не произойдет при разговоре с тем, у кого — по нашему предположению — довольно низкий коэффициент интеллекта.
Эту ловушку можно избежать, используя технику эмпатического слушания. Оставайтесь непредвзятым. Любые комментарии, особенно критического характера, усиливают нежелание собеседника говорить о глубоко затрагивающих его проблемах. Это затруднит вам идентификацию его действительных чувств, мотивов и потребностей. Обращайте внимание на тон сообщения. Любое несоответствие между содержанием и формой может указывать на глубоко спрятанные сильные чувства.
Левицкий Р., Сондерс Д., Барри Б., Минтон Дж.
ТАКТИКА ПОДАВЛЕНИЯ.Во многих популярных пособиях по переговорам рассматривают применение переговорной тактики подавления для победы над противной стороной [35]. Подобные тактические решения разработаны, чтобы вынудить ставшую объектом их применения сторону делать вещи, которые она иначе не стала бы делать, и их использование маскирует приверженность применяющего их к решительно распределительному подходу к торгам. Не вполне ясно, как часто или как успешно работает данная тактика, но лучше всего она срабатывает против плохо подготовленных переговорщиков. Она может дать и обратный результат. Многие находят тактику подавления оскорбительной и мотивированы отомстить, когда против них используют подобную тактику. Многие переговорщики считают данную тактику недопустимой ни в какой переговорной ситуации (переговорная этика рассматривается в главе 7). Мы не рекомендуем использовать ни одно из тактических решений, показанных ниже. На самом деле наш опыт свидетельствует, что подобная тактика приносит в переговорах больше вреда, чем пользы. Ее гораздо труднее осуществить, чем читать о ней, и каждое такое решение влечет за собой риск для принявшего его лица, в частности, понести ущерб для репутации, потерять сделку, получить отрицательную известность и навлечь на себя месть противной стороны. Но для переговорщиков важно понимать тактику подавления и то, как она работает, чтобы быть способными распознать и понять ее, когда они становятся ее объектами.
Работа с типичной тактикой подавления.Переговорщик, имеющий дело с контрагентом, который использует тактику подавления, располагает широким выбором вариантов возможного ответа. Хороший стратегический ответ на подобную тактику требует быстро распознать ее и понять, какова она и как работает. По большей части данные тактические решения предназначены либо улучшить по видимости переговорную позицию лица, которое использует подобную тактику, либо отвлечь от появившихся возможностей выбора, доступных для противной стороны. Как лучше отвечать на тактику подавления зависит от ваших целей и широкого контекста переговоров (с кем вы ведете переговоры, каковы ваши альтернативы). Ни один ответ не годится для всех ситуаций. Здесь мы рассмотрим четыре основных варианта действий, которыми располагают переговорщики для ответа на типичную тактику подавления [36].
Игнорировать ее. Хотя игнорировать тактику подавления может выглядеть как слабый ответ, на практике это может быть очень сильным решением. Чтобы использовать одну из разновидностей тактики подавления, описанных ниже, требуется очень много энергии, и, пока противная сторона растрачивает энергию, играя в такие игры, вы можете использовать собственную энергию для работы по удовлетворению своих потребностей. Не отвечать на угрозу — часто лучший способ реагировать на нее. Сделайте вид, что не слышали ее. Смените предмет обсуждения и дайте противной стороне новую тему для работы. Объявите перерыв, а по возвращении поменяйте темы. Любой выбор из данных вариантов обесценивает воздействие угрозы и позволяет вам настоять на своей повестке дня, в то время как противная сторона пытается решить, какой еще выкинуть фокус.
Обсудить ее. Хороший способ реагировать на тактику подавления — обсудить ее, то есть указать противной стороне: вы знаете, что они делают, и вы даже знаете, какую тактику они избрали (например, «хороший полицейский — плохой полицейский», о чем мы поговорим далее) [37]. Затем, прежде чем продолжать по существу дискуссии, предложите провести переговоры о переговорном процессе (как вам следует вести переговоры). Порекомендуйте обратиться к менее агрессивным переговорным методам. Открыто дайте понять, что противная сторона — жесткий контрагент и что вы тоже можете быть жесткими. Затем предложите, чтобы обе стороны перешли на более продуктивные методы ведения переговоров, которые дадут выигрыш обеим сторонам.
Ответить тем же. Всегда возможно ответить на тактику подавления такой же тактикой со своей стороны. Хотя подобная реакция часто может привести к хаосу и вызвать тяжелые ощущения, это не тот выбор, который следует отвергнуть заранее. Когда дым рассеется, обе стороны поймут, что они искушены в применении тактики подавления, и могут признать, что пора испробовать нечто иное. Отвечать в том же духе может быть особенно полезно, когда вы имеете дело с противной стороной, испытывающей вашу решимость, или как ответ на занятую в переговорах завышенную позицию. Участник семинара по переговорам рассказал одному из авторов этой книги следующую историю о торговле за ковер в некой североафриканской стране: «Я знал, что ковер стоит около 2000 долларов, поскольку присматривался к коврам на всем протяжении моего путешествия. Я нашел такой ковер, какой хотел, и сосредоточился на том, чтобы не проявить свой интерес к нему. Я перебрал несколько других ковров у того же торговца, прежде чем перейти к тому ковру, который был мне нужен. Когда я спросил его о цене ковра, он запросил 9000 долларов. Я ответил, что дал бы ему минус 5000 долларов. Мы торговались некоторое время, и я купил ковер за 2000 долларов». Покупатель в данных переговорах ясно ответил на тактику подавления тем же со своей стороны. Когда его спросили, уютно ли он себя чувствовал, предлагая исходную ставку, он ответил: «Конечно. Почему нет ? Продавец знал, что ковер стоит около 2000 долларов. Помимо прочего, он, кажется, отнесся ко мне с уважением, когда увидел, что я торгуюсь подобным образом. Если бы я начал с положительного числа, я бы закончил тем, что заплатил бы больше, чем ковер стоил. А я очень хотел купить этот ковер».
Кооптируйте противную сторону. Еще один способ вести дело с переговорщиками, известными своей агрессивной тактикой подавления, — попытаться установить с ними дружеские отношения прежде, чем они применят подобную тактику к вам. Такой подход основан на теоретическом представлении о том, что нападать на друга значительно труднее, чем на врага. Если вы подчеркнете то общее, что у вас есть с противной стороной, и найдете другой объект, на который направить гнев (система, иностранная конкуренция), вы, может быть, получите шанс отвлечь противную сторону и тем самым предупредить реализацию какой бы то ни было тактики подавления.
Разновидности типичной тактики подавления.Теперь мы рассмотрим наиболее часто упоминаемые варианты тактики подавления и их слабые места.
«Хороший полицейский — плохой полицейский». Тактика «хороший полицейский — плохой полицейский» получила название по методу полицейского допроса, в котором два сотрудника полиции (один приветливый, а другой жесткий) по очереди задают вопросы подозреваемому; ее часто показывают в эпизодах популярных телевизионных сериалов, таких как «Закон и порядок» и «Полиция Нью-Йорка». Как правило, осуществлять подобную тактику в переговорах начинают следующим образом: первый из ведущих допрос («плохой полицейский») представляет жесткую стартовую позицию, дополняемую угрозами, оскорбительным поведением и непримиримостью. Затем этот переговорщик покидает помещение, чтобы сделать важный телефонный звонок или остыть — часто по предложению своего партнера. Пока он отсутствует, другой следователь («хороший полицейский») пытается быстро достичь соглашения, прежде чем вернется «плохой полицейский» и осложнит всем жизнь. Роль, отводимая «плохому полицейскому» в более тонкой форме данной тактики, — вмешиваться только тогда, когда переговоры принимают направление, нежелательное для его команды; пока дела идут хорошо, говорит «хороший полицейский». Хотя тактика «хороший полицейский — плохой полицейский» может быть чем-то очевидным, она часто позволяет добиться уступок и заключить соглашение [38].
В данной тактике много слабых мест. Как упоминалось выше, она сравнительно очевидна, особенно при многократном применении. Ей можно противостоять, открыто описывая, что делают переговорщики. Можно использовать юмористическую реплику вроде следующей: «Вы же не играете со мной в старую игру "хороший полицейский — плохой полицейский", не так ли?», — и она позволит пройти добрую часть пути к тому, чтобы обесценить подобную тактику, даже когда обе противные стороны лицемерно отрицают ее. Кроме того, тактику «хороший полицейский — плохой полицейский» значительно трудней использовать, нежели читать про нее; как правило, она отчуждает сторону-цель, а часто требует от переговорщиков направлять значительно больше усилий на то, чтобы данная тактика работала гладко, чем собственно на решение переговорных задач. Переговорщики, использующие эту тактику, могут так увлечься своими азартными и драматическими играми, что теряют способность сосредоточиться на достижении целей переговоров.
«Низкая/высокая подача». Переговорщики, использующие тактику «низкой» (или «высокой») «подачи», начинают с неправдоподобно низкого (или высокого) стартового предложения и знают, что оно никогда не будет принято. Существует теория, по которой такое крайнее предложение побудит противную сторону заново оценить собственное стартовое предложение и сместит его ближе к предельной точке. Риск применения подобной тактики состоит в том, что противная сторона может счесть переговоры в таких условиях пустой тратой времени и потому прервать процесс. Даже если противная сторона, получившая «низкую» («высокую») «подачу», продолжает переговоры, нужен, однако, очень опытный переговорщик, который будет способен оправдать крайнее стартовое предложение и тонко вернуть переговоры к какой-то точке, где противная сторона проявит желание совершить существенную уступку в ответ на полученное нереальное предложение.
Лучший способ реагировать на тактику «низкой/высокой подачи» — не делать встречного предложения. Основания для подобного бездействия в следующем: данную тактику используют только в краткий промежуток времени между стартовым предложением противной стороны и выставлением вашего собственного стартового предложения. Если вы уступаете естественной склонности изменить свое стартовое предложение поскольку неприлично начинать переговоры при столь далеко отстоящих исходных позициях или потому что крайнее стартовое предложение противной стороны заставляет вас снова задуматься о границах области торгов, значит, вы пали жертвой данной тактики. Когда происходит подобное, значит, вас «зацепило» первое крайнее предложение противной стороны. Лучшая оборона против этой тактики — хорошая подготовка к переговорам. Точное планирование поможет вам установить общий разброс ценности конкретного обсуждаемого вопроса и позволит устно отвечать в соответствии с одним из нескольких стратегических решений: (1) настаивать на том, чтобы противная сторона начинала с разумного стартового предложения, и отказываться от дальнейших переговоров, пока этого не произойдет; (2) заявить, что вы имеете представление об общей рыночной ценности данного обсуждаемого вопроса, и привести в обоснование факты и числа; таким образом вы демонстрируете противной стороне, что вас нельзя обмануть; (3) угрожать, что вы прервете переговоры на время или окончательно, показывая свое разочарование противной партией в связи с тем, что она использует подобную тактику; (4) ответить каким-то крайним контрпредложением, давая противной стороне ясно понять, что она не сможет «зацепить» вас своим крайним предложением.