Психологическое воздействие цветов
Яеще мало рассказал тебе о значении четырех основных цветов. Если у тебя есть время и желание узнать побольше о цветах родного языка, подсознания, особенно если ты хочешь с помощью большого клинического цветового теста Люшера и с помощью "Теста Люшера" (Ровольт, 7–е изд., 1975) лучше узнать и понять своих близких, тогда тебе будет полезно знать точно и полно значение цветов.
Как ты уже знаешь, из четырех основных цветов – желтого, красного, голубого и зеленого – можно образовать полный гармоничный цветовой круп Круг – это символ целостности и гармонии.
Именно это – целостность и гармония – это два направляющих идеала четырехцветного человека. Он достигает целостности, с одной стороны, за счет того, что он выражает себя в каждой области переживаний четырех основных цветов и, с другой стороны, за счет того, что он гармонично уравновешивает по отношению друг к другу эти области. Как уже говорилось, восприятие каждого цвета вызывает у тебя определенное чувство. Ты ощущаешь, что оранжево–красный цвет вызывает в тебе совершенно иное чувство, чем темно–синий. А глядя на темно–зеленый, ты ощущаешь нечто совсем иное, чем при взгляде на светло–желтый.
Когда я еще ходил в школу, то "было известно", что различные цвета вызывают различные ощущения, но тогда "наука" считала, что каждый воспринимает определенный цвет, например, оранжево–красный, по–иному.
Это "экспериментально полученное" утверждение привело меня в полное замешательство. Я должен был бы жить в непонятном хаосе, когда я воспринимаю оранжево–красный цвет как возбуждающий, стимулирующий, живой, активизирующий, а на кого–то другого этот цвет может оказывать такое же действие, как снотворное.
Мог ли я вообще, в таком случае, понять другого человека, если он видит тот же самый оранжево–красный цвет, ту же самую яркость или темноту, если он сталкивается с тем же самым тоном, с тем же самым движением, с тем же самым теплом, но воспринимает и чувствует их как нечто совсем иное?
Итак, та "наука" была заблуждением. Сегодня в результате сотен тысяч исследований цвета в США, Европе, России, Африке, Японии, Индии, Австралии, известно, что каждый определенный цвет вызывает у любого человека, у любого культурного слоя не только
то же самое восприятие, но и точно такое же впечатление. Оранжево–красный действует на каждого возбуждающе, а синий – успокаивающе. В этом заключена объективная общезначимость психологии цвета.
Индивидуально различной является однако личная симпатия, равнодущие или антипатия человека по от-нощению к какому-нибудь цвету, например, по отношению к возбуждающему оранжево–красному или успокаивающему синему Тому, кто жаждет возбуждения и стимуляции, оранжево–красный симпатичен. Тот, кто перевозбужден и утомлен, не переносит оранжево–красный цвет. Он считает его возбуждающим и агрессивным. Он его отклоняет. Каждый цвет, таким образом, обладает определенным объективным общезначимым качеством восприятия. Однако и в этом заключается секрет – цвет вызывает определенное чувственное восприятие, эмоциональное восприятие нельзя взвесить ни на каких весах, нельзя измерить с помощью какой–либо меры измерения, нельзя рассмотреть под микроскопом, нельзя ухватить пинцетом. Сильное чувственное восприятие вызывает бурные реакции. Эти физические реакции могут быть измерены, однако, что нельзя измерить, так это само чувственное восприятие. Именно оно лежит в основе того, что мы радуемся, чувствуем себя наполненными любовью, когда мы восхищаемся, когда мы сомневаемся или надеемся.
Подобно тому как музыка вызывает чувства, передает настроение и способна выражать самые наитончайшие изменения чувств, также и цвета путем различных цветовых тонов, путем различной степени яркости и насыщенности вызывают у каждого человека также совершенно определенные ощущения.
Будет ли для него это ощущение (например, при восприятии оранжевого – возбужденное раздражение) симпатичным или неприятным, зависит от настоящего состояния, т.е. от самочувствия человека. Эта субъективная установка по отношению к цвету является определяющей в цветовом тесте для оценки индивидуальной личности. Для нас сейчас, однако, важны только объективные общезначимые восприятия в связи с четырьмя основными цветами.
Светлые цвета, такие как желтый и оранжевый, действуют рассеивающе. Темные цвета, такие как синий и темно–зеленый, действуют концентрирующе. Поэтому говорят, что светлые цвета активные и теплые, а темные – пассивные и холодные.
Я избегаю этих понятий. Теплый и холодный – это сравнение с ощущениями при прикосновении. Они не описывают оптическое воздействие цвета и не дают однозначного психологического объяснения. Также и понятия "активный – пассивный" не дают однозначного определения. Под "пассивностью" может пониматься как расслабленность, так и неподвижность.
Желтый, самый светлый цвет, кажется растворенным в яркости. Поэтому он определяется через нее, т.е. гетерономно. Синий кажется растворенным в темноте, поэтому он тоже определяется через нее, тоже гетерономно.
Красный и темно–зеленый, напротив, находятся с их средней степенью яркости в середине. Они являются определенными и поэтому самоопределяемыми, т.е. автономными.
Эти слабые абстрактные дефиниции я должен был бы, наверное, сделать более жизненными и эмоциональными, чтобы ты мог ими впоследствии воспользоваться. Сначала я хочу подробнее рассказать тебе об оппозиции красный – синий, затем об оппозиции зеленый – желтый.