Метод 2. Скрытые изображения
Другой вид рисунков, который помогает клиентам обучиться немного иному типу транспозиции. Вместо того чтобы переключаться с одного образа на другой, клиенты отыскивают форму на таком рисунке, где она сразу не видна. Клинически это можно сопоставить с клиентом, пытающимся обнаружить значение серии жизненных событий, которые сначала представляются запутанными, а позднее — понятными. Жена, которая продолжает пускать избивающего ее мужа, или алкоголик, который постоянно проваливает оздоровительную программу, могут не сразу осознать свое поведение. За то, чтобы они нашли его скрытое значение, берет на себя ответственность терапевт.
1. Выберите несколько скрытых изображений.
2. Продемонстрируйте их клиенту, начиная с самого простого и продвигаясь к самому сложному.
3. Объясните, что нужно найти и где он может отыскать изображение на картинке. Помогите в этом клиенту, работая с частями изображения.
4. Удостоверьтесь, что вы предоставляете клиенту достаточно времени, чтобы найти скрытое изображение на картинке, и
Рис. 8.4. Скрытое изображение Наполеона у своей могилы
на острове Святой Елены, нарисовано неизвестным художником
между 1821 и 1936 гг. репродукция из Fernberger, 1950
Практикум по когнитивной терапии
Рис. 8.5. Скрытое изображение Христа, выполнено Дороти Арчбольд и опубликовано у Porter, 1954
обратите внимание на метод поиска, которым пользуется клиент.
5. После того как с вашей помощью клиент найдет на рисунке скрытое изображение, переведите обсуждение на тему его когниций. Используя рисунки как руководство, помогите клиенту найти скрытый смысл своего жизненного опыта.
6. Чтобы новые изображения проникли в сознание клиента, используйте следующую процедуру.
7. Попросите клиента связать новое убеждение с сильным личным воспоминанием.
8. Проверьте, чтобы новая когниция была общим гештальтом, а не его составной частью.
9. Клиент должен сделать новую тему настолько значимой — как лично, так и эмоционально, — насколько это возможно.
10. Простое повторение нового убеждения неэффективно. Клиенты должны мысленно наполнить новый образ так, чтобы он имел большое личностное значение.
11. Несмотря на то что повторение не увеличивает силу транспозиции, оно помогает клиенту помнить о ней.
Комментарий
Важно, чтобы клиенты не ощущали спешки во время упражнения на транспозицию. Попросите их расслабиться и не торопиться. Поскольку новое восприятие часто очень скоротечно, важно также, чтобы клиенты как можно чаще выполняли это
упражнение.
Изображения могут использоваться в групповой терапии с таким же успехом, как и в индивидуальной, и даже более эффективно в групповом процессе. В группе изображения демонстрируются более наглядно — при помощи настольного компьютера. При использовании программного обеспечения для проведения презентаций изображения могут проецироваться на большой внешний экран, и терапевт может пользоваться настольной мышью, чтобы показывать и очерчивать образы. Существуют программы, позволяющие выделять образ из фона.
Большим преимуществом использования транспозиции в группе является то, что клиенты, которые увидели образ, помогают другим, у кого это не получается. Групповая транспозиция учит клиентов оказывать и принимать помощь от других — урок, необходимый им для того, чтобы научиться изменять свои собственные убеждения.
Каждый раз, когда вы используете эти изображения в групповой терапии, просите группу помогать друг другу не только в нахождении образа, но и в составлении списка правил или руководств, которые можно применять при совершении транспозиции.
В течение многих лет мы использовали картинки в сотнях групп, на самом различном клиническом контингенте. В таблице 8.2 перечислены наиболее общие правила, сформулированные клиентами, проходившими групповую терапию.
Дополнительная информация
Скрытые и двойные картинки можно найти у Attneave (1968), Berger (1977), Block & Yuker (1989), Boring (1930), Dallenbach (1951) W. Ellis (1939), Fernberger (1950), Fisher (1967, 1968), Gregory (1977), Joyce (1994), Mach (1959), Martin (1914), Newhall (1952), Wever (1927). Один из лучших источников — работа М. С. Escher (1971).
Таблица 8.2
Правила трансформации1
Чтобы изменить то, что мы видим, нужно: | Чтобы изменить то, во что мы верим, нужно: |
Знать, какой образ мы хотим различить. Принимать помощь от тех, кто уже видит образ. Потратить столько времени на поиск образа, сколько необходимо. Искать! Продолжать попытки и не сдаваться. Пытаться различить части образа, если пока не удается увидеть его целиком. Вернуться и повторить попытки, если забыли, что видели. Продолжать практиковаться в различении образов, пока они не станут второй натурой, так чтобы их можно было видеть спонтанно и автоматически . | Знать, какую установку мы хотим себе привить. Слушать своего терапевта, который видит и понимает новую когницию. Не ждать того, что мы мгновенно воспримем понимание терапевта. Искать! Не надо просто надеяться на то, что, проснувшись однажды, мы будем верить в новую идею. Продолжать попытки. Могут потребоваться месяцы для транспозиции убеждения. Попытаться принять убеждение частично, если не удается полностью. Если новое убеждение уступает позиции старому, начать работу заново, пока вы не укрепитесь в новом образе мыслей. Продолжать практиковаться в утверждении новых идей, пока они не станут привычными, а старые забудутся. |
_________________
1 За дополнительными подробностями об этих правилах обратитесь к описанию квантового изменения в разделе, посвященном сложным транспозициям. (Прим. авт.)
СЛОЖНЫЕ ТРАНСПОЗИЦИИ
Принципы
Существует одна большая трудность в предыдущей технике — изображения для большинства клиентов слишком просты. Некоторые могут разглядеть изображение мгновенно, другим же может понадобиться на это от пяти до десяти минут. Но помощь клиенту в изменении его собственных убеждений — занятие куда более сложное. Клиентам могут понадобиться месяцы или даже годы, чтобы совершить основной когнитивный сдвиг, так что, если даже они с удовольствием готовы потратить 10-15 минут на поиски скрытого изображения, они могут не захотеть искать новую мысль в течение нескольких месяцев.
Для того чтобы приблизиться к уровню сложности, присущему изменению установок, необходимо задействовать более сложные изображения. Для нахождения образа эти картинки требуют от клиентов больших затрат времени и усилий, которые приближаются к затратам усилий на изменение убеждений.
Метод
1.Покажите клиенту одно из изображений, представленных на рис. 8.6, 8.7, 8.8, 8.9, или подберите его сами.
2.Объясните клиенту/что рисунок похож на его убеждения. Попытки увидеть рациональную идею в своей жизни подобны попыткам найти какой-нибудь смысл в этих рисунках.
3.Наиболее важная часть упражнения — отслеживать, как клиент справляется с фрустрацией, возникающей, когда он не может увидеть изображение. (Особенно на картинке 8.6 с коровой.) Разочаровывается и бросает? Злится на вас, что вы показали ему эту картинку? Отказывается продолжать? Ругает себя, если не находит образ? Обвиняет вас в том, что вы ошибаетесь и на рисунке нет никакого образа?
4.Попросите клиента во время выполнения задания сообщать вам обо всех чувствах и мыслях, возникающих в потоке сознания. Записывайте все его комментарии и ваши наблюдения за поведением клиента, когда он рассматривает изображение.
Рис. 8.6. Замаскированная корова. Создана Leo Potishman и опубликована Dallenbach, 1951
5. Расскажите клиенту о том, что его фрустрация, злость на себя, чувство неполноценности, вызванные заданием, по всей вероятности, похожи на те чувства и мысли, которые возникают у него во время работы над когнициями. Обсудите подробно эту зависимость. Любая проблема, появляющаяся у клиента при рассматривании сложных изображений, возрастет, когда он начнет изменять свои убеждения. Таким образом, если он сдается или начинает сердиться на вас, то, видимо, он поступит так же и со своими убеждениями.
6. Помогите клиенту решить эти проблемы, чтобы он мог успешно завершить задание. Если он слишком напряжен, научите его расслабляться во время упражнения, если ругает себя, помогите ему оспорить свои мысли, если ему хочется все бросить, мотивируйте его на продолжение. В любом случае предлагайте свою помощь, пока ему не удастся успешно закончить упражнение.
Рис. 8.7. Можете ли вы доверять этому человеку?
Ответ написан у него на лице. (Ответ и ссылки ищите в разделе
дополнительной информации.)
Рис. 8.8. Это слово можно прочитать
на трех языках: английском, китайском и японском.
Это название города.
(Ответ и ссылки ищите в разделе
дополнительной информации.)
Рис. 8.9. Что это? (Ответ и ссылки ищите в разделе дополнительной информации.)
7. Покажите клиенту, что приемы, которые он использовал при решении рисуночной головоломки, подобны тем, что он применяет при транспозиции своих убеждений. Перечислите все исправления и попросите клиента записать их, чтобы к ним можно было обратиться впоследствии.