Психологическая практика студентов на 4 курсе (для всех факультетов)
Цель практики: педагогически обоснованное применение студентами в учебной и воспитательной работе знаний, полученных в процессе изучения дисциплин психологического курса.
Задачи практики:
1)подготовка студентов к выполнению функций педагога в процессе педагогической деятельности;
2)овладение студентами методологией изучения личности школьника на различных возрастных этапах развития на основе усвоенных знаний по дисциплинам психологического курса;
3)построение плана воспитательных воздействий для конкретного учащегося с учетом полученных результатов психологических исследований;
4)овладение комплексом педагогических умений;
5)выработка собственного индивидуального стиля педагогической деятельности.
Требования к студентам-практикантам:
1)обязательное посещение предварительной и итоговой конференций;
2)выполнение всего комплекса заданий, полученных от методиста кафедры психологии;
3)предоставление методисту по психологии своего рабочего школьного расписания в течение первой недели практики;
4)сдача отчетной документации своему методисту в течение последней недели практики;
5)проведение психологических исследований в течение всего периода практики;
6)выводы психологических исследований должны быть полными, развернутыми, научно обоснованными и аргументированными;
7)результаты исследований должны быть представлены в рабочей тетради установленного образца;
Отчетная документация по психологии представляет собой:
1)дневник наблюдений в течение первой недели практики;
2)характеристика школьника;
3)приложение №1 - протоколы проведенных исследований;
4)приложение №2 - эмпирический материал, на основе которого была написана характеристика.
Примечание: все 4 компонента отчетной характеристики оформляются в рабочей тетради установленного образца, при этом приложение №2 (ответы ученика на вопросы анкеты, выполнение испытуемых предложенных тестов, продукты его деятельности) вкладывается в конверт, который прикрепляется к рабочей тетради.
Этапы работы:
1)первую неделю студенты посещают все уроки, выбирают себе ученика для дальнейшего изучения и составления характеристики и ежедневно заполняют дневник наблюдений, особое внимание уделяя выбранному учащемуся;
2)в течение всей практики студенты изучают личность школьника, используя различные метода сбора психологической информации, при этом собирается и сохраняется весь эмпирический материал исследований;
3)за 10 дней до окончания практики начинается оформление характеристики личности школьника;
4)в течение последней недели практики заполненная рабочая тетрадь сдается методисту.
Критерии оценивания результатов психологической практики:
«отлично»
1)отчетная документация сдана вовремя;
2)наличие всех компонентов отчета;
3)полная, подробная характеристика школьника с научно обоснованными, развернутыми выводами;
4)использование научной терминологии, опора на знания, полученные в ходе изучения общей, возрастной и педагогической психологии;
5)соответствие выводов, сделанных в характеристике, эмпирическим материалам приложения №2;
6)применение психологических методов сбора информации в соответствии с требованиями к ним и целями и задачами исследования.
«хорошо»
1)отчетная документация сдана вовремя;
2)наличие всех компонентов отчета;
3)полная, подробная характеристика школьника с научно обоснованными, развернутыми выводами;
4)не всегда точно использована научная терминология, недостаточно продемонстрирована опора на знания, полученные в ходе изучения общей, возрастной и педагогической психологии;
5)незначительные несоответствия выводов, сделанных в характеристике, эмпирическим материалам приложения №2;
6)применение психологических методов сбора информации в соответствии с требованиями к ним и целями и задачами исследования.
«удовлетворительно»
1)отчетная документация сдана не вовремя;
2)наличие большинства компонентов отчета;
3)неполная или неподробная характеристика школьника;
4)грубые ошибки в использовании научной терминологии, недостаточно продемонстрирована опора на знания, полученные в ходе изучения общей, возрастной и педагогической психологии;
5)грубые ошибки при формулировании выводов, сделанных в характеристике, отсутствие ссылки на эмпирические материалы приложения №2;
6)нарушение требований к применению психологических методов сбора информации, несоответствие этих методов целям и задачам исследования.
«неудовлетворительно»
1)отчетная документация сдана не вовремя;
2)отчет неструктурирован и не соответствует плану характеристики;
3)характеристика школьника не соответствует эмпирическим данным исследования;
4)грубые ошибки в использовании научной терминологии, не продемонстрирована опора на знания, полученные в ходе изучения общей, возрастной и педагогической психологии, неоправданное употребление языка житейской психологии;
5)грубые ошибки при формулировании выводов, сделанных в характеристике, отсутствие ссылки на эмпирические материалы приложения №2;
6) нарушение требований к применению психологических методов сбора информации, несоответствие этих методов целям и задачам исследования.