Психологическая практика студентов

Цель практики: обоснованное применение студентами в учебной и воспитательной работе психологических знаний для построения эффективной работы с классом, решения возникающих конфликтных ситуаций, верной оценки перспектив развития классного коллектива, компетентного выбора воспитательных и оценочных воздействий.

Задачи практики:

1)Итоговая подготовка студентов к выполнению функций педагога в процессе педагогической деятельности;

2)овладение студентами методологией изучения школьного коллектива на основе усвоенных знаний по дисциплинам психологического курса;

3)построение плана воспитательных воздействий для конкретного классного коллектива с учетом полученных результатов психологических исследований;

4)овладение комплексом педагогических умений;

5)выработка собственного индивидуального стиля педагогической деятельности.

Отчетная документация по психологии представляет собой:

1) дневник наблюдений в течение первой недели практики;

2) характеристика школьного коллектива;

3) анализ трех педагогических ситуаций;

4) приложение №1 - протоколы проведенных исследований;

5) приложение №2 - эмпирический материал, на основе которого была написана характеристика.

Примечание: все 5 компонентов отчетной характеристики оформляются в рабочей тетради установленного образца, при этом приложение №2 (ответы ученика на вопросы анкеты, выполнение испытуемых предложенных тестов, продукты его деятельности) вкладывается в конверт, который прикрепляется к рабочей тетради.

Критерии оценивания результатов психологической практики:

«отлично»

1)отчетная документация сдана вовремя;

2)наличие всех компонентов отчета;

3)полная, подробная характеристика школьного коллектива с научно обоснованными, развернутыми выводами;

4)использование научной терминологии, опора на знания, полученные в ходе изучения общей, возрастной и педагогической психологии;

5)соответствие выводов, сделанных в характеристике, эмпирическим материалам приложения №2;

6)применение психологических методов сбора информации в соответствии с требованиями к ним и целями и задачами исследования.

«хорошо»

1)отчетная документация сдана вовремя;

2)наличие всех компонентов отчета;

3)полная, подробная характеристика школьного коллектива с научно обоснованными, развернутыми выводами;

4)не всегда точно использована научная терминология, недостаточно продемонстрирована опора на знания, полученные в ходе изучения общей, возрастной и педагогической психологии;

5)незначительные несоответствия выводов, сделанных в характеристике, эмпирическим материалам приложения №2;

6)применение психологических методов сбора информации в соответствии с требованиями к ним и целями и задачами исследования.

«удовлетворительно»

1)отчетная документация сдана не вовремя;

2)наличие большинства компонентов отчета;

3)неполная или неподробная характеристика коллектива;

4)грубые ошибки в использовании научной терминологии, недостаточно продемонстрирована опора на знания, полученные в ходе изучения общей, возрастной и педагогической психологии;

5)грубые ошибки при формулировании выводов, сделанных в характеристике, отсутствие ссылки на эмпирические материалы приложения №2;

6)нарушение требований к применению психологических методов сбора информации, несоответствие этих методов целям и задачам исследования.

«неудовлетворительно»

1)отчетная документация сдана не вовремя;

2)отчет неструктурирован и не соответствует плану характеристики;

3)характеристика школьника не соответствует эмпирическим данным исследования;

4)грубые ошибки в использовании научной терминологии, не продемонстрирована опора на знания, полученные в ходе изучения общей, возрастной и педагогической психологии, неоправданное употребление языка житейской психологии;

5)грубые ошибки при формулировании выводов, сделанных в характеристике, отсутствие ссылки на эмпирические материалы приложения №2;

6) нарушение требований к применению психологических методов сбора информации, несоответствие этих методов целям и задачам исследования.

План характеристики учебного коллектива.

1. Общие сведения о классе (количество учащихся, из них мальчиков и девочек, количество второгодников, когда сформирован класс, были ли слияния с другими классами, смены классных руководителей и т.д.)

(беседа, наблюдение)

2. Характеристика мотивов и структура учебной деятельности:

1) учение (характеристика успеваемости, наличие контроля за оценками учеников, требования к ним классного руководителя, дисциплина класса на уроках, отрицательные моменты в учебной работе (шпаргалки, подсказки, списывание))

2) мотивация (преобладающие мотивы учебной деятельности, к каким учебным предметам проявляют наибольший интерес, почему, что именно интересует в учебном предмете)

(беседа, наблюдение, анкетирование)

3. Особенности познавательных процессов:

1) внимание (включаемость в работу, наличие колебаний внимания, концентрация и устойчивость внимания, их зависимость от вида деятельности на уроке, переключаемость с одного вида деятельности на другой, от чего зависит скорость переключения и т.д.)

(наблюдение, тест 1)

2) память (преобладающие виды памяти по способу запоминания, по характеру запоминаемого материала, по времени сохранения; владеют ли приемами запоминания, какими именно)

(наблюдение, тест 2)

3) мышление (какие мыслительные операции развиты соответственно возрасту, какие требуют дальнейшего развития, какой вид мышления преобладает у учащихся в классе, умеют ли ученики рассуждать, аргументировать свою точку зрения, владеют ли научными понятиями)

(наблюдение, тест 3)

4. Внеучебные интересы (чем любят заниматься в свободное время)

(беседа, анкетирование)

5. Руководство классным коллективом и его организация:

1) лидер класса, его характеристика (авторитет, организаторские способности, инициативность, положение в системе межличностных отношений)

2) структура класса (наличие неофициальных вожаков, причины их влияния на класс, наличие отверженных, причины отвержения и возможные пути изменения отношения класса к данным ученикам)

3) взаимоотношения внутри коллектива (степень сплоченности, наличие или отсутствие группировок, особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками, общий психологический климат класса, наличие дружбы)

(беседа, наблюдение, социометрия)

Проведение социометрии обязательно, результаты социометрии представляются в виде социометрической матрицы в соответствующем протоколе в приложении.

6. Профессиональные интересы (количество учащихся, сделавших профессиональный выбор, обоснованность этого выбора, картина профессиональных интересов, предполагаемое место получения профессии)

(анкетирование)

7. Общие выводы (уровень развития коллектива, основные недостатки в организации деятельности коллектива (конфликты, разобщенность, наличие отверженных и.т.п.) и пути их преодоления).

Примечание: тесты для исследования психических особенностей наблюдаемого школьника можно взять в следующих источниках:

1. Методики психодиагностики в спорте./ Марищук В.Л. и др. - М., 1990.

2. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1995.

3. Энциклопедия психологических тестов. - М., 1997.

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. - Ростов-на-Дону, 1999. и др.


При этом методики должны быть проведены, по возможности, на всех учениках класса.

Результаты анкетирования должны быть представлены в виде сводных обобщающих таблиц (таблица по мотивам, таблица по внеучебным интересам и т.п.) в тексте характеристики

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Наши рекомендации