Проблема изучения ценностных ориентаций в психологии
Архипова Л.В.
магистрант КГПУ им.В.П. Астафьева
Аннотация
В данной статье представлено исследование содержания ценностно-смысловой сферы личности мигрантов .
Ключевые слова: феномен - миграция населения, образ мира, смысл, ценностные ориентации, смысловая сфера, личностные смыслы.
The problem of studying value orientations in psychology
Arkhipova L. V.
graduate student of Krasnoyarsk state pedagogical University them.In.P. Astafieva
Abstract
This article presents a study of the content of value-semantic sphere of the personality of migrants .
Key words: the phenomenon of migration, the image of the world, meaning, values, sense sphere, personal meanings.
Миграция как социально-психологический и собственно психологический феномен активно исследуется в современной западной и отечественной науке. Типология миграции основывается на различных основаниях. Если в качестве критерия выступает срок и характер проживания мигрантов в новой среде, то выделяют бесповоротную, временную, сезонную и маятниковую миграцию. В зависимости от направления миграции (за пределы или в пределах страны) различают внешнюю и внутреннюю миграцию. Кроме того, выделяют так называемую социально-экономическую миграцию, обусловленную добровольным выбором мигрантом более благоприятных жизненных условий, и вынужденную миграцию, когда переезд обусловлен в большей степени внешними причинами; у самого мигранта отсутствуют внутренние побуждения к изменению жизненной среды. Принцип «добровольности» достаточно условен, поскольку источник готовности изменить условия существования не может быть только внешним или только внутренним. При анализе миграционной готовности необходимо рассматривать единую систему социально-экономических, культурных и иных условий существования человека, которые входят в «объективную» часть его образа жизни, и ценностно-смысловые «мерности», составляющие «субъективную» часть образа мира. Данная система и обуславливает стремление человека изменить свою макро- и микросреду.
Миграция как социально-психологический феномен исследуется в современной науке преимущественно как проблема психологической адаптации мигрантов (эмигрантов) к новой культурной среде, адаптация при этом понимается как процесс модификации психологии человека, проявляющийся в изменении ценностных ориентации, ролевого поведения, социальных установок и т. д.
В зарубежной психологии миграционного поведения описываются последствия перемещения для групповой и индивидуальной идентичности (С. Бокнер, С. Льебкинд), стратегии аккультурации мигрантов (Ф. Мохэдцэм, Дж.Берри, Р. Мендоза, А. Венгер, Г. Горенчик, Г. Содовски), психологические особенности мигрантов (Р. Лифтон, Р. Папандопулос), специфика и основные направления психотерапевтической работы с ними (П. Боски, Д. Байере, Д. Калманович, Б. Ллойд). Зарубежные психологи для обозначения психологической адаптации используют понятие «аккультурация» и исследуют его не только как социально-психологический феномен, но и как феномен индивидуального уровня. Исследователи предлагают типологии аккультурационных стратегий и модели трансформации идентичности у мигрантов в процессе их адаптации к новой культурной и социальной среде.
С. Бокнер выделил следующие последствия для групповой идентичности: интеграция, ассимиляция, сегрегация, геноцид.
Интеграция как сохранение прибывшей группой своей культурной идентичности и принятие элементов культурной идентичности доминирующей группы.
Ассимиляция рассматривается как постепенная добровольная или вынужденная утрата мигрантами своей культурной идентичности и принятие взамен норм и ценностей доминирующей группы вплоть до полного растворения в ней. Сегрегация есть ориентация на раздельное развитие групп.
Геноцид в данном случае намеренное уничтожение группы.
Для индивидуальной идентичности последствия миграции автор определяет следующим образом: при интеграции -«медиатор», творчески синтезирующий обе культуры; при ассимиляции - «перебежчик», изменияющий своей культуре в пользу культуры доминирующей группы; при сегрегации - «маргинал», колеблющийся между двумя культурами и переживающий в результате этого тяжелый внутри личностный конфликт и путаницу при идентификации; при геноциде - «шовинист», преувеличивающий значимость своей культуры ценой умаления ценностей чужой.
Дж. Беррй перенес акцент с последствий межгруппового взаимодействия на их начало, предположив, что и сам межэтнический контакт и процесс психологической адаптации мигрантов во многом зависит от того, кокой культурной стратегии придерживается мигрант.
Для определения индивидуальной ориентации на аккультурацию надо выяснить позицию индивида 1) по отношению к собственной культуре, к ее ценностям, 2) отношение его к группе контакта: насколько взаимодействие с членами этой группы ценно и желательно для него, насколько охотно он будет идти на поддержание межкультурных отношений. Отсюда следует, что индивид может выбрать следующие стратегии аккультурации:
Ассимиляция, при которой ценность собственной культуры явно занижается, происходит усвоение всех основных элементов культуры другой группы, постепенная замена всех соответствующих элементов собственной культуры во всех сферах жизнедеятельности. Это приводит к поглощению доминантной группой группы меньшинства, и тогда культура доминантной группы распространяется на этническое меньшинство, либо группы формируют некий третий вариант, при котором новая культура содержит в себе равноправное привнесение элементов двух исходных культур.
Стратегия интеграции, предполагающая бережное сохранение и дальнейшее развитие собственного культурного наследия при благожелательном отношении к взаимодействию с большинством. Она приводит к возникновению «пестрого» общества, при котором каждый элемент сохраняет свою самобытность, но при этом совокупность всех групп образуют новую целостность.
Стратегия сепаратизма предполагает, что члены меньшинства сохраняют свое культурное наследство и не желают поддерживать и усиливать связи с группой контакта.
Стратегия сегрегации предполагает, что такая же стратегия изоляции навязывается меньшинству доминантной группой.
Стратегия маргинализации возникает у индивида или группы тогда, когда, с одной стороны, утрачена идентификация с родной этнической культурой, а с другой стороны - нет установки на поддержание или усиление контакта с группой большинства.
В качестве критериев особенностей построения образа жизни человека, оказавшегося в ситуации миграции, определены:
- особенности жизненной ситуации (факторы, обусловившие миграцию; условия, в которых происходила миграция; длительность миграции, физические, материальные и моральные ущербы и издержки; полученные в результате миграции, настоящие условия жизни и деятельности);
- специфика субъективной оценки жизненной ситуации (модальность субъективной оценки наличной ситуации, ближайших и отдаленных перспектив своей жизни, жизни близких, родственников и т.д.)
-доминирующая модальность переживания ситуации вынужденной миграции (характер и дифференцированность "удачных" и "неудачных" процессов и способов переживания собственно травматического события, его ближайших и отдаленных последствий; стереотипы восприятия отношения нового социального окружения; особенности вхождения в новое социокультурное пространство).
Особенности жизненной ситуации могут изучатся с помощью приемов реконструкции по материалам протокольных записей консультативных сеансов, интервью с клиентами.
Можно выделить несколько отличающихся друг от друга групп испытуемых с характерными особенностями построения образа жизни в условиях миграции.
Так, к первой группе, условно названной нами "активные, ориентированные на конструктивный, целенаправленный поиск способов решения жизненной ситуации", можно отнести мигрантов, которые обращались к специалисту-консультанту с целью определения конкретных путей, способов и средств преодоления ситуативных трудностей, возникших в связи с вынужденной миграцией. Как правило, это люди, "продуктивно" пережившие негативный опыт миграции. Присоединив этот, по преимуществу, травматический опыт к истории своей жизни, они проявляют активность, открытость к новой ситуации, переживают настоящие трудности как временные, преодолимые. Рождается новая связь: прошлого с настоящим и наступает возможность осознания будущего. Они способны с помощью психолога-консультанта построить новый осмысленный жизненный замысел, наметить конкретные проекты, планы, задачи, цели реализации этого замысла. Внутренний вектор переживания у таких клиентов проходит из прошлого через настоящее в будущее.
Мигрантов, объединенных во вторую группу, условно названную "активные, дезорганизованные, хаотичные" можно описать следующим образом: не до конца пережившие эктраординарные жизненные события, не присоединившие опыт прошлого, они нереалистично оценивают (плохо ориентируются) наличную жизненную ситуацию, свои возможности. В повседневной деятельности они с трудом концентрируются на том, что делают, не доводят дело до конца, если есть препятствия на пути осуществления какого-либо сложного вида деятельности, это вызывает раздражение, гнев, отчаяние; люди говорят о бессмысленности того, что они делают. Без помощи специалиста формирование жизненного замысла затруднено, самостоятельно сформирмированный план будет носить "мозаичный" или нереалистичный характер. Именно поэтому у таких мигрантов отсутствуют конкретные, долгосрочные планы, проекты, задачи, цели. Как следствие - действия их ситуативны, импульсивны, непродуманны и неэффективны. "Внутренний вектор" переживания у таких мигрантов направлен из прошлого в настоящее.
Мигранты, отнесенные нами к третьей группе, условно названной "пассивные, находящиеся во внутреннем поиске" отличаются двойственностью поведенческих и эмоциональных реакций, они существуют в двух параллельных мирах: в прошлом и в настоящем. Они не способны самостоятельно ассимилировать травматический опыт. Наши клиенты с трудом удерживают внимание во внешнем мире, обнаруживают склонность снова и снова "пережевывать" травматические события. Все темы беседы невольно связывают с пережитым. Демонстрируют нежелание говорить о будущем. Жалуются на навязчивые мысли, образы, повторяющиеся ночные кошмары, некоторые стимулы (особенно звуковые) вызывают реакцию испуга и поведение, как во время опасности. Наличная жизненная ситуация является "фоном", на котором происходит работа с травматическим событием. Внутренний "вектор переживаний" направлен из настоящего в прошлое.
В четвертую группу, названную условно" пассивные, оцепеневшие, закрытые". Из-за притупленности эмоций мигранты трудно устанавливают и поддерживают межличностные отношения. Повышается конфликтность, люди стремятся к изоляции, испытывают недоверие к окружающим. Наблюдается алогичность и непоследовательность поступков, непредсказуемость поведения. Создается впечатление, что они живут в прошлой жизненной ситуации, воспроизводит стереотипы и схемы поведения, бессмысленные в условиях новой среды. Такие клиенты психологически отсутствуют в настоящем, находясь в другом жизненном измерении. Внешне это проявляется в оцепенении, малоподвижности, скованности, иногда наблюдаются вспышки немотивированной злости. Характерной особенностью мигрантов четвертой группы является фиксация на прошлом, сужение психологического пространства человека, отказ от самореализации, самоизоляция, барьеры в общении с близкими людьми. Помощь консультанта отвергается или его присутствие не замечается.
Разделение на группы даст возможность проанализировать особенности построения образа жизни мигрантов, ориентируясь на следующие критерии:
А) особенности жизненной ситуации (факторы, обусловившие миграцию; условия, в которых происходила миграция; длительность миграции, физические, материальные и моральные ущербы и издержки; полученные в результате миграции, настоящие условия жизни и деятельности);
Б) специфика субъективной оценки жизненной ситуации (модальность субъективной оценки наличной ситуации, ближайших и отдаленных перспектив своей жизни, жизни близких, родственников и т.д.)
В)доминирующая модальность переживания ситуации вынужденной миграции (характер и дифференцированность "удачных" и "неудачных" процессов и способов переживания собственно травматического события, его ближайших и отдаленных последствий; стереотипы восприятия отношения нового социального окружения; особенности вхождения в новое социокультурное пространство.
На этапе пилотажного исследования возможно выявить: особенности ценностно-смысловых составляющих образа мира вынужденных мигрантов; (предельные смыслы и смысло - жизненные ориентации) - параметры самосознания, проявляющиеся в большем или меньшем осознании себя субъектом, ответственным за качество собственной жизни (локус контроля).
Для изучения ценностно-смысловой системы "образа мира" мигрантов предполагается использовать методику предельных смыслов (МПС) Д.А. Леонтьева. По мнению автора методики, мировоззренческие структуры, выявляемые с помощью МПС, "являются проекцией в плоскость сознания (образа мира) динамических смысловых систем, образующих содержательно-смысловой уровень структуры личности" .
Тест смысложизненных ориентации (СЖО) Д.А.Леонтьева позволяет выявить параметры ценностно-смысловых составляющих образа мира мигрантов. Методика включает, наряду с общим показателем осмысленности жизни, также пять субшкал, отражающих три конкретных смысложизненных ориентации (цели в жизни; процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни; результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией) и два локуса контроля (локус контроля-Я (Я - хозяин жизни); локус контроля-жизнь, или управляемость жизни) .
Включение в понятие "образ мира", впервые употребленного А.Н.Леонтьевым, сверхчувственных компонентов ("пятое квази измерение") позволило в дальнейшем использовать эту категорию как один из вариантов разрешения проблемы предмета психологии. В контексте данных построений образ мира представлен не только пространственными характеристиками, но и временными. Как отмечают многие исследователи, временная представленность выражается и в отношении прошлого (собственный опыт), и настоящего (актуальная деятельность), и в отношении будущего в виде системы ожиданий, прогнозов о том, что произойдет в ближайшем или далеком будущем. Ключевыми составляющими понятия "образ мира" являются категории "значение", "смысл", "ценность". Именно ценностно-смысловая сфера человека задает направленность построения образа мира, создают координаты, на основании которых человек выстраивает свою реальность. Исследование ценностных и смысловых составляющих является непременным этапом реконструкции образа мира человека.
Как показано в исследовании Ю.В. Клочко, в формализованной структуре образа мира можно выделить три составляющих, три слоя:
- перцептивный слой, включающий в себя пространственные категории и время и характеризующийся множеством упорядоченных объектов, движущихся относительно субъекта; специфика этого слоя - представленность в виде различных модальностей;
- семантический слой, представленный многомерными отношениями, наличием значений и качеств предметов, их характеристик; модальности присутствуют и разделяются с помощью семантики;
- амодальный слой, основной характеристикой которого является целостность и нерасчлененность.
Существенными для задач исследования являются представления о том, что, будучи сущностной характеристикой человека, образ мира созидается, конструируется самим человеком; а возможность непрерывного становления его рассматриваются как необходимое условие жизнедеятельности человека, обеспечивая его и биологическое, и психологическое выживание в изменяющемся мире.
Понятие "образ жизни" наиболее часто упоминается в связи с проблемой развития личности, влияния социальных и биологических факторов на развитие человека. В отечественной психологии наиболее детально понятие образа жизни рассматривается в рамках направления, известного как "психология жизненного пути личности" (С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, К.А.Абульханова-Славская, Н.А.Логинова и др.). С понятием "образ жизни" также сопряжены понятия "уклад жизни", "стиль жизни", "способ жизни", "способ организации жизни" и т.п.
Можно выделить два аспекта использования термина "образ жизни".
Первый соответствует ситуации обозначения исторически сложившемуся образу жизни общества в целом, второй можно обозначить как индивидуальный образ жизни, тот образ жизни, которой реализует индивид в своей жизнедеятельности. Индивидуальный образ жизни образуется в результате поступков человека, совершаемых в определенных обстоятельствах и его индивидуализация идет наряду с созданием личностью собственной "среды развития". И в этом контексте представляется чрезвычайно важным положение о том, что не только среда создает обстоятельства жизни, но и сам человек на определенной стадии развития оказывается способным создавать или изменять обстоятельства своей жизнедеятельности, переходя от "режима потребления" в "режим созидания и творчества" (А.Г.Асмолов). С обретением человеком элементов взрослости, микросреда во многом становится эффектом деятельности самого человека, что выражается в выборе профессии, круга общения, спутника жизни и т.д. Другими словами, выбирая место жительства, место учебы, работы и проч., в качестве микросреды, в которой ему предстоит жить и которая будет , в конечном счете, формировать его индивидуальный образ жизни, человек выбирает степень своей связи с социумом. То есть, через индивидуальный образ жизни осуществляются прямые связи личности с макросредой. Индивидуальный образ мира устойчив, однако в биографии человека выделяют такие поворотные моменты, "биографические события", которые вызывают значительные изменения в образе жизни. "Событийно-биографический подход" (Б.Г.Ананьев, Н.А.Логинова, Л.Ф.Бурлачук и др.) открывает возможность для исследования динамики тех психологических событий, которые обусловливают изменения индивидуального образа жизни: а)событий среды, под которыми подразумевается существенная перемена в обстоятельствах развития, произошедшая не по воле субъекта жизни; б) события поведения человека или его поступки, имеющие под собой основу в сложившихся обстоятельствах, но вызревающие в сфере переживаний, во внутреннем мире человека; в) события внутренней жизни, результатом которых является скачкообразное изменение в сфере ценностей, что, в свою очередь, неизменно приводит к реальным событиям-поступкам.
В целом ряде исследований, посвященных изучению психологических закономерностей динамики трансформаций образа жизни и образа мира людей (Краснорядцева О.М., Даненова Д.Б., Клочко Ю.В., Трофимова Ю.В., Матис Д.В. и др.) были выявлены значимые для задач нашего исследования взаимосвязи между образом мира и образом жизни: наличие противоречия между образом жизни и образом мира, обусловленное существованием перманентно актуальной тенденции к установлению соответствия между образом жизни и образом мира, а, с другой стороны, постоянно возобновляемым их несоответствием, инициируемым как со стороны внешних (средовых, ситуативных), так и внутренних (психологических новообразований, порождаемых в процессе деятельности) факторов; психологический механизм трансформации образа мира и образа жизни людей может быть представлен как акт объективации в сознании происходящих изменений, требующих коррекции совокупности деятельностей, составляющих образ жизни человека, и перестройки ценностно-смысловых составляющих образа мира человека; готовность к изменению образа жизни как интегративный психологический конструкт характеризует способность человека принимать неизбежность и необратимость жизненных потерь, вынужденных изменений значимых условий жизни; готовность к изменению образа жизни проявляется в способности человека к той духовной работе, в результате которой человек удерживает целостность собственного Я, самоидентичности.
Анализ показывает, что сущность психологии миграции заключается в деформации смысловых составляющих образа жизни, которые, по определению В.П. Зинченко, представляют собой «пятое измерение бытия», и в таком понимании предстают как «реальная, укорененная в бытии сила, определяющая наше поведение, образ жизни, сознание» .
Таким образом, для познания психологических коллизий, сопровождающих миграционные процессы, необходимо использование такого подхода, который в отличии от традиционного понимания психики в ее регуляционной функции (как отражения, обеспечивающего адаптацию к новым условиям) позволял бы увидеть ее как важнейшее звено в механизме самоорганизации человека, обеспечивающее избирательное взаимодействие его с окружающим миром. Принцип системной детерминации, лежащий в основании теории психологических систем (ТПС) позволяет объяснить сложнейшие механизмы пространственно-временной организации человека, а используемый в ней трансспективный анализ выводит за пределы традиционно формулируемого принципа развития к принципу становления многомерного мира человека в его пространственно-временной развертке и ценностно-смысловой насыщенности.
Смысл работы заключался в том, чтобы, опираясь на понимание человека, возникающее в рамках системных методологических и теоретических установок, выявить новые аспекты в таком широком и достаточно определившимся направлении, каковым является сегодня психологическая помощь мигрантам (В.В. Гриценко, Н.М. Лебедева, В.Н. Павленко, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, Е.И. Шлягина Н.Б. Михайлова ).
Психологические коллизии, сопровождающие процесс вынужденной миграции, уходят своими корнями в те трансформации, которые происходят на уровне смысловых составляющих образа мира мигрантов, обусловливающие те деформации, которые объективируются в поведении мигрантов, особенностях переживания ими вынужденно возникающего «экзистенциального вакуума», стратегиях построения нового образа жизни и т.д.
Психологическая помощь людям, резко меняющим образ жизни, а вместе с ним и всю систему ценностно-смысловых оснований, обеспечивавших реальность их актуального бытия, должна базироваться на психотерапевтических установках, которые учитывают реальные механизмы перестройки жизненного мира вынужденных мигрантов.
Эффективность перестройки определяют следующие факторы: континуум «открытость- закрытость» человека как самоорганизующейся системы, готовность к изменению образа жизни и образа мира, уровень активности человека, проявляющийся в возможности человека отвечать на вызовы общества риска инновационной деятельностью.
На основе учета этих факторов выделяются типы вынужденных мигрантов, ориентируясь на которые можно оказывать им адресную помощь.
Теоретико-методологические основания исследования: представление о человеке как открытой психологической системе (Л.С. Выготский, А.Г.Асмолов, Б.С. Братусь, В.П. Зинченко, В.Е. Клочко, Д. А. Леонтьев, В.И. Слободчиков и др.). Конкретной методологической базой исследования стала теория психологических систем (В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева, Э.В. Галажинский и др.). Своеобразие этогонаучного направления заключается в том, что человек рассматривается в нем хронотопически, что позволяет выйти к пониманию многомерности человеческого бытия в создаваемом им самим многомерном мире.
Ценности человека - это сложный, динамичный и противоречивый мир. Каждый индивид различно относится к фактам своего существования. Человек оценивает моменты своей жизни по значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью для человека является все, что имеет значимость, общественный или личностный смысл.
Ценность - представление о том, что свято для человека, группы, коллектива, общества в целом, убеждения и предпочтения людей, выраженные в поведении [5].
В научных литературных источниках существует достаточно много определений понятия "ценность", которые имеют общий широкий смысл или сводят этот термин до одного из явлений мотивационного процесса.
Разнообразие трактовок понятия «ценности» в науке обусловлено различиями в решении проблемы соотношения субъективного-объективного, индивидуального-общественного применительно к целостной структуре личности [48].
Представляем взгляды на понятие ценностные ориентации отечественных и зарубежных психологов .
Основные противоречия связаны с различием мнений по следующим позициям. По мнению К.Г. Юнга и А. Маслоу ценностные ориентации относятся к индивидуальной реальности, которая значима только для переживающего ее субъекта. Н. Гартман, В.П. Тугаринов, П. Менцер, В. Франкл выступают против их существования в форме надындивидуальной реальности.
З. Фрейд, А. Маслоу отмечают устойчивость и неизменность ценностей в процессе жизни, а С.Г. Климова, М.С. Яницкий утверждают, что система ценностей имеет динамичный характер.
Стоит отметить еще один признание в качестве основных источников ценностей божественного или природного разума (А. Камю, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский), принцип удовольствия и инстинктивные биологические потребности (З. Фрейд, Ф. Ницше, Х. Эренфельц, П.А. Кропоткин), этические нормы микросоциального окружения и общества в целом (В. Дильтей, А.Н. Леонтьев, П. Сорокин, Э. Дюркгейм, В.Я. Ядов, И.С. Кон, Н. И. Лапин, С. Г. Климова, В. П. Вардомацкий, В. П. Тугаринов и др.), внутренняя психологическая природа человека (К. Юнг, А. Маслоу, К. Роджерс).
Большая часть исследователей выделяют две важнейшие характеристики ценностей:
1. Значимость (Л.М. Архангельский,Н.Ф. Наумова, В.П. Тугаринов, И.Т. Фролов, Я.Щепаньский);
2. Вторичный, производный от человеческого бытия характер (Л.М. Архангельский, А.Г.Здравомыслов, Л.Н.Фролович, С.Л.Рубинштейн, В.А.Ядов).
Понятие ценностных ориентаций впервые было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей.
Согласно мнению философов, ценностные ориентации, эта главная ось сознания обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов” [42].
В отечественной психологии ценностные ориентации определяются, как правило, через понятия отношения, отражения, установки (А. Г. Здравомыслов, Д. Н. Узнадзе, В. В. Сусленко, В. А. Ядов). Причем, являясь одним из базовых личностных оснований, ценностные ориентации заключаются внутрь более широкого синтетического понятия направленности личности, которая содержит в себе доминирующие ценностные ориентации и установки, проявляющиеся в любой ситуации (Б. Г. Ананьев, Л. Э. Пробст и др.). Разработана статусно-иерархичная структура ценностей в виде ядерно-центрической модели:
ценности внешнего статуса, образующие стабильное ядро;
ценности среднего статуса (структурный резерв);
ценности ниже среднего статуса (периферия);
ценности низшего статуса
Ценности ядра и низшего статуса малоподвижны, а ценности, занимающие промежуточное положение, находятся в постоянном движении [18].
В социальной психологии понятие “Ценностные ориентации” трактуется с нескольких позиций:
1) “идеологические, политические, моральные, эстетические и др. основания оценок субъектом действительности и ориентации в ней;
2) способ дифференциации объектов по их значимости. … Формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и др. проявлениях личности” [20].
Для реализации собственных ценностных предпочтений человеку необходим предмет имеющий цену. Цена и ценность крепко связаны средствами реализации и средствами укрепления ценностного отношения, не смотря на существующие отличия между понятиями.
По мнению С.Л. Рубенштейна, развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности. Он указывал: «что в деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личностного и общественно значимого… Наличие ценностей есть выражение не безразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни» [39].
Ценностные ориентации находятся на пересечении двух больших предметных областей: мотивации и мировоззренческих структур сознания. Поэтому имеет смысл обозначить точку зрения М. Рокича. Он определяет ценности как "... устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования" [32].
По мнению Рокича, ценности можно охарактеризовать следующими признаками:
1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, достаточномало;
2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в разной степени;
3) ценности организованы в системы;
4) истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности;
5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.
М. Рокич выделяет два класса ценностей:
а) терминальные ценности - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться;
б) инструментальные ценности - убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях.
Разведение терминальных и инструментальных ценностей воспроизводит традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.
У каждого человека может существовать своя система ценностей, и в ней ценности выстраиваются в определенныйпоследовательной взаимосвязи. Учитывая это в процессе выявления ценностных ориентаций учащихся, необходимо учитывать два основных параметра:
1. Степень сформированности иерархической структуры ценностных ориентаций;
2. Направленность ценностных ориентаций, которое характеризуется конкретными ценностями, входящими в структуру.
Анализ содержательной стороны иерархической структуры ценностных ориентаций может также показать, в какой степени выявленные ценностные ориентации учащихся соответствуют общественному эталону, насколько они адекватны цели воспитания [47].
Ценностные ориентации оказывают влияние на формирование потребностей человека. В.Ф. Анурин считает, что потребности возникают как продукт противоречия между субъектом с его целостной системой восприятия мира (возрастные, физиологические особенности личности, ее жизненный и социальный опыт, этические и эстетические воззрения и т.п.) и объективными условиями его существования. В зависимости от ценностных ориентаций внешние условия могут вызывать неодинаковые потребности у различных субъектов. Индивид соотносит возникающую потребность с общественными потребностями. Степень и характер этого сопоставления зависят от ценностных ориентаций. Кроме того, ценностная ориентация выявляет у субъекта представление о месте данной потребности в системе его потребностей, т.е. субъект избирает такой способ удовлетворения данной потребности, который согласуется с другими его потребностями (нравственными, эстетическими и т.д.). Таким образом, ценностная ориентация, играя роль обратной связи между личностью и обществом, определяет характер потребности, социально опосредует ее и определяет место этой потребности в общей системе потребностей личности [17].
Ценностные ориентации, по мнению некоторых исследователей, можно рассматривать как определенную категорию установок. По мнению И.Н. Истомина, при одновременном наличии потребности и соответствующей среды для ее удовлетворения у человека формируется определенная установка на конкретный предмет или явление, определяющая его дальнейшее поведение.
Доктор психологических наук Д.Н. Узнадзе указал на решающую роль ценностных ориентаций в волевых процессах.
Основываясь на теории установок он выделил три качественно различных уровня регуляции психической активности человека: объективация предмета, объективация социальных требований, объективация собственного "Я". При объективации собственного "Я", происходит реорганизация ценностных ориентаций. По мнению Ш.А. Надирашвили, объективация собственного внутреннего состояния приводит к постановке оценочной задачи, в результате чего порождается волевой процесс. Таким образом, высший уровень регуляции психической активности человека - волевая активность - регулируется ценностными ориентациями индивида.
Являясь элементом мотивационной структуры личности, ценностные ориентации состоят из комплекса различных социальных установок. На основе ценностных ориентаций, осуществляется выбор тех или иных актуальных социальных установок в качестве целей и мотивов деятельности. Ш.А. Надирашвили утверждал, что "состояние нужды в тех или иных предметах предстает как результат сопоставления всех ценностных критериев выбора поведения с наличной ситуацией" [32].
Таким образом, общим результатом функционирования актуальной установки является то, что под ее воздействием в сознании и поведении личности формируется определенная позиция по отношению к действительности.
Исследования проблемы ценностей, проводившиеся как зарубежными, так и отечественными психологами, показали, что ценностные ориентации являются важнейшими компонентами структур личности. Система ценностей отдельной личности или социальной группы зависит от возрастных, половых и психологических особенностей, социального, экономического, политического, профессионального, национального, этнического статуса. Ценностные ориентации выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности.
Все вышеизложенное дает основание полагать, что ценностные ориентации, которые усваиваются в процессе развития, зависят от вида деятельности в которую включена личность. В данном случае мы ссылаемся на возрастную периодизацию, предложенную Д.Б. Эльконина, который понимает психологическое развитие как смену этапов овладения предметной деятельностью и деятельностью общения [46].
Конкретизируя вышесказанное можно сделать вывод о том, что ценности это социальный феномен, существующий в диалектическом отношении субъект - объект, который является важным связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью.
Ценности носят двойственный характер. Они социальны по причине исторической обусловленности и индивидуальны, так как в них сосредоточен опыт определенного субъекта. Стоит отметить, что социальные ценности определяются как данное, которое имеет практическое содержание, доступное членам какой-то социальной группы или общества в целом, значение.
Ценности отдельной личности возникают под влиянием социальной среды и особенностей социальных групп, в которые она входит. Важнейшим компонентом структуры личности являются индивидуальные ценности, которые выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности.
Ценностные ориентации выражают сознательное отношение человека к социальной действительности, определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе сомой, основу мировоззрения, ядро мотивации и «философию жизни». Ценностные ориентации - способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной).
Как известно, проблема соотношения ценностей и смыслов продолжает оставаться актуальной в психологической науке на сегодняшний день. На этот счет нет единого мнения.
Для более детального рассмотрения данных понятий и соотнесения имеет смысл конкретизировать их значение.
Австрийский психолог В. Франкл фактически приравнивает понятия «ценности» и «личностный смысл».
Согласно мнению Б.С. Братусь личностные ценности это «осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни» [7].
Проанализировав эти понятия мы пришли к выводу, что они не могут рассматриваться как равные.
Смысл - субъективно воспринимаемая повышенная значимость предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия мотива ведущего [35].
Ценность -- любой «объект» (в том числе и идеальный), имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, слоя, этноса). В широком понимании в качестве ценности могут выступать не только абстрактные привлекательные смыслы или ситуативные ценности, но и стабильно важные для индивида конкретные материальные блага. В более узком значении принято говорить о ценностях как о духовных идеях, заключенных в понятиях, которые имеют высокую степень обобщения. Формируясь в сознании, эти ценности постигаются в ходе освоения культуры [37].
Проанализировав вышесказанное можно прийти к выводу, что смысл представляет собой когнитивное образование, а ценность кроме смысловой составляющей включает в себя эмоциональный компонент (переживание ценности) и поведенческий компонент (принятие ценности включает в себя определенное поведение, направленное на реализацию этой ценности). Таким образом, понятие ценности, более объемное, охватывающее личность в целом, с необходимостью включающее смысловой компонент.
Ценности, определяющие жизненные цели человека, выражают соответственно то, что является для него наиболее важным и обладает для него личностным смыслом.
К.А. Абульханова-Славская и А.В. Брушлинский описывают роль смысловых представлений в организации системы ценностных ориентации, которая проявляется в следующих функциях:
- принятии (или отрицании) и реализации определенных ценностей;
- усилении (или снижении) их значимости;
- удержании (или потере) этих ценностей во времени [1].
Б.С. Братусь проводит разделение личных ценностей как осознанных смыслов жизни и декларируемых, «назывных», внешних по отношению к человеку ценностей, «не обеспеченных «золотым запасом» соответствующего смыслового, эмоционально-переживаемого, задевающего личность отношения к жизни, поскольку такого рода ценности не имеют по сути дела прямого касательства к смысловой сфере» [7].
Ряд авторов считают, что ценностные образования являются базой для формирования системы личностных смыслов. Так, по В. Франклу, человек обретает смысл жизни, переживая определенные ценности [43]. Ф.Е. Василюк пишет, что смысл является пограничным образованием, в котором сходятся идеальное и реальное, жизненные ценности и возможности их реализации. Смысл, как целостная совокупность жизненных отношений, у Ф.Е. Василюка является своего рода продуктом ценностной системы личности [10]. Схожую точку зрения в своем исследовании отстаивает и А.В. Серый [40].
Смысл, по мнению Д.А. Леонтьева, есть «отношение между объектом и субъектом или явлением окружающей действительности, которое определяется местом объекта (явления) в жизни субъекта, выделяет этот объект (явление) в образе мира и воплощается в личностных структурах, регулирующих поведение субъекта по отношению к данному объекту (явлению)» [25].
Г.Е. Залесский связывает личностные ценности и смыслы через понятие «убеждение». Убеждение, по его мнению, «осознанные ценности, субъективно готовые к реализации путем их использования в социально-ориентировочной деятельности» [50]. Согласно представлениям Г. Е. Залесского, убеждению присущи одновременно и побуждающая, и когнитивная функции.
В структуру ценностно-смысловой сферы входят смысловые образования, выражающие отношения субъекта к явлениям объективной действительности, собственной деятельности, к продуктам творчества, красоте окружающего мира.
Одним из значимых проявлений смысловых ориентаций является показатель осмысленности жизни, который включает осмысленность настоящего, прошедшего и будущего. Стремление человека к смыслу выступает одной из важнейших потребностей человека, удовлетворение которой определяется стремлением взять на себя ответственность, верой в собственную способность осуществлять контроль над собственной судьбой [34].
Ценностно-смысловая сфера рассматривается как единая, целостная подсистема регуляции, занимающая центральное положение в системе регуляции в целом. Благодаря ценностно-смысловой сфере, осуществляется активность человека, определяется направление его жизнедеятельность. По мнению, А.С. Шарова элементы ценностно-смысловой сферы представлены ценностями, смыслами и мотивами, которые в субъективной картине мира являются не изолированными компонентами, а единой системно-структурной и динамической организацией [48].
Советский психолог Б.Г. Ананьев [4] указал на «ценностно-ориентированное» мышление, включающее множество уровней обобщения, раскрывающее индивидуальные контексты, интеллектуальный, нравственный уровень субъекта, осмысляющее жизненный факт. Важнейшим параметром определения смысловых систем сознания является его ценностный план.
Е.Б. Старовойтенко определяет ценностно-смысловую позицию как жизненное отношение, которое человек должен открыть в себе, превратить в реальность «Я», перевести в действительность конкретных жизнеоотношений, наполнить смыслом поступков и жизненных действий. В организации системы ценностных ориентации смысловые представления выполняют функции принятия или отрицания определенных ценностей, определения их значимости.
Ценности усваиваются человеком в процессе социализации. В общественном сознании существуют понятия, которые принято считать общечеловеческими ценностями, хотя вопрос об их существовании в неизменном виде остается спорным. На первом этапе усвоения ценностей человек узнает их общественно-историческое значение, то есть значение, закрепившееся за данным понятием в данной культуре. При этом в различных культурах значение ценностей может быть различным. На данном этапе принятие или непринятие общественно значимых ценностей происходит на когнитивном уровне в процессе сравнения предлагаемых идеалов и примеров поведения с ранее имеющимися у человека представлениями о желательном и должном. Эмоциональное оценивание предлагаемых обществом нравственных ориентиров происходит также при сопоставлении их с уже сложившейся системой ценностных ориентаций личности. Эмоциональное переживание ценности представляется необходимым компонентом ценностного образования и является, по мнению некоторых исследователей, формой существования ценностей в индивидуальном сознании [12].
Ценность приобретает личностный смысл для человека только в процессе осуществления деятельности по «отстаиванию» этой ценности. Личностный смысл, «значение для меня» ценность приобретает в том случае, если человек становится субъектом активности, направленной на осуществление, претворение в жизнь данной ценности, тем самым переводя ее из класса декларируемых ценностей в класс актуальных ценностей, в действительности регламентирующих жизнь человека. Поэтому формирование системы ценностей не может быть представлено как пассивный процесс перенесения общественно-исторических универсалий в смысловую систему индивида. Только будучи представленной в реальном поведении и осознанной как его движущая сила, ценность становится реально значимой для человека, начинает порождать систему новых смыслов при оценке реальности. Таким образом, ценность, представляя собой в индивидуальном сознании с одной стороны осознанное смысловое образование, с другой стороны, выступает источником новых личностных смыслов, что в результате может приводить к изменению всей системы ценностей личности [31].
Несомненно, ценности представляют собой смысловые образования, а личностный смысл событий и явлений во многом обусловлен ценностными отношениями личности. Таким образом, ценности и смыслы оказываются неразрывно связанными в сознании человека, что позволяет говорить о ценностно-смысловой сфере личности.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что единой точки зрения на соотношение понятий ценности и смысла в психологии не существует.
В структуру ценности входят три компонента [20]:
- когнитивный компонент, который включает в себя значение, отражающее общественные функции данной ценности в социальном мире, и смысл - как «значение для себя».
- эмоциональный компонент - переживание ценностного состояния.
- поведенческий компонент, который представлен реализацией принятой человеком ценности в поведении и деятельности.
Обобщая вышесказанное, необходимо отметить следующее.
Во-первых, ценностно-смысловая сфера это сложное системное образование, в связи с чем, осуществляются попытки обозначить единицы анализа, представить ее в единстве. Данная проблема обусловливает многообразие понятий, которые используются исследователями при изучении ценностно-смысловой сферы: «ценностные ориентации», «личные ценности», «смысложизненные ориентации», «личностные смыслы», «смысловая сфера», «ограниченная значимость» и т.п. Многие из этих попыток отражают лишь внешне-динамичную сторону единства ценностно-смысловой сферы, т.е., что является первичным смысл или ценность, что задает динамику ценностно-смысловой сфере.
Во-вторых, ценности, смыслы и мотивы представляются как содержательно-динамичные образования, которые, с одной стороны, определяют внутренний мир человека, его «ядро», а, с другой, направляют его жизнедеятельность. Ценностно-смысловые образования обозначают характер отношений человека с миром, выполняют функцию регуляции этих отношений.
В-третьих, исследователями предлагаются разнообразные формы динамики и механизмы ценностно-смысловой сферы, отражающие в большей степени процессуальный аспект. Однако авторы отмечают немаловажную роль рефлексии в функционировании ценностно-смысловой сферы. Причем основная функция рефлексии и рефлексивных механизмов заключается в содержательном преобразовании ценностно-смысловой сферы.
Выводы:
Ценности - это социальный феномен, существующий в диалектическом отношении субъект - объект, который является важным связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью.
Ценности носят двойственный характер, они социальны, поскольку исторически обусловлены и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен опыт конкретного субъекта. Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит. Индивидуальные ценности являются важнейшим компонентом структуры личности, они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности.
Ценностные ориентации выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Ценностные ориентации - способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной).
Ценностно-смысловая сфера это сложное системное образование, в связи с чем, осуществляются попытки обозначить единицы анализа, представить ее в единстве. Данная проблема обусловливает многообразие понятий, которые используются исследователями при изучении ценностно-смысловой сферы: «ценностные ориентации», «личные ценности», «смысложизненные ориентации», «личностные смыслы», «смысловая сфера», «ограниченная значимость» и т.п.
Ценности, смыслы и мотивы представляются как содержательно-динамичные образования, которые, с одной стороны, определяют внутренний мир человека, его «ядро», а, с другой, направляют его жизнедеятельность. Ценностно-смысловые образования обозначают характер отношений человека с миром, выполняют функцию регуляции этих отношений. Исследователями предлагаются разнообразные формы динамики и механизмы ценностно-смысловой сферы, отражающие в большей степени процессуальный аспект. Однако авторы отмечают немаловажную роль рефлексии в функционировании ценностно-смысловой сферы.
Научная новизна исследования.
-Эффективность работы определяется тем, насколько специалист способен отрефлексировать свою профессиональную позицию: помогает ли он человеку приспособиться к новым условиям жизни или помогает перестроить образ жизни, активизируя движение ценностно-смысловых составляющих образа мира таким образом, чтобы новые условия воспринимались человеком как пространство для саморазвития и самореализации.
Показано, что миграция опасна тем, что она вовлекает в себя совершенно разных людей, одни из которых способны открываться в новых условиях, а другие обречены на «закрытие», которое становится мощнейшим источником личностной деструкции.
Выявлено, что в новой консультативной практике центром всей работы является помощь человеку в осознании того, что миграция открыла для него не просто новое «пространство для жизни», к которому надо приспособить имеющийся «опыт», но что сам опыт должен быть творчески перестроен в условиях открывающегося нового «пространства жизни».
На основе методологических установок разработаны принципы так называемого «открытого консультативного процесса», основанного на понимании человека как открытой психологической системы.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, расширено психологическое содержание феномена миграции; определены принципы психологического консультирования мигрантов, основывающиеся на новом понимании человека, складывающемся в постнеклассической психологии, т.е. на представлении о нем как сложной саморазвивающейся и самоорганизущейся открытой системе. Это позволило выйти за пределы традиционного понимания прикладных психологических проблем миграции исключительно как проблем помощи человеку в его адаптации к новым условиям. На основе данных методологических установок разработаны принципы так называемого «открытого консультативного процесса».
Практическая значимость исследования заключается в использовании ее результатов и выводов, психолого-консультативной программы для практической работы в таких сферах социальной работы как психолого-консультативная и психотерапевтическая деятельность, миграционная служба, служба занятости, и др.