Заполненная номерами качеств
Процедура 2. "Тип руководителя" (оригинальная разработка)
Процедура построена на идее анонимного обмена обратными связями между участниками группового процесса. В результате каждый участник сможет получить обобщенное первое впечатление группы о себе. Особенность данной процедуры в том, что ее можно одинаково эффективно использовать как в группе впервые встретившихся людей, так и в группе, имеющей опыт совместной деятельности, общую историю взаимоотношений, сложившуюся статусную иерархию.
Вступительная часть. Ведущий делится с участниками размышлениями о том, что первое впечатление бывает обманчивым лишь в обыденной жизни, поскольку там его невозможно отделить от ассоциации, домыслов, приписываний, невольно рождающихся у человека в отношении какого-либо незнакомого лица при первой встрече с ним. На самом деле – и это подтверждается исследованиями – первое впечатление о другом человеке нередко бывает очень точным, если оно не искажается ложными ожиданиями и интерпретациями.
В тренинге можно отделить первое впечатление друг о друге от невольных домыслов, сохранив к тому же и анонимность обратных связей.
Описание процедуры
1. Ведущий предъявляет для всеобщего обозрения восемь разнотипных предметов. Каждый предмет снабжается порядковым номером. Это могут быть детали обстановки, вещи, находящиеся в комнате, где работает группа (шкаф, стул, люстра, окно, ковер, картина на стене, книги, комнатные растения, чья-то сумочка, стол, мусорная корзина, зеркало, вешалка с верхней одеждой и проч.). Передвигать крупногабаритные предметы нет нужды. Достаточно прикрепить к ним их порядковый номер, хорошо различимый всеми участниками группы. Можно вместо этого воспользоваться несколькими абстрактными геометрическими фигурами (треугольник, квадрат, трапеция, прямоугольник, круг, эллипс, ромб, зигзаг, спираль и т. д.), которые нужно нарисовать на плакате и снабдить порядковыми номерами.
2. Ведущий предлагает группе припомнить восемь наиболее распространенных типов руководителей и придумать им краткие названия. Для облегчения этой работы можно предложить группе воспользоваться списком из шестнадцати типов руководителей, который приводится ниже. Способы проведения краткой дискуссии по принятию группового решения изложены в предыдущих частях книги.
Краткие обозначения каждого из восьми типов руководителей, изображенных группой, помещаются на модерационной доске.
3. Участники процедуры снабжаются пачками мелких листов бумаги. Ведущий собирает предметные или абстрактные ассоциации группы для каждого из восьми типов руководителей. Это делается так. Называется первый из восьми типов руководителей. Участники должны на листочках написать номер предмета или фигуры из тех, что были упорядочены и пронумерованы раньше. Выбор соответствия конкретного типа руководителя и одного из восьми предметов (фигур) члены группы проводят, руководствуясь только своими личными, пусть необъяснимыми, непонятными, спонтанно возникающими ассоциациями. Затем ведущий собирает листки, на каждом из которых написан один какой-нибудь номер и поручает одному из членов группы обработать эти данные, выбрав номер, который попадается наиболее часто. При этом участник, ведущий обработку данных, должен не забыть, к какому типу руководителя эти данные относятся. Так поступают с каждым типом руководителя. Результаты обработки участники, выполнявшие ее, сообщают только ведущему. Группе эти результаты пока не сообщаются.
4. Подобно тому как были собраны ассоциации для каждого типа руководителя, проводится сбор ассоциаций для каждого члена группы. Для этого очередной участник выходит на всеобщее обозрение и группа опять же на отдельных листочках выписывает номер одного из восьми предметов, с которыми проводилась ассоциация типов руководителя. В итоге каждый участник получает некую отвлеченную, проективную информацию о том, преимущественно с каким предметом из названных в начале процедуры группа, не сговариваясь, ассоциирует его.
5. Когда все члены группы получат проективные ассоциации персонально для себя и обработают их, можно предложить участникам поделиться возникшими впечатлениями. В большинстве случаев группа, заинтригованная тем, к какому типу руководителей оказался отнесенным персонально каждый, будет торопить ведущего раскрыть итоговую информацию. Однако часто возникает положение, когда кому-то хочется высказаться не откладывая. Этому не следует препятствовать, поскольку иначе пропадет потенциальная возможность получить неожиданные психологические эффекты.
6. Ведущий выписывает номера тех предметов, которые по общим ассоциативным впечатлениям группы, собранным на этапе 3, соответствуют каждому из восьми типов руководителя.
7. Участники группы делятся впечатлениями о полученных результатах, которые зачастую удивляют их. При этом важно предложить группе возможность обсудить различные типы руководителей не в категориях "лучший – худший", а имея в виду различные области эффективности, индивидуальные для каждого типа.