Введение. Дисциплина «Практикум по психологическому консультированию» является дисциплиной вариативной части профессионального цикла (М2) подготовки магистров по
Дисциплина «Практикум по психологическому консультированию» является дисциплиной вариативной части профессионального цикла (М2) подготовки магистров по направлению «Психолого-педагогическое образование».
Цель дисциплины – освоение определенных видов и способов деятельности, необходимых для решения практических задач психологического консультирования и развитие личностных и профессиональных качеств психолога-консультанта.
Задачи изучения дисциплины:
1) создать у магистров целостное представление о процессе психологического консультирования, его содержании, направлениях и формах;
2) обеспечить тесную взаимосвязь теоретического и практического курсов обучения;
3) отработать с наиболее известные схемами психологического консультирования в психологической практике;
4) научить грамотной постановке и решению консультативных задач;
5) овладеть наиболее распространенными методами и методиками психологического консультирования;
6) способствовать закреплению у магистров навыков психологического консультирования;
7) обеспечить усвоение этических норм и принципов, соблюдение которых является обязательным для психолога.
8) сформировать у магистров умение ориентироваться в информации по новейшим достижениям консультативной психологии и потребность в ее освоении и применении.
9) развивать психологическую компетентность в области практической психологии.
Психологическое консультирование – один из основных видов деятельности специалистов в области психологической работы с различными категориями населения с целью оказания помощи в различных психологически дискомфортных ситуациях. Настоящий практикум, сочетая в себе интегрированное освоение теории, методологии и практики направлен на формирование индивидуально-ориентированного обобщенного практического подхода к психологическому консультированию.
Основные феномены консультативного процесса рассматриваются в свете различных подходов, что дает возможность оптимально и точно применять на практике процедуры и техники психологической помощи.
Дисциплина реализует следующие основные задачи ООП:
1) обеспечивает приобретение системы знаний в области подходов к психологическому консультированию;
2) способствует повышению психологической компетентности магистров, то есть способности анализировать ситуации взаимодействия в группе, правильно определять личные особенности и эмоциональные состояния других людей, прогнозировать их социальное поведение;
3) осуществляет подготовку к ведению профессиональной психолого-педагогической деятельности на основе выбора адекватных способов активного обучения, психологического воздействия и реализации их в процессе психологического консультирования.
Дисциплина обеспечивает образовательные интересы личности магистра, обучающегося по данной ООП, заключающиеся в:
1) приобретении представлений о специфике психологического консультирования как вида психологической помощи;
2) развитие способности организовывать процесс психологического консультирования, выбирать оптимальные формы поведения и психолого-педагогического воздействия с учетом особенностей клиентов;
3) развитии психологического мышления магистров, интериоризации базовых принципов и правил консультирования, формировании индивидуального стиля психологической деятельности..
Дисциплина удовлетворяет требования заказчиков выпускников университета по данной ООП в их готовности к ведению профессиональной деятельности на основе выбора адекватных способов общения и психологического воздействия и реализации их в процессе психологического консультирования.
Основные феномены консультативного процесса рассматриваются в свете различных подходов, что дает возможность оптимально и точно применять на практике процедуры и техники психологической помощи.
Практикум направлен на интеграцию психологических знаний и умений магистров, повышение психологической компетентности, то есть на формирование способности анализировать ситуации жизненных затруднений других людей, правильно определять их личные особенности и эмоциональные состояний, диагностировать и прогнозировать их социальное поведение, выбирать адекватные способы общения и психологического воздействия и реализовывать их в процессе консультирования.
Важным эффектом прохождения практикума должно стать развитие психологического мышления магистров, интериоризация базовых принципов и правил консультирования, формирование индивидуального стиля психологической деятельности.
Практикум базируется на знаниях, полученных при освоении таких дисциплин как «Основы общей психологии», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Основы клинической психологии и психотерапии» (на ступени бакалавриата или специалитета), «Теория и практика психологического консультирования» (ступень магистратуры)
Опыт, полученный во время практикума, будет востребован при изучении дисциплин «Семейное консультирование», «Кризисное консультирование», «Профессиональное консультирование», «Организационное консультирование».
В результате изучения дисциплины «Практикум по психологическому консультированию» магистры должны:
1. Знать:
· основные теоретические обоснования психологических практик консультативной работы;
· цели, задачи, принципы, структуру и компоненты, этапы и фазы процесса психологического консультирования;
· виды, формы и методы психологической консультации;
· стратегию выбора, организации и проведения психологической консультации;
· подходы к разрешению типовых консультативных проблем;
· этические нормы и правила во взаимоотношении психолога-консультанта с клиентом.
2. Уметь:
· самостоятельно работать с научной психологической литературой;
· выполнять задания, предусмотренные дисциплиной, связанные с практическими навыками деятельности психолога-консультанта;
· оценивать, анализировать и объяснять свойства психической реальности человека;
· подходить к жизненным явлениям, к практическим задачам психологического консультирования с научных позиций.
3. Владеть:
· диагностическими методами и психотехническими приемами практической психологии;
· техниками и приемами психологического консультирования;
· способами определения длительности и эффективности процесса консультирования
По результатам обучения дисциплине у магистра должны быть сформированы компетенции:
а) общекультурными (ОК)
· владеет практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ОК-3);
· способен принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре (ОК-4);
· способен выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности (ОК-5);
· способен разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях людям с учетом этнокультурной спецификой (ОК-6);
· способен к самосовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности (ОК-7);
· способен использовать инновационные технологии в практической деятельности (ОК-8);
· способен проявлять инициативу и принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях, в том числе в ситуациях риска (ОК-9);
· способен строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами (ОК-10);
· способен выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных (ОК-11);
б) общепрофессиональными (ПК):
· способен выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1);
· использует научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеет современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2);
· умеет организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3);
· умеет организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении (ОПК-4);
· способен проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5);
· способен применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-8);
· готов применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9);