III Работа со взрослым человеком.
04.10.2015, воскресенье
Содержание работы
Встреча с третьим испытуемым – женщиной Ириной 44 лет (моей знакомой). Беседа с испытуемой.
Изучение практического запроса: Ирина пожаловалась на неудовлетворённость жизнью, недостаток положительных эмоций, невозможность достичь душевной гармонии.
Уровень своей подавленности от невозможности поменять свою жизненную ситуацию в лучшую сторону испытуемая оценила на 8 баллов по 10-балльной шкале.
Формулировка психологической проблемы: какие личностные ресурсы, заложенные в испытуемой, помогут реализовать её актуальные потребности и достичь душевной гармонии?
Выдвижение гипотезы о причинах наблюдаемых явлений.В последние годы жизнь испытуемой складывается не так, как ей хотелось бы. Ирина 2 года назад пережила развод, сейчас живёт с 17-летней дочерью вдвоём, стабильных отношений с мужчиной не имеет, совсем недавно снова испытала разочарование в близком человеке, пережила предательство (как это было и в отношениях с мужем). После развода с мужем вынуждена была выйти на работу (в период замужества – за 18 лет - работала только 2 года). Теперь ни на одной работе не задерживается более чем на полгода, уже сменила несколько организаций (и банк, и газовая служба, и поликлиника, и теперь военкомат). Но ни одна из работ её не радовала (и настоящая не радует) в полной мере: в основном её брали только временно, на срок декрета постоянного работника; напряжённость труда всегда была высокой, а зарплата, наоборот, невысокой. Через несколько месяцев дочь испытуемой закончит школу и будет поступать в вуз, который находится в другом городе.
Все эти жизненные факты являются источником её разочарования, беспокойства, переживаний, досады, страха.
Необходимо, в противовес этим источникам негативных эмоций, выявить и задействовать такие ресурсы личности Ирины, которые смогут стать источником её положительных эмоций и служить психологической защитой от жизненных испытаний. Это и станет решением психологической проблемы испытуемой.
Анализ и самоанализ
Я знакома с Ириной уже много лет, неплохо её знаю, она не раз обращалась ко мне, особенно в трудные моменты жизни, чтобы иметь возможность высказаться, «выплеснуть» то, что «накипело», получить сочувствие, понимание и моральную поддержку.
Из предыдущего общения, наблюдения за Ириной в различных обстоятельствах и проведения некоторых личностных тестов мне уже известно об Ирине следующее: преобладающий тип темперамента – холерический; психотип: рациональный этико-сенсорный интроверт, «Драйзер» (по типологии К. Юнга, А. Аугустинавичюте); основные черты личности, характера: честность, прямолинейность, эмоциональность, вспыльчивость, прагматичность, любовь к комфорту, заботливость по отношению к близким людям, трудолюбие, добросовестность, доброжелательность к людям, которые ей нравятся, коммуникабельность.
Из бесед с Ириной мне известно также, что она мечтает переехать в более крупный город (например, в Волгоград или Волжский), работать на стабильной работе за достойную зарплату, иметь рядом с собой надёжного спутника жизни.
Цельпсихологической работы с испытуемой, конечно, заключается не в том, чтобы осуществить эти её мечты, а в том, чтобы найти ресурсы, реализация которых позволит держать эмоциональное состояние Ирины на позитивном уровне, чтобы она имела душевные силы реализовывать свои мечты самостоятельно.
05.10.2015, понедельник
Содержание работы
Выбор методов диагностики и коррекции:
13. методика «Незаконченные предложения»;
14. тест «Пирамида Маслоу»;
15. «Психогеометрический тест» Деллингер;
4. рисуночный тест «Несуществующее животное» Дукаревич;
5. методика Додонова «Предпочитаемые переживания» (шкала оценки значимости
эмоций);
6. методика «Рисунок человека из геометрических фигур»;
7. рисуночный тест «Дом, дерево, человек»;
8. ознакомление испытуемой с результатами диагностики;
9. беседы с испытуемой;
10. рекомендации.
Анализ и самоанализ
В качестве методов диагностики испытуемой я выбирала:
- проективные методики, так как перед опросниками они имеют преимущество: не позволяют испытуемому (вольно или невольно) исказить передаваемую информацию о себе;
- методики, направленные на изучение личностных свойств испытуемого, в том числе системы его ценностей и актуальных потребностей, на изучение эмоционального состояния;
- надёжные методики, ставшие уже классическими в психодиагностике (все они, кроме методики «незаконченные предложения», взяты из «Большой энциклопедии психологических тестов» Карелина, рекомендованной нашим преподавателем по дисциплине «Психодиагностика» Зотовой Н.Г.);
- не очень сложные в проведении и интерпретации (доступные для начинающего психолога);
- непродолжительные по времени проведения и обработки (принимая во внимание, что испытуемая холерик).
06.10.2015, вторник
Содержание работы
Подготовка всего необходимого материала для проведения диагностики.