Методика подготовки и проведения лекции по психологии.
Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях
Преподаватель, д.псх.н., профессор Денисенко Сергей Иванович
Литература Карандашев В.Н. «Методика преподавания психологии: учебное пособие», Бадмаев Б.Ц. « Методика преподавания психологии: учебные пособие для студентов» (тут есть свои +: как преподавать общую псих-ию, специальную, педагогическую и т.д.), Герасимова В.С. «Методика преподавания психологии: учебное пособие. 4е издание»
Предмет Методики Преподавания Психологии (МПП): умение что-либо делать: проводить мероприятия, практику по психологии и т.д.
Особенности.
Почему эта дисциплина выделяема отдельно? В этой сфере есть следующие особенности, в отличии от, напр, английского и прочих литератур:
1. Психологическое знание (ПЗ) признается гуманитарным (раньше было естественно научным). В отличии от последней(когда достаточно дать рекомендации и фсё) в психологическом же знании необходимо не только дать рекомендации, но и заниматься саморазвитием, лично влиять на процесс используя знания психологии.
2. Предметом ПЗ является личность, а она, как известно, постоянна относительно, и познать ее до конца невозможно. Познание личность требует не точности как в математике, но глубины проникновения и постоянного мониторинга.
3. Процесс познания психологической науки диалогичен, ибо, мы, так или иначе, входим в диалог (феноменов взаимодействующих, в том числе, с самим собой). Однако, следует понимать, что применение узнанного к себе в рамках диалога может привести у иллюзии легкости психологической науки: ведь закономерности индивидуального развития психики могут отличаться от общих. Другими словами, мой личный опыт/выводы/решеения не всегда применимы к опыту другого.
4. ПЗ можно выразить в виде опр. обобщенной структуры, которая является удобной для методических целей. Что необходимо учесть/сделасть
ü расширение (профессионального) словарного запаса. Глоссарий. Научение «птичьему языку»,
ü функции психологических явлений, их назначение. Те., не просто давать определения тех или иных об»ектов, но и «прикладывать» его к его же функциональности: для чего он, этот об»ект нужен,
ü механизмы (как возникает и функционирует явление),
ü виды и классификации,
ü закономерности (законы, особенности, свойства). Тут адаптации и прочее.
ü индивидуальные, половые и возрастные особенности,
ü закономерности развития и формирования (в онтогенезе, а, мб, и в филогенезе),
ü нарушения,
ü психологические теории (на какой платформе/идее происходит тот или иной процесс – это фрейдизм или бихевиоризм, напрм),
ü методы изучения (инструментарий).
Основные атрибуты дисциплины Методика преподавания психологии (МПП).
Об»ект – процесс обучения студентов психологии.
Предмет – методы, формы и средства обучения психологии, их специфика и особенности.
Цель – вооружить студентов системой методических знаний, умений и навыков, позволяющей им успешно преподавать психологические дисциплины в разных сферах деятельности психолога.
Система образования в РФ.
В РФ система образования, которая базируется на ряде гос.документов:
1. Конституция РФ (где сказано про право бесплатного образования для каждого гражданина страны),
2. Закон об образовании РФ от 29 декабря 2012 года.
Образование РФ подразделяется:
1. Общее образование (школа), т.е. получение общего понимания о мире.
2. Профессиональное образование (техникумы, колледжи, ПТУ и проч).
3. Доп. Образование
4. Проф.образование как непрерывное образование (по месту работы).
Уровни профессионального образования:
1. Среднее проф. образование.
2. Высшее образование, разделено на уровни: бакалавриант и специалитет/магистратура.
3. Подготовка кадров высшей квалификации, она же аспирантура.
Болонский процесс. Основные постулаты:
§ Введение двухуровневой (многоуровневой) системы высшего образования.
§ Введение системы академических кредитов. Позволяет не прерывать образования при смене образовательного учреждения.
§ Академическая мобильность.
§ Обеспечение качества.
§ Признание степеней.
Основные тенденции образования в РФ:
§ Гуманизация. Т.е. очеловечивание образования: толерантность все дела.
§ Гуманитаризация. Наполнение образования гуманитарной составляющей. (Стараются прирастить это не часами новых дисциплин, но найти эти дисциплины в рамках того, чему студентов обучают).
§ Дифференциация. Расчет на то, что у каждого свои способности и межу проводить именно с точки зрения кому что надо.
§ Диверсификация. Увеличение разнообразных образовательных программ на базе широкого спектра учебных заведений.
§ Стандартизация. Ориентир на реализацию прежде всего гос.стандарта образования – типа, необходим минимум того, что выпускник обязан знать, а сверх того – вел кам на повышение квалификации и прочие допы.
§ Многовариантность. Создание условий выбора и предоставление каждому шанса на успех, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышления.
§ Многоуровневость. Организация многоэтапного образовательного процесса, что бы не мучиться 6 лет, когда 4х достаточно. Станет мало – можно пойти и доучиться.
§ Фундаментализация. Усиление взаимосвязи теории с практикой. Значение придается глубокому и системному освоению научно-технических знаний.
§ Информатизация.
§ Технологизация. Широкое использование технологий в практике обучения и воспитания.
§ Индивидуализация. Учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.
Методика подготовки и проведения лекции по психологии.
Лекция – в переводе с латинского означает читаю. Это форма занятий, которая должна давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития конкретной области науки, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность.
Лекция: за и против.
- Приучает студентов к пассивному и некритическому восприятию чужих мыслей. Убивает стремление к самостоятельному мышлению. Приручает к школярству. Отнимает много времени. Трудности восприятия лекции и ее записи. Трата времени при наличии учебников и др.
+ Незаменима при отсутствии (новые курсы). Нужна при разноречивых изложения материала. Оперативно несет новую информацию. Живое общение со студентами. Комплексное применение многих средств. Руководство учебно-познавательной деятельностью студентов.
Основные функции лекции Сложности лекции: разные роли препода
· Информационная.
· Ориентирующая Ученый
· Раз»ясняиющая и об»ясняяющая. Оратор
· Убеждающая Педагог
· Увлекающая или воодушевляющая Психолог
(см.: Б.Ц. Бадмаев)
Первый этап
1. Формулирование цели. Их три: 1. дидактическая (образовательная, те. зачем я иду читать лекцию, чему я хочу их научить), 2. воспитательная (что я хочу в них воспитать не морализаторствуя) 3. развивающая. Анализ состояния вопроса в современной науке.
2. Определить место данной (конкретной) лекции в структуре темы и раздела. Анализ дидактических трудностей.
3. Выявить уровень подготовки студентов. Пригодность учебников и учебных пособий.
4. Произвести отбор теоретического и практического материала. Дозировка времени, планирование самостоятельной работы студентов.
Первый этап подготовки лекции:
Главное уделяется содержанию лекции. Требования к содержанию лекции:
ü Научность
ü Доступность
ü Занимательность
Определение структуры лекции:
ü Введение: темы, цели, план, актуальность
ü Основная часть: определяются все узловые вопросы, четко, кратко формулируются определения и основные теоретические положения.
ü Заключение: обобщение и краткая формулировка основных идей лекции, рекомендации, советы по литературе.