Глава 9 Методы исследования проектных ситуаций (дивергенция)! необходимых операций без возникновения ошибок, поломок и неудобств
необходимых операций без возникновения ошибок, поломок и неудобств. Описанную методику в Европе относят к "эргономике", а в США называют "исследованием человеческих факторов". В какой-то степени она перекрывается с методами, представленными в разд. 7.4, 7.5,9.4,9.7.
Примеры
Ниже приводится краткое описание примеров, характерных для некоторых пунктов указанного выше плана действий, однако все подробности их выполнения опущены. Эргономика — слишком сложная дисциплина и требует специальной подготовки, ее нельзя сколько-нибудь полно изложить на нескольких страницах; но по проблемам эргономики имеется обширная литература, на которую в конце раздела приводятся ссылки.
1. Прежде чем приступить к разработке новой конструкции, следует проконсультироваться с опытными и неопытными потребителями аналогичного оборудования и провести соответствующие наблюдения.
Консультации с потребителями рассмотрены в разд. 9.4. Простой пример наблюдения за обращением потребителей с дверной фурнитурой (замками и ручками) описан Яффе [87] . В данном случае (как это часто бывает) почти никаких определенных результатов не удалось получить путем опроса людей о том, с какими трудностями они встречались; поэтому решено было изменить стратегию и установить непосредственное наблюдение за людьми, пользующимися дверями. Некоторые из испытуемых не знали, что за ними наблюдают, но самые ценные результаты были получены при повторных наблюдениях за тем, как группа отобранных испытуемых пользовалась дверями, замками и ручками.
При этом были сделаны и неожиданные выводы, например:
а) люди пользуются ручками и дверями самыми различными способами, стремясь держаться прямо в момент, когда они прилагают значительные усилия для отпирания и запирания замка, для толкания или придерживания двери;
б) ключи используются не только для отпирания замка, но и для того, чтобы] толкать дверь или тянуть ее на себя.1 Однако для этих целей форма ручек! ключей неудобна.
Эти два вывода типичны для тех весьма полезных и часто неожиданных] результатов, которые могут быть полу-1 чены в ходе сравнительно небольшого! исследования в условиях реальной эксплуатации изделий. Поразительно,] как много изделий проектируется при! отсутствии малейшего представления о! требованиях потребителя. Отчасти это i объясняется тем, что почти все элемен-; тарные действия человек выполняет] автоматически, не осознавая происхо-< дящего. Ни один читатель этой книги не смог бы описать движения своих глаз во время просмотра последнего абзаца' или позу, которую его тело непроизвольно приняло, когда он начал читать. Точно так же и проектировщики могут не иметь представления о поведении потребителя, несмотря на то что сами они также являются потребителями. Если это 1 осознать и попытаться пронаблюдать за I тем, что происходит, можно быстро \ собрать огромное количество релевант- -ной информации. Наблюдения могут быть двух типов: записанные на магнитофон субъективные высказывания о том, что испытуемый замечает сам в ] процессе пользования тем или иным изделием, и более объективные отчеты о том, что внешний наблюдатель замечает в поведении других потребителей.
Часто можно получить больше информации, наблюдая за неопытными, а не за квалифицированными потребителями; так как у первых еще не выработались автоматические навыки, они не осознают, что происходит, и чаще совершают ошибки, которые бывают очень редки (хотя и не исключаются полностью) у опытного потребителя.
Опрос и наблюдение за манипуляциями неопытных потребителей с автоматическим диапроектором быстро выявили следующее:
а) Трудно снимается крышка проектора. Неопытным операторам требовалось от 1 до 2 мин, чтобы разобраться в том, как устроен замок, и научиться правильно открывать его.
в) Неопытные операторы с трудом по
тягают, как вставлять диапозитивы
в кассету.
г) Не сразу очевидно, что кассету следует
вставлять в проектор сзади. Некоторые
операторы пытаются сделать это с фрон
тальной стороны.
д) Кассета продвигается вперед или на
зад одновременным нажатием и пово
ротом ручки. Если ту же ручку нажать
и. не поворачивая, отпустить, кассета
будет подаваться вперед автоматически
кадр за кадром. Неопытных операторов
зто сбивало с толку, и (к концу иссле
дования) они не могли объяснить, как
им удалось привести проектор в дей
ствие.
е) Из двух идентичных кнопок одна
служит для включения вентилятора и
включения и выключения лампы. Другая
же кнопка предназначена только для
выключения вентилятора. Это также
вносит путаницу.
Из-за этих недостатков неопытным операторам (студенты последнего курса) потребовалось более 10 мин, чтобы настроить проектор и показать семь диапозитивов. При второй попытке на это Ушло несколько более 5 мин.
ного оборудования и не требуют "нуле-вого цикла обучения", поэтому изтото-вители не имеют стимула к введению соответствующих усовершенствований хаким образом, высказанные выше замечания не направлены на дискредитацию изготовителя, так как подобного рода критику можно высказать в адрес почти любого оборудования. Просто автор высказывает свою точку зрения: когда станут очевидными социальные и экономические преимущества "нулевого цикла обучения", дизайнеры и изготовители будут практически заинтересованы в создании оборудования, которое может быть использовано любым человеком, почти не имеющим или вовсе не имеющим специальной подготовки.
Важно вместе с тем помнить, что с диапроекторами часто работают люди, находящиеся в стрессовой ситуации: во-первых, потому, что они действуют в темноте, и , во-вторых, потому, что они взволнованы тем, какова будет реакция аудитории. Однако редко кто понимает, что даже очень опытный специалист в условиях стрессовой ситуации не застрахован от повторения ошибок начинающего, которых он научился почти полностью избегать при работе в нормальной обстановке. (Этим объясняются многие несчастные случаи, виновниками которых оказываются опытные операторы, допускающие порой такие ошибки, от которых они обычно считают себя застрахованными.) Следует также отметить, что важным критерием при оценке альтернативных решений конструкции ("ее совместимости с потребителем") может стать время, необходимое для обучения безошибочному обращению с оборудованием.
Другой важный вывод, связанный с автоматизмом навыков опытных специалистов, состоит в том, что мнения и оценки таких опытных потребителей не всегда основываются на действительных достоинствах оборудования, с которым им приходится иметь дело. Причины этого таковы:
а) Мнения формируются без учета боль
шей части неосознанных автоматических
действий, которые не регистрируются
сознанием в виде сохраняемого в памя-
б) ЧПасто потребители начинают враждеб-