Глава 9 Методы исследования проектных ситуаций (дивергенция)! но относиться к новому оборудованию, когда они вдруг обнаруживают, что не­легко давшаяся им в прошлом адаптация к сходной машине потеряла теперь свою



но относиться к новому оборудованию, когда они вдруг обнаруживают, что не­легко давшаяся им в прошлом адаптация к сходной машине потеряла теперь свою ценность. Новая конструкция может ка­заться им несуразной, как новая марка автомобиля, поскольку она требует уже не привычных автоматических операций, а каких-то новых, сомнительных и требующих полного внимания действий. С другой стороны, отношение опытного потребителя к хорошо знакомому ему оборудованию также не объективно, по­скольку действия, выполняемые при работе с этим оборудованием, уже прочно включены в структуру его нерв­ной системы, стали динамическим стерео­типом; поэтому он склонен защищать их от любых нападок.

2. Проанализировать систему человек -
машина для определения задач, возмож­
ностей потребителя и художественно-
конструкторских требований к тем дета­
лям конструкции, которые находятся в
непосредственном взаимодействии с пот­
ребителем.

Этот этап, на котором человеческий и машинный компоненты соотносятся с за­дачами всей системы, описан в разд. 7.3 и 7.4.

3. Изучить путем наблюдения или моде­
лирования особенно важные аспекты по­
ведения как малоискушенных, так и
опытных потребителей предлагаемого
изделия.

Сомнения относительно приемлемости нового оборудования для потребителя можно еще до принятия критических решений попытаться разрешить одним из трех способов: с помощью контроли­руемых экспериментов, использованием абстрактных моделей поведения челове­ка и путем "системных" экспериментов.

А. Контролируемые экспе­рименты.

Этот подход, основанный на "класси­ческой эргономике", как и все класси­ческое, хорош, но не гибок. Принцип этого подхода состоит в том, что в ла­бораторных условиях создается ситуа­ция, при которой может изменяться одна переменная (например, скорость рабо-

ты) и измеряется ее влияние на другуня переменную (например, на количестве! совершенных ошибок), в то время как! все другие переменные остаются жесткш зафиксированными. Традиционные мето! ды научного эксперимента следует до-! полнять специальными статистическими! методами (Зигель [88]), чтобы учести широкую вариабельность деятельности человека. Многие полагают, что строгости свойственна только технике и физике, и до сих пор не осознали, до какой степени классическая эргономика позволила за­менить догадки о деятельности человека! твердо установленными фактами. НепраЛ вилъно утверждать, что поведение челове-Г ка слишком переменчиво и не может! быть измерено; имеется обширная науч-1 ная литература по различным аспектам! данной проблемы — от частоты ошибок] при наборе номера телефона до влияния! вибрации на водителей. Трудность coJ стоит в отыскании этих данных и вы-1 яснении их релевантности в практичен ских условиях, отличающихся от услоГ вий лабораторного эксперимента. К coJ жалению, многие из опубликованных! данных в большом числе случаев оказы-1 ваются нерелевантными, причем часто не] имеется соответствующих обоснований,] принципов и моделей, с помощью котоТ рых можно было бы предсказать поведе­ние человека в новых ситуациях.

Измерения влияния размера шкалы на точность считывания, описанные Map-J релом и др. [89] , представляют собой! типичный пример контролируемых экс-я периментов, проводимых с целью полу- ] чения ответа на определенный вопрос проектирования. Испытуемым несколь-1 ко тысяч раз предъявлялись для считы­вания стандартные шкалы в фиксирован­ных условиях освещения, где перемен­ной служило расстояние. Как это ни удивительно, результаты эксперимента (рис. 9.8) показывают, что увеличение j видимого размера шкалы сверх неко-торого смехотворно малого размера уже не улучшает ни скорости, ни точности считывания. В книге Джонса и др. [90] описан аналогичный эксперимент для более коротких расстояний, давший идентичные результаты. Показания не­большой шкалы (рис. 9.9), установлен­ной на расстоянии 76 см от глаз, могут быстро считываться с погрешностью до 95%. Эти результаты дают основания


Глава 9 Методы исследования проектных ситуаций (дивергенция)! но относиться к новому оборудованию, когда они вдруг обнаруживают, что не­легко давшаяся им в прошлом адаптация к сходной машине потеряла теперь свою - student2.ru



Наши рекомендации