Этого пока что хватит. Большего нам не нужно для того, чему мы будем учиться

Раппорт

У тебя наверняка были такие моменты в жизни, когда ты общался с новыми

знакомыми. И с кем-то через несколько минут тебе хотелось прекратить общаться, а с

кем-то речь лилась сама собой, тебе было приятно и комфортно. И вроде бы сознательно

человек еще не вошел к тебе в доверие, а бессознательно ты себя чувствуешь, видишь

очень комфортно. Это состояние называется раппортом.

И именно этого чувства мы будем добиваться. Именно это чувство испытывают

влюбленные, когда сидят на лавочке под звездным небом.

В состоянии раппорта тебе кажется, что между вами что-то есть. Некоторые

романтические особы могут это назвать любовью с первого взгляда, но есть специальные

модели поведения, которые помогают достигнуть этого интересного эффекта.

Я не знаю, заметил ли ты, читатель, или еще нет, но люди чувствуют схожесть друг с

другом. Далее я расскажу, как можно быть похожим на другого человека.

А теперь я предлагаю тебе вспомнить передачи про рыб. Как плавают стаи, в которые

входят сотни тысяч особей? Они плавают, как один организм! Как летают воробьи

стаями? Как они умудряются практически одновременно менять направление полета?

Это и есть раппорт. Они все на одной волне.

Слово «Раппорт» является синонимом словосочетания «хороший контакт». Когда

люди находятся друг с другом в раппорте, это означает, что их отношения

характеризуются:

– доверием;

– сопричастностью на уровне чувств;

– готовностью следовать друг за другом;

– уважением к модели мира друг друга;

– хорошим мнением друг о друге.

Подстройка по движению

Подстройки по движению я хочу разделить на несколько видов: подстройка по позе,

подстройка по жестам и мимике, подстройка по дыханию.

Подстройка по позе:

Подстройка может быть прямая (правое – правое) и зеркальная (правое – левое), когда

ты просто «отражаешь» человека.

При этом часто для процесса подстройки под позу и движения применяется термин

«отзеркаливание».

Какая лучше – сказать не берусь, эффективна и та, и другая. Но если ты сидишь или

стоишь напротив, то удобнее зеркальная, а если сбоку – то прямая.

При подстройке старайтесь, чтобы поза была для тебя достаточно естественна и не

вызывала напряжения. Некоторые пытаются скопировать все один в один, забывая, что

люди просто физически отличаются друг от друга. И что будет вполне естественно для

одного, будет весьма странно выглядеть у другого. Поэтому просто старайся сесть в

весьма похожую, но при этом подходящую тебе позу.

Подстройка по жестам:

Вряд ли твоя пассия в течение всего разговора будет неподвижна, словно истукан.

Она же не собирается сидеть, сложа руки на коленях. Напротив – она будет двигаться,

жестикулировать, выделять жестами свои главные мысли, ставить акценты. Ну, чем не

повод для присоединения? Вы будете гораздо гармоничнее смотреться, если будете

жестикулировать в одинаковой степени.

Подстройка по жестам еще более эффективна, но она уже требует определенного

искусства: движения куда больше подвержены сознательному вниманию. Если на

обнаруженное совпадение поз можно сослаться, как на удивительное совпадение, то

неуклюжее повторение жестов сильно смахивает на передразнивание.

– Скажите своему сыну, чтобы он не передразнивал меня!

– Вовочка, не корчи из себя идиота!

Дабы не получить столь нежелательных эффектов и соблюсти приличия, придется

искать более изощренные способы «отзеркаливания». Здесь уже нам нужно будет

проявить всю свою фантазию.

К общим приемам можно отнести уменьшение амплитуды движения. Она сделала

широкий жест рукой, подстройтесь к нему движением по более узкой траектории. Чуть

покороче. И обоим хорошо – вы подстроились, а она – сохранила уникальность

собственного жеста. Не сомневаюсь, что вы и сами понимаете, что недостатки отражать –

себе дороже будет.

Заика подходит к ларьку:

– Да-да-дайте м-м-мне б-бутылку п-пива!

– П-пожалуйста!

Отходит за ларек, пьет пивко. Идет еще один мужик:

– Скажите, сигареты еще не завезли?

– Пожалуйста, – продавец быстро обслуживает клиента. – Приходите еще.

Заика в гневе подлетает к окошку:

– Ты ч-что, г-г-гад, изде-де-деваешься?!?

– Н-нет. Это я н-над н-ним из-здевался!

Еще можно подстраиваться с запаздыванием. Немного погодя. Желательно, в сходной

ситуации. Она расставляет акценты, делая характерный жест указательным пальцем,

поступайте и ты так же. Это особенно характерно для статичных положений.

Скрещенные руки, например, можно отразить с запаздыванием секунд в двадцать.

А пока – просто положи одну руку себе на грудь. Так ты реализуешь следующий

способ неявной подстройки: повторение обобщенного движения, а не конкретного. Она

потерла затылок – поправь свою прическу. Понятно, что вряд ли имеет смысл ковырять в

носу или грызть ногти, даже если тебе досталась такая спутница. Жест «рука на бедре»

отлично заменяется на «рука в кармане». Да мало ли чего еще!

Подстройка по дыханию:

Это, пожалуй, самая важная из перечисленных подстроек. И у нас есть множество

возможностей для подстройки по дыханию. Ты можешь, как напрямую менять свое

дыхание, делая его таким же, как у собеседника, либо по-другому. Я, например, чаще

всего просто медленно мотаю головой в такт дыханию собеседнику. Также можно какие-

то другие движения подстраивают под дыхание партнера: например качать ногой/рукой в

такт дыханию.

Когда ты говоришь фразы – говори их на выдохе собеседника. Он будет менее

критично к ним относиться.

Я помню, когда я первый раз использовал подстройки по движению. Я больше ничего

не знал, кроме этого. Девушку звали Катей, она была красива. Тогда гуляли с ней и ее

огромной псиной. Первые минут пятнадцать разговор не шел, а после построек, язык

развязался так, что мне тяжело было вставить свою фразу. Это к вопросу “О чем

говорить на свидании?”…

Подстройки по ВАК

Тут введу новые термины, которые ты возможно уже где-то слышал.

Визуальная модальность – модальность, в которой ты думаешь картинками. Ты

вспоминаешь, как выглядела вещь, вспоминаешь ее цвета. Понимаешь?

Аудиальная модальность – это звуки. Ты думаешь ЗВУКАМИ. Вспоминаешь, как

звучала мелодия, как скрипела калитка во дворе в детстве…

Кинестетическая модальность – в этой модальности люди думают чувствами. Ты

помнишь, как хорошо было с девушкой, как приятно ее рука касалась твоего.… Ну да,

его самого. Как твое тело наполнилось теплой дрожью в момент жаркого экстаза.

Чувствуешь?…

Мы все являемся в какой-то мере аудиалами, кинестетиками и визуалами. Просто в

некоторых ситуацией основной модальностью становится визуалка, в других ведущая

кинестетическая система, ну и в какие-то моменты главная система – аудиальная.

Нет людей, которые мыслят ТОЛЬКО картинами, ТОЛЬКО звуками, или ТОЛЬКО

чувствами. Нет таких. Раньше считалось, что если человек – визуал, то всегда использует

визуальные предикаты – слова, соответствующие визуальной модальности, но сейчас эта

теория разбита в клочья. У нас работают три модальности. В определенных ситуациях

какие-то являются ведущими.

Именно по словам, которые использует человек, определяется, какая модальность у

него основная В ДАННЫЙ МОМЕНТ (хотя есть еще и невербальные вторичные

признаки этого). Ниже я приведу таблицу, с помощью которой тебе будет проще как

определять модальность, так и самому строить выражения в разных системах.

Визуальные

Аудиальные

Кинестетические

Внемодальные

Ясно видеть

Звучно

Я чувствую

Понимать

Прозреть

Слышать

Кислый

Воспринимать

В четких рамках

Рассказывать

Ухватить

Отсутствующий

Обозревать

Глухой

Подбивать

Повторять

Вспыхнуть

Немой

Жаркий

Соглашаться

Светящийся

Скрипящий

Шевелиться

Верить

С блеском

Свистеть

Чувствительный

Считать

Ослеплять

Журчание

Ласкать

Знать

Облачный

Мелодичный

Влажный

Сознавать

Мерцать

Громкий

Шероховатый

Обдумывать

Графический

Гулко

Окунуться

Убедительно

Видеть

Слышать

Чувствовать

Решено

Близорукий

Аккорд

Активный

Прикольно

Взгляд

Акцент

Кинуть

Святотатствовать

Взглянуть

Беседовать

Держать

Глумиться

Вид

Визжать

Выуживать

Распинаться

Видный

Визгливо произнести

Горячий

Сердитый

Видение

Вопрошать

Давление

Невменяемый

Вообразить

Вопить

Двигаться

Молодец

Вспыхнуть

Высказываться

Движение

Дурак

Высвечивать

Выражаться словами

Задетый

Шизофрения

Выявить

Говорить

Закидывать удочку

Маркетинг

Глядеть

Греметь

Зарядить

Программировать

Горизонт

Громкий

Застрять

Энергия

Заметить

Громогласный

Касаться

Болезненный

Заметный

Диссонирующий

Легкий

Исследование

Затуманить

Допрашивать

Массивный

Эмоциональный

Зрелище

Заглушать

Мягкий

Панический

Изображать

Заявить

Нести

Лично

Иллюзия

Звенеть

Нежный

Известить

Иллюстрировать

Звонить

Напор

Гармонизировать

Кругозор

Звучать

Неподвижный

Бессмысленно

Красить

Звучный

Вялый

Ввести процедуру

Картина

Интервьюировать

Огрубелый

Просчет

Мутный

Молчаливый

Основание

Свободно

Наблюдать

Молчание

Острый

Проблема

Наглядный

Обсуждать

Отпечаток

Важность

Обрисовать

Орать

Шокировать

Правильно

Осветить

Объявить

Переместить

Смешить людей

Осмотр

Петь

Перемещаться

Решать

Образ

Пределы слышимости

Поверхностный

Озадачиваться

Осмотреть

Провозгласить

Потерпеть крах

Разводиться

Появляться

Произнести

Пожатие

Влюбчивая

Показать

Разглашать

Преграда

Любопытствовать

Перспектива

Разговаривать

Предчувствие

Смельчак

Пределы видимости

Рассказать

Пресмыкаться

Капитулировать

Предварительный

просмотр

Реветь

Прочный

Клёвый

Приукрасить

Сигнал

Растравить

Разумный довод

Продемонстрировать

Свистеть

Соединить

Умелый

Прозрачный

Сказать

Сокрушить

Монстр

Прояснить

Скрипеть

Слабый

Справиться

Разглядеть

Слух

Щупать

Долги

Рассмотреть

Слушать

Сокрушить

Научиться

Смутный

Слышать

Схватить

Стервозничать

Сфокусировать

Слышимый

Кинуть взгляд

Оперативно

Темный

Сообщить

Твердый

Грамотно

Точка зрения

Сплетня

Теплый

Оберегать

Угол зрения

Спрашивать

Тереть

Заботиться

Увидеть

Тональность

Течь

Хранить

Цветной

Увеличить громкость

Толчок

Надеяться

Явный

Упомянуть

Трогать

Лихо

Яркий

Устный

Тупой

Причинять зло

Ясный

Членораздельный

Тяжелый

Хранить тайну

Обзор

Шум

Удар

Доверять

Подглядывать

Щелкнуть

Устойчивость

Тупить

А теперь упражнение. Составь три текста про то, как ты провел вчерашний день. В

первом используй только слова, относящиеся к визуальной модальности. Второй текст

составь со словами аудиальной модальности. Кстати, то, что тебе будет проще писать, и

охарактеризует, какая модальность у тебя сейчас лучше всего работает, т.е. является

ведущей. Такие рассказики придумывай каждый день хотя бы по разу в каждой

репрезентативной системе.

Зачем это нужно? Как ты заметишь, когда будешь составлять тексты, какие-то будут

даваться тебе проще, какие-то сложнее. Точно также получается и с восприятием

информации. Ты ее хуже понимаешь, если она дается в модальности, которая меньше

всего развита в данный момент.

Это еще один из способов для возникновения раппорта, который не менее

эффективен, чем подстройка по дыханию. Ты, наверное, еще помнишь, что говорить

нужно на выдохе человека. Слова будут восприниматься, как свои, менее критично

собеседник будет к ним относиться.

Слушай, что говорят люди, обращай внимание на те слова, которые они используют

ЧАЩЕ. Пользуйся той же модальностью. Тебе нужно научиться слушать СЛЫШАТЬ

человека.

Есть еще один способ, как определить ведущую модальность. Как определить в какой

репрезентативной системе собеседник сейчас думает, говорит. Это глаза.

Люди давно подозревали, что в движении человеческих глаз есть какая-то

закономерность. И только сравнительно недавно смогли обобщить обширную

информацию по этой теме, обнаружив связь между бессознательными движениями глаз

и репрезентативными системами человека. КГД позволяют определить не только

репрезентативную систему, которой пользуется человек для доступа к нужной ему

информации, но и то, находится ли эта информация в области его памяти или он

конструирует, создает ее прямо сейчас.

Вопросы доступа.

В

Визуальная память.

Предыдущий зрительный опыт, зрительная память.

. Какого цвета входная дверь в твою комнату?

. Какого цвета апельсиновый сок?

. Как ты выглядела год назад?

. Какой формы окна в вагоне метро?

. Что изображено на 10-ти рублевой бумажке?

ВК

Визуальное конструирование.

Создание нового опыта, планирование.

. Представь, как вы будете выглядеть с рыжими (каштановыми,

черными) волосами?

. Представь себе розового слона в зеленый горошек.

. Как будет смотреться этот пиджак (свитер, блузка) с зелеными

брюками (юбкой)?

. Представь посреди этой комнаты большой зеленый кактус.

А

Аудиальная память.

Звуковая память – интонации, голоса, звуки, музыка.

. Какой голос у твоей мамы?

. Как звучит флейта?

. Вспомни звук капающей из крана воды.

. Вспомни какую-нибудь мелодию.

. Какая музыка играет, когда передают погоду?

АК

Аудиальное конструирование.

Создание нового аудиального опыта, сочинение музыки.

. Какой звук будет, если постучать карандашом по пустой консервной

банке?

. Как будет звучать скрипка на берегу моря?

. Как будет звучать твоя любимая песня, если играть ее в два раза

медленнее?

Ад

Внутренний диалог.

Контроль речи, проговаривание.

. Дай определение понятию «репрезентативная система»?

. Как звучит твоя фамилия, произнесенное наоборот?

. С какой фразы лучше начать объяснительную по поводу опоздания?

. Как лучше спросить, сколько сейчас времени?

. Как правильно сказать: “у рыб нет зуб” или “у рыбов нет зубов”?

К

Кинестетика.

Телесная память, ощущения, вкус, запах, осязание, мета-ощущения.

. Какой на ощупь бархат? . Что ты чувствуешь, когда стоишь под теплым душем? . Какой на вкус яблочный сок? . Как пахнет жасмин в солнечный день?

. Какая твоя нога теплее?

Некоторые ошибочно утверждают, что если у человека бегают глаза, то он лжет. Как

ты видишь, это не так. Это означает, что он обращается к каким-то блокам памяти.

Другие думают, что если взгляд уходит в конструирование, значит человек обманывает.

Это тоже не так. Ты не запоминаешь все, что происходит вокруг тебя. В памяти остаются

лишь ключевые моменты жизни, а когда ты рассказываешь то, что у тебя было, ты

вспоминаешь ключевые моменты, а дальше достраиваешь то, что было между ними. Так

что глупо только по одному признаку утверждать правду ли говорит человек. Есть

способы в НЛП для этого, но они выходят за рамки этой книги, а на тренинге я эту

информацию даю по желанию учеников.

Рефрейминг

Слово “Рефрейминг” образуется от английского – “фрейм” – рамка. Так что, если

дословно перевести, то рефрейминг – это переобрамление. Это прекрасная возможность

изменить свое или чужое мнение о каком-то событии.

Рефрейминг – это переосмысление. Переосмысление идеи, вложенной в текст.

Переосмыслить означает изменить смысл чего-то, тем самым изменить восприятие

какого-то события. Это мощная техника, которая повседневно используется в нашей

жизни. Например – можно расстроиться из-за того, что тебя отшила девушка, после этого

уйти в себя и стать голубымO А можно рассмотреть неудачу с девушкой, как обучение

новому, можно быть благодарным ей за то, что она попыталась тебя чему-то научить, что

ты еще не умеешь. Если это рассмотреть с такой позиции, то можно с легкостью

вспомнить фразу “Нет неудач, есть только обучение”, да и это рефрейминг.

С помощью этой штуки можно практически всегда доказать свою точку зрения, как

единственно верную. Приведу пример. Общаюсь с девушкой, а по ходу разговора

проболтался, что я – учу парней соблазнению. Я думаю, что реакция большинства

здоровых женщин будет негативная, что и произошло с моей собеседницей.

– Как ты можешь? Это же плохо! Это же обман. Пикап – это неискренне, это

фальшь.

– Фальшь? Возможно. Что фальшь? То, что молодой человек знает, как добиться

девушку? Это фальшь? Или плохо то, что парень хочет повысить свои навыки в

общении с противоположным полом? Это плохо? Плохо то, что рядом с моими

учениками девушки чувствуют себя комфортно? Разве плохо то, что парень может

добиться девушки?

– Вы трахаетесь с девушками, а потом бросаете их.

– Да, мы делаем приятно и девушкам и себе. Хочешь, я тебе открою страшную

тайну? Знаешь, почему переспав с девушкой, парень может уйти от нее, бросить

девушку?

– Просвятишь?

– Он уходит, потому что эта девушка не лучшая. Ты само собой согласишься, что

любой человек хочет лучшего. Как я, как ты, как мои ученики. Ты же не будешь

жить с парнем, если знаешь, что есть кто-то на много лучше его. Когда парень

уходит от девушке, он говорит ей “Знаешь, мне было с тобой хорошо, но я знаю,

что есть что-то лучше. Я тебе даю возможность стать сильнее, стать мудрее. А что

ты выберешь, учиться на своем опыте, либо просто обсуждать с подругами, какой

я плохой, решать только тебе”. Разве молодой человек уйдет от девушки, с

которой ему очень хорошо?

– Нет, не уйдет.

– Так что ты там говорила про “трахают и бросают”.

– Уже ничего. Странно, за минуту ты переубедил меня в том, в чем я была уверена

очень долго.

Я думаю, что ты отследил те моменты, в которых в диалоге использовался

рефрейминг. Если нет, то прочти главу зановоO

Если ты не знаешь, к чему можно прицепиться в разговоре и раскрутить, то для этого

чуть позже ты узнаешь про метамодель.

А тебе я предлагаю выполнить сейчас упражнение. Я тебе даю какие-то ситуации, а

твое дело – найти в них что-то хорошее, например – “У меня так мало денег – За то у тебя

их никто не украдет”. Я думаю, что ты понял.

А вот тебе и фразы “Я постоянно учусь, не хватает времени на друзей”, “У меня

слишком высокий рост”, “У меня слишком маленькая грудь”, “Я некрасивая девушка”,

“Со мной постоянно кто-то знакомится на улице. Достали!”. После того, как ты найдешь

что-то положительное в этих утверждениях, придумай еще пять своих и точно также

найди плюсы и в них.

Формирование цели

А к этой части я бы посоветовал отнестись очень внимательно, в ней заключен один

из важных ключей к успеху. Давай для начала поймем, что такое “цель” – это то, к чему

мы стремимся. Хорошо. Формирование цели – это как расписать то, что ты хочешь таким

образом, чтобы это тебе помогло.

Итак, будем придерживаться следующих правил.

1) Цель должна быть сформулирована положительно!

Это означает, что ты проговариваешь то, что ты хочешь. Например “Я хочу переспать

со Светой”, “Я хочу, чтобы Света сказала, что любит меня”, “Я хочу проснуться через

месяц в кровати со Светой, говорить ей, как мне приятны ее прикосновения”, “Я хочу

получить пятерку на экзамене”. Вот так это надо делать. Как же это НЕ на до делать

“Я не хочу, чтоб она меня послала”. Мы нарушаем первое правило. Говори то, что ты

хочешь, а не то, что не хочешь. И еще это мне напоминает “Я не буду сейчас думать об

обезьяне с красной попой, которая сидит на ветке и кушает банан. Я не буду о ней

думать”. О чем ты сейчас думаешь? O

Наши рекомендации