Тема 5. Общение как коммуникативный процесс
Вопросы:1. Содержание и структура коммуникативного процесса.
Особенности вербальной и невербальной информации.
Социально-психологические исследования общения как информационно-коммуникативного процесса.
Социально-психологическая структура процесса коммуникации: обмен информацией, взаимовоздействие, взаимопонимание.
Специфика коммуникативного процесса между людьми: развитие и обогащение информации в ходе ее «движения», активная позиция партнеров в коммуникативном процессе, индивидуальные различия при уяснении информации и т.д.
Основные барьерына пути движения информации (социальные, политические, идеологические, физические, смысловые, эмоциональные, речевые, когнитивные, организационно-психологические). Проблема фильтрации и фасцинации в коммуникативном процессе. Общая методологическая проблема кода и декодификации как важнейшее условие понимания друг друга партнерами по коммуникации. Типы информации: побудительная, констатирующая. Проблема эффекта сообщения (Ю.М.Забродин). Причины плохой коммуникации (стереотипы, предвзятые представления, плохие отношения, отключение внимания, пренебрежение фактами, физическое состояние, неадекватный выбор стратегии).
Средства коммуникативного процесса: вербальные и невербальные, их соотношение.
Вербальные средства коммуникации: речь, околоречевые (паралингвистическая и экстралингвистическая системы). Структура речевого общения: значение и смысл слов. Околоречевые средства (паралингвистическая система): темп речи, модуляция высоты голоса, тональность голоса, ритм речи, тембр речи, интонация, дикция. Экстралингвистическая система (речевые звуковые явления).
Невербальная коммуникация. Исследования места и роли невербальной коммуникации в общении (Е.А.Петрова. Знаки общения). Оптико-кинетическая коммуникация, ее особенности (Исследования М.Аргайла). Пространственно-временная организация коммуникации. Проксемика о роли пространственно-временной организации коммуникативного процесса. Роль предметно-контактных, тактильных действий для коммуникации. Роль ольфакторных средств в коммуникативном процессе.
Проблема эффективности коммуникативного процесса: умение владения словом, силой убеждения, грамотной речью; способность предвидеть и преодолевать коммуникативные барьеры; овладение способностью использования невербальных средств; стремление к взаимопониманию.
Основные категории: коммуникация, содержание коммуникативного процесса, коммуникативные барьеры, фильтрация и фасцинация в коммуникации, вербальные и невербальные средства коммуникативного процесса, эффективность коммуникативного процесса.
Контрольные вопросы:
1. Содержание и структура коммуникативного процесса?
2. Коммуникативные барьеры?
3. Фильтрация и фасцинация в коммуникативном процессе?
4. Причины плохой коммуникации?
5. Средства коммуникативного процесса?
6. Роль вербальных средств в коммуникации?
7. роль невербальных средств в коммуникативном процессе?
8. Основные направления оптимизации коммуникативного процесса?
Литература:
- Обязательная:
1. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.
2. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1981.
3. Психология влияния: Хрестоматия. СПб., 2000.
- Дополнительная:
1. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1991.
2. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2001.
3. Куликов В.Н. Психология внушения. Иваново. 1978.
4. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1999.
5. Панасюк А.Ю. Как победить в споре, или искусство убеждать. М., 1998.
6. Петрова Е.А. Знаки общения. М., 2001.
7. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973.
8. Шиллер Г. Манипулирование сознанием. М., 1990.