Учебная программа по дисциплине
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Л.Н.ТОЛСТОГО
УТВЕРЖДЕНО
На заседании Ученого Совета университета
Протокол № 7 « 3 » сентября 2009г.
Ректор __________________Н.А.Шайденко
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Психология лиц с умственной отсталостью»
по специальности 050716.65 «Специальная психология»
с доп. специальностью 050715.65 «Логопедия»
Рассмотрено на заседании кафедры
Специальной психологии
Протокол № 10 «29» июня 2010 г.
Зав.кафедрой ______________Бабушкина Н.А.
Тула - 2010
СОДЕРЖАНИЕ
1. Учебная программа по дисциплине «Психология лиц с умственной отсталостью»……………………………………………………………………..3
1.1. Пояснительная записка……………………………………………….3
1.2. Содержание курса…………………………………………………… 5
1.3. Литература……………………………………………………………20
2. Учебно-тематические планы по дисциплине «Психология лиц с умственной отсталостью»……………………………………………………………….26
2.1. Очная форма обучения…………………………………………… ..26
2.2. Заочная форма обучения (5-ти летний срок обучения)…………...28
3. Методические рекомендации преподавателю по дисциплине «Психология лиц с умственной отсталостью»……………………………………………….33
4. Методические указания студентам по дисциплине «Психология лиц с умственной отсталостью»…………………………………………………………36
4.1. Планы семинарских занятий………………………………………..39
4.2. Тематика лабораторных занятий ………………………………….39
4.3. Тематика курсовых и дипломных работ…………………………...54
4.4. Издания подготовленные преподавателями кафедры по дисциплине «Психология лиц с умственной отсталостью»………………………………..56
5. Требования к уровню усвоения программы дисциплины «Психология лиц с умственной отсталостью»……………………………………………………56
5.1. Вопросы к экзамену по дисциплине «Психология лиц с умственной отсталостью»……………………………………………………………….56
5.2. Критерии оценки знаний студентов на экзамене…………………62
6. Карта обеспеченности студентов учебной литературой…………………..62
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Психология лиц с умственной отсталостью»
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В системе профессиональной подготовки студентов, обучающихся по специальности 05.07.16.65 «Специальная психология», особое место занимают специальные дисциплины.
Психология лиц с умственной отсталостью относится к дисциплинам специальной психологии и связана с другими психологическими науками - общей, возрастной, педагогической психологией, а также с нейро- и патопсихологией. Она также тесно связана с циклом общепрофессиональных дисциплин: анатомией и физиологией человека, невропатологией, психопатологией. Важной является связь психологии лиц с умственной отсталостью с такими дисциплинами предметной подготовки как специальная педагогика, специальные методики обучения детей с интеллектуальными нарушениями. Подготовка специалиста осуществляется на основе анализа литературных источников и знакомства с практикой работы медицинских и образовательных учреждений для детей с умственной отсталостью.
Предметом изучения олигофренопсихологии является познавательная деятельность и личность лиц с умственной отсталостью. Исследования по дисциплине направлены на определение присущих им отклонений в психическом развитии, выявление имеющихся положительных возможностей и условий их реализации.
Цельдисциплины: формирование глубоких методологических и теоретических знаний по психологии с лиц с умственной недостаточностью.
Задачи дисциплины:
▪ формирование у будущих психологов профессионального мировоззрения на природу и сущность умственной отсталости;
▪ обучение студентов умению выявлять и объяснять общие и специфические закономерности функционирования психики у детей с необратимым интеллектуальным дефектом;
▪ привитие навыков научного психологического исследования для познания разнообразных явлений психической жизни детей с умственной недостаточностью;
▪ умение использовать психологические знания в дифференциальной диагностике, а также в целях совершенствования практической работы по реабилитации, обучению воспитанию, социальной адаптации лиц с умственной недостаточностью.
Дисциплина ориентирует на дигностико-аналитическую, консультативную, психопрофилактическую, культурно-просветительную и коррекционно-развивающую, научно-методическую деятельность специального психолога. Ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:
в области диагностико-аналитической деятельности:
▪ дифференциальная диагностика для определения типа нарушений;
▪ формулирование психологического заключения;
в области психопрофилактической деятельности:
▪ проведение психолого-педагогического обследования с целью определения хода психического развития, соответствия возрастным нормам;
▪ проведение психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, психопрофилактическая работа с персоналом;
▪ оказание психологической помощи семьям;
▪ оказание психологической помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального происхождения;
в области коррекционно-развивающей деятельности:
▪ психологическое сопровождение процесса обучения и воспитания детей с нарушениями развития;
▪ использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов психокоррекционной работы;
▪ использование технических средств обучения и диагностики, информационных и компьютерных технологий;
▪ реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию детей;
▪ работа по диагностике и коррекции с учетом отклонений в развитии;
▪ формирование у обучающихся духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений;
▪ применение современных психологических и педагогических технологий;
▪ в области научно-методической деятельности:
▪ систематическое повышение квалификации;
▪ выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;
▪ анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;
▪ разработка и реализация коррекционно-образовательных программ;
в области культурно-просветительной деятельности:
▪ формирование общей и психологической культуры учащихся;
в области социально-педагогической деятельности:
▪ планирование и проведение мероприятий по социально-психологической профилактике в процессе обучения и воспитания;
▪ установление контакта с родителями учащихся, оказание им специальной психологической помощи в семейном воспитании;
▪ проведение профориентационной работы; оказание помощи в социализации учащихся; области консультативной деятельности: консультирование детей и взрослых с отклонениями в развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, Развития, жизненного и профессионального самоопределения.
Основное содержание курса представлено в четырех разделах, отражающих, в известной мере, исторические этапы становления олигофренопсихологии:
1.Общие вопросы психологии лиц с умственной отсталостью. В нем представлены основные понятия, отражающие вопросы психологии умственно отсталого ребенка, изложена история отечественных и зарубежных исследований, показан вклад ученных в разработку теоретических проблем специальной психологии и в организацию экспериментальной работы.
2.Особенности деятельности лиц с умственной отсталостью. Выделено понятие «деятельность» и составляющих ее компонентов. Представлены мотивы деятельности и иерархия их соотношений у лиц с умственной отсталостью. Представлены материалы о своеобразии их внимания и трудовой деятельности.
3.Познавательные процессы лиц с умственной отсталостью. Наиболее значимый раздел. В нем рассматривается специфика развития восприятия, памяти, речи и мышления лиц с недостатками умственного развития. Представлены объединенные результаты исследования психических процессов, оказывающих влияние на обучение и воспитание, а следовательно, на развитие лиц с умственной отсталостью.
4. Личность умственно отсталого ребенка. Рассматриваются особенности личности умственно отсталых и особенности ее проявления.
Конечная дидактическая задача курса заключается в том, чтобы студенты умели использовать психологические знания в дифференциальной диагностике, а также в целях совершенствования практической работы по реабилитации, обучению воспитанию, социальной адаптации лиц с умственной недостаточностью.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА