Предмет и задачи тифлопсихологии

Тифлопсихология изучает закономерности и особенности раз­вития лиц с нарушением зрения, формирование компенсаторных процессов, обеспечивающих возмещение недостатка информации, Дефицит, который связан с нарушением деятельности зрительно­го анализатора, а также влияние этого дефекта на психическое развитие детей с нарушением зрения.

Свое название тифлопсихология получила от греческого tiphlos — слепой и как наука сначала включала в свое содержание лишь

психологию слепых. В настоящее время предметом ее внимания являются не только слепые, но и лица, имеющие глубокие нару­шения зрения, а также дети, имеющие амблиопию и косоглазие. Основными задачами современной тифлопсихологии являются:

1) изучение общих, свойственных также и нормально развива­
ющемуся ребенку специфических закономерностей психического
развития детей с глубокими нарушениями зрения, механизмов,
обеспечивающих компенсацию слепоты и слабовидения;

2) изучение зависимости психического развития от степени,
характера и времени возникновения дефекта зрительной функ­
ции;

3) выявление потенциальных возможностей лиц с нарушени­
ем зрения, их способностей к преодолению отклонений в форми­
рований'психических процессов и личностных отклонений;

4) разработка психологических основ эффективной коррекци-
онно-педагогической помощи детям с недостатками зрительной
функции;

5) разработка социально-психологических основ эффективной
интеграции лиц с нарушениями зрения в общество.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

Становление и развитие тифлопсихологии как науки связано с| организацией обучения слепых в специальных школах.

Первая школа была открыта в Париже В. Гаюи в 1784 г. В 80-х гг. XIX в. уже по всему миру насчитывалось около 150 учебных заве-| дений для слепых.

Первую попытку анализа психологии слепых мы находим в рабо­те основоположника французского материализма Д.Дидро «Пись­мо о слепых в назидание зрячим» (1749).

Первые исследования особенностей психического развития при слепоте относятся к 70-м гг. XIX в. Проводились они самими сле­пыми путем интроспекции (самонаблюдения). Одной из извест­нейших работ того времени является монография М.Сизерана «Сле­пец о слепых». В ней дается описание внутреннего мира слепого на основании самонаблюдений.

Формирование научной психологии связано с трудами Т. Гелле­ра, М.Кунца, К. Бюрклена, П.Виллея, А. А. Крогиуса, М.И.Зем-цовой, Ю.А.Кулагина, А. Г.Литвака, Л.И.Солнцевой и др.

До сих пор в мировой тифлопсихологии существуют две пози­ции относительно того, насколько психология слепого близка раз­витию нормальновидящего или насколько она своеобразна.

Эти две позиции различаются взглядом на роль дефекта в пси­хическом и социальном развитии человека. Одна из них принима-J ет за исходное положение определяющую роль дефекта зрения в

психическом развитии ребенка со зрительной патологией. Эта по­зиция ведет к недооценке возможностей полисенсорных перестроек у детей данной категории и постулированию специфического стан­дарта психического развития, как правило, заниженного по срав­нению с уровнем развития зрячих (С.Хайес, М.Тиллмен, Д.Уилз и др.).

Наличие особенностей в познавательной деятельности сле­пых отмечал А. И. Скребицкий (1903), А. М. Щербина (1916). Пре­увеличение же специфики психического развития слепых приве­ло Ф. Цеха к утверждению о необходимости создания особого «язы­ка слепых», отличного от языка зрячих, а К. Бюрклена (1924) к выводу о том, что в результате изолированной жизни слепых воз­никает особый тип людей. Однако особенности психических про­цессов у детей с нарушениями зрения не являются неизменными. Другая группа ученых (Т. Касфорс, Б. Гомулицкий, К. Максфилд, А.Г.Литвак, М.И.Земцова, Л.И.Солнцева и др.), прослеживая динамику психического развития детей, пришла к убеждению, что заметные различия между общим психическим статусом сле­пых и зрячих в раннем возрасте постепенно сглаживаются вслед­ствие улучшения динамики психического развития детей данной категории. Более того, имеются данные относительно возможного опережающего развития детей со зрительной патологией (М.То-бин, 1972).

Исследования особенностей психического развития слепых и слабовидящих детей в 80-е и 90-е гг. XX в. опираются на работы основоположников отечественной дефектологии Л. С. Выготско­го, А.Р.Лурия, М.И.Земцовой, А.Г.Литвака, А.И.Зотова и на­правлены на дальнейшую разработку теории и практики компен­сации и коррекции зрительного дефекта в процессе коррекцион-ного обучения и воспитания.

ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ.

Наши рекомендации