Причины возникновения конфликтов
Анализ многочисленных конкретных конфликтов в различных областях трудовой, общественной и личной жизни позволил ученым выделить и описать наиболее распространенные причины возникновения конфликтных ситуаций.
Прежде всего выделяют причины, которые вызваны объективными обстоятельствами: К ним относят:
- естественное столкновение интересов людей в процессе их жизнедеятельности;
- слабая разработанность и использование в России нормативных процедур разрешения социальных противоречий;
- недостаток и несправедливое распределение значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ;
- сам образ жизни россиян, связанный с материальной неустроенностью и радикальными масштабными быстрыми переменами и др.
Существует классификация причин конфликтов:
- организационно-управленческие;
- социально-психологические;
- личностные причины конфликтов, носящие объективно-субъективный характер.
Организационно-управленческие причины конфликтов связаны с созданием и функционированием организаций, коллективов, групп.
- Структурно-организационные причины. Несоответствие структуры организации решаемым задачам (ошибки допущены при проектировании структуры организации; задачи и деятельность организации непрерывно изменяются).
- Функционально-организационные причины. Не отлажены функциональные связи организации с внешней средой, между структурными элементами организации, между отдельными работниками.
- Личностно-функциональные причины. Неполное соответствие работника по профессиональным, нравственным и другим качествам требованиям занимаемой должности.
- Ситуативно-управленческие причины. Ошибки, допускаемые руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач.
Организационно-управленческие факторы, по данным исследования производственных конфликтов, являются причины 67% конфликтов в трудовых коллективах.
Социально-психологические причины конфликтов обусловлены непосредственным взаимодействием людей, включением их в социальные группы.
- Потери и искажение информации в процессе межличностной и групповой коммуникации. Значительная часть информации содержится на уровне бессознательного и словами вообще не выражается; часть информации теряется из-за ограниченности словарного запаса конкретного человека; часть информации утаивает говорящим и тп.
- Несбалансированное ролевое взаимодействие людей. Например, партнер А считает себя старшим, а партнер Б – младшим; и наоборот, партнер Б в свою очередь старшим себя, а партнер А – младшим.
- Разный подход к оценке одних и тех же сложных событий. Партнеры по взаимодействию нередко подходят к проблеме с разных сторон. Люди болезненно относятся к точкам зрения, которые отличаются от их собственной.
- Выбор разных способов оценки результатов деятельности. Оценивая деятельность других, люди чаще ориентируются на идеал, норму, на тех, кто выполнил аналогичную работу отлично; свои же результаты работник обычно оценивает по сделанному, сравнивая их с началом деятельности, с теми, кто выполнил подобную работу хуже.
- Внутригрупповой фаворитизм. Предпочтение членов своей группы представителям других социальных групп.
- Конкурентный характер взаимодействия с другими людьми.
- Ограниченная способность к децентрации, т.е. к изменению собственной позиции в результате сопоставления ее с позициями других людей.
- Желание получить от окружающих больше, чем отдавать им.
- Стремление к власти.
Личностные причины конфликта. Вызваны индивидуально-психологическими особенностями участников взаимодействия.
- Субъективная оценка поведения партнера как недопустимого. В процессе взаимодействия у человека существует определенный диапазон вариантов ожидаемого поведения со стороны партнера – желательное, допустимое, нежелательное, недопустимое; если поведение партнера оценивается как недопустимое, возникает конфликт. В конкретной ситуации человек должен понимать или чувствовать, какое поведение с его стороны партнер может посчитать недопустимым и учитывать это в начале взаимодействия.
- Низкая конфликтоустойчивость. Человек не обладает достаточной психологической устойчивостью к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия.
- Плохо развитая способность к эмпатии, т.е. пониманию эмоционального состояния другого человека, сопереживанию и сочувствованию.
- Неадекватный уровень притязаний. Завышенная самооценка обычно вызывает негативную реакцию со стороны окружающих; следствием заниженной самооценки являются повышенная тревожность, неуверенность в своих силах, стремление избежать ответственности и т.д.
- Некоторые психологические особенности характера личности. Агрессивность; некоммуникабельность; демонстративность, т.е. стремление быть в центре внимания; раздражительность; пренебрежение интересами окружающих и др.
Структура конфликта
Конфликт представляет собой сложную взаимосвязанную систему и динамически развивающийся процесс. В каждом конфликте выделяются такие составляющие, как предмет конфликта, его участники, условия протекания, мотивы сторон, их цели и позиции.
Предмет конфликта – это противоречие, ради разрешения которого стороны вступили в противоборство; проблема, которая служит основой конфликта.
Участниками конфликта называются все лица (частные, официальные, юридические), имеющие отношение к конфликту, его развитию и разрешению. Среди них выделяются основные участники, т.е. главные противоборствующие лица, стороны, которые активно выступают друг против друга. Чаще всего их называют оппонентами (от латинского – возражающий).
Важную роль в конфликте играют так называемые группы поддержки, субъекты, которые стоят за оппонентами. Это могут быть руководители или подчиненные оппонентов, коллеги по работе, друзья, лица, связанные с ними какими-либо обязательствами и т.п. Наличие таких групп в значительной степени определяет широту конфликта и его исход.
К другим участникам относят лиц, оказывающих эпизодическое влияние на ход конфликта.
Условия протекания конфликта – это микро- и макросреда, в которой развивается конфликт, социальное окружение его участников, существенно влияющее на понимание содержательной стороны конфликта, его целей и мотивов.
Мотивы сторон – побудительные причины, поводы к выступлению в конфликт. Нередко мотивы, которые декларируются участниками, не совпадают с действительными, не всегда осознаваемыми, а порой и скрываемыми. Поэтому различают мотивы явные и скрытые.
Цели сторон – то, чего добиваются конфликтующие субъекты, предмет стремления оппонентов. Различают стратегические и тактические цели.
Позиции участников конфликта – это отношение оппонентов к конфликтной ситуации, проявляющееся в поведении и поступках.
Динамика конфликта
Конфликты, несмотря на их разнообразие и специфические особенности, обычно развиваются по определенной схеме, имеют общие этапы протекания.
Исследователи выделяют три основных периода развертывания конфликта: предконфликтынй, открытый и послеконфликтный.
Предконфликтный период включает этапы:
- возникновение проблемной ситуации;
- осознание ее субъектами взаимодействия;
- попытки сторон разрешить эту ситуацию неконфликтными способами (убеждением, разъяснением, просьбами, информированием противостоящей стороны и т.д.);
- возникновение предконфликтной ситуации.
Открытй период представляет собой собственной конфликт, конфликтное взаимодействие. Он начинается с инцидента, первого столкновения сторон. Если у одного из оппонентов достаточно сил, чтобы решить вопрос в свою пользу, то конфликт может закончится, инцидент считается исчерпанным. Однако чаще всего первый инцидент сменяется вторым, третьим и т.д., происходит разрастание конфликта. Последовательность развития конфликта такова:
- идет постепенное усиление участников конфликта за счет введения все более активных сил, накопления опыта борьбы;
- увеличивается количество проблемных ситуаций;
- повышается конфликтная активность участников, характер конфликта ужесточается, в конфликт вовлекаются новые силы;
- нарастает эмоциональная напряженность конфликтного взаимодействия, которая оказывает как мобилизирующее, так и дезорганизующее влияние на поведение участников конфликта;
- оппоненты переходят от аргументов к претензиям и личным выпадам;
- адекватное восприятие оппонента вытесняется доминирующим образом врага (все, что исходит от оппонента-врага, плохо; враг несет ответственность за все происходящее; он преследует нечестные цели, его главная задача нанести вред и т.п.);
- затрагиваются более важные интересы другой стороны, происходит их поляризация;
- применяются насильственные и агрессивные действия;
- первоначальный предмет разногласий перестает играть какую-либо роль, конфликт становится независимым от вызвавших его причин;
- расширяются временные и пространственные границы конфликта и т.д.
Постепенно разрастание конфликта заканчивается ослаблением борьбы, снижением ее интенсивности. Изменяется отношение к проблемной ситуации и к конфликту в целом. Стороны начинают осознавать, что используемые методы не дают результата. Этот этап конфликта называется сбалансированным противодействием.
Последний этап открытого периода конфликта – завершение, т.е. прекращение конфликта. Наиболее распространенными формами завершения конфликта считаются следующие:
- разрешение,
- урегулирование,
- устранение
- или перерастание в другой конфликт.
Послеконфликтный период состоит в частичной или полной нормализации отношений оппонентов, преодолении негативных оценок, установлении доверия, налаживания продуктивного сотрудничества.