Установки личности, их природа и функции

Совокупность установок - неотъемлемая составляющая внутренней сути личности. Установки диктуют человеку ориен­тиры в окружающем его мире, способствуют направленности процесса познания мира для улучшения адаптации к его усло­виям, оптимальной организации поведения и действий в нем. Они обеспечивают связь между познанием и эмоциями, между познанием и поведением, «объясняют» человеку, чего ожидать, а ожидания - важный ориентир в получении информации. Установки помогают предсказать поведение человека на рабочем месте, а работнику помогают адаптироваться к производственному окружению. Таким образом, они играют важную роль при создании организационной модели поведения.

Установка - это постоянная готовность личности чувство­вать и вести себя определенным образом по отношению к чему-либо или к кому-либо.

Компоненты установки:

• аффективный компонент(чувства, эмоции: любовь и нена­висть, симпатия и антипатия) формирует отношение к объек­ту - предубеждение (отрицательные чувства), привлекатель­ность (положительные чувства) и нейтральные эмоции. Это стержневой компонент установки;

• когнитивный(информационный, стереотипный) компонент (восприятие, знание, убеждение, мнение об объекте) форми­рует определенный стереотип, модель. Его могут отразить, например, факторы силы, активности;

• конативный(действенный, поведенческий, требующий приложения волевых усилий) компонент определяет способ вклю­чения поведения в процесс деятельности. К этому компонен­ту относят мотивы и цели поведения, склонность к опреде­ленным поступкам. Это непосредственно наблюдаемый компонент, который может не совпасть с вербально (словесно) выраженной готовностью вести себя определенным образом по отно­шению к конкретному объекту, субъекту или событию.

Свойства установок:

• приобретённость.Большинство установок личности не яв­ляются врожденными. Они формируются (семьей, сверстни­ками, обществом, работой, культурой, языком, нравами, СМИ) и приобретаются личностью на основе собственного опыта (семейного, служебного и т.д.);

• относительная устойчивость.Установки существуют до тех пор, пока не будет сделано что-либо для их изменения;

• вариативность.Установки могут варьировать от очень благоприятных до неблагоприятных;

• направленность.Установки направлены на конкретный объект, к которому человек может испытывать некоторые чув­ства, эмоции или иметь определенные убеждения.

Поведенческий компонент - это намерение вести себя определенным образом в ответ на чувство, результат установ­ки, склонность к характерным действиям (рис. 8.4).

установки личности, их природа и функции - student2.ru

Рис. 8.4. Связь между составляющими установки

Установка, которая находится между предшествующими ожиданиями, ценностями и намерением вести себя определен­ным образом, является переменной.Последовательной связи между установками и поведением может не быть. Установка приводит к намерению повести себя каким-либо образом. Это намерение может быть исполнено или не исполнено при данных обстоятельствах.

Одна из обязанностей менеджера - распознать отношение, а также предшествующие условия (ожидания и ценности) и спрогнозировать возможный результат.

Каковы последствия того, что люди имеют установки? На этот вопрос отвечают функциональные теории установки, сфор­мулированные В. Кацем, В. Мак-Гуайром, М. Смитом, Дж. Брунером.

Они сформулировали 4 функции установок личности.

1. Защитная функциячерез защитные механизмы рацио­нализации или проекции позволяет субъекту:

а) справиться со своим внутренним конфликтом и защитить свой Я-образ, свою Я-концепцию;

б) противостоять негативной информации о себе или значимых для него объектах (например, группе меньшинств);

в) поддерживать высокую (низкую) самооценку;

г) защищаться от критики (или использовать ее против критика).

Эти установки происходят из внутренних потребностей личности, и объект, на который они направлены, может быть случайным. Такие установки недоступны изменениям посредством стандартных подходов, таких как обеспечение личности дополнительной информа­цией об объекте, на который направлена установка.

2. Ценностно-экспрессивная функция или функция самореализациивключает эмоциональное удовлетворение и самоутверждение и связана с наиболее комфортной для индивида идентичностью, являясь также и средством субъективной само­реализации. Эта функция позволяет человеку определить:

а) свои ценностные ориентиры;

б) к какому типу личности он относится;

в) что он собой представляет;

г) к чему испытывает приязнь и к чему неприязнь;

д) свое отношение к другим людям;

е) отноше­ние к социальным явлениям.

Этот вид выражения установки направлен главным образом на утверждение справедливости самопонимания и меньше ори­ентирован на чужие мнения. Личность принимает установки для того, чтобы поддерживать или оправдывать свое поведение. Исследователи когнитивного диссонанса считают, что человек сам формирует установки, чтобы оправдать свое поведение.

3. Инструментальная, адаптивная или утилитарная фун­кцияпомогает человеку:

а) достигать желаемых целей (напри­мер, награды) и избегать нежелательных результатов (например, наказания);

б) на основе предшествующего опыта выработать представление о соотношении этих целей и способах их дости­жения;

в) приспособиться к окружению, что является основани­ем для его поведения на работе в будущем.

Люди выражают положительные установки по отношению к тем объектам, которые удовлетворяют их желаниям, а негатив­ные установки - к тем объектам, которые ассоциируются с фрустрацией (неудачей) или негативным подкреплением.

4. Функция систематизации и организации знания (по­знания) или экономиипомогает человеку обрести те нормы и точки отсчета, в соответствии с которыми он упрощает (схема­тизирует), организует, пытается понять и структурировать свои субъективные преставления об окружающем хаотическом мире, т.е. конструирует собственную картину (образ, свое видение) окружающего.

Управление распределением информации - основная функция почти всех установок человека, она состоит в форми­ровании упрощенного взгляда и ясного практического руководстваотносительно поведения по отношению к тем или иным объектам.

Установка является адаптивным упрощением, которое под­черкивает аспекты социального объекта, важные для формиро­вания поведения человека. Установка создает психологическую основу приспособления человека к окружающей среде и преоб­разования её в зависимости от конкретных нужд.

На изменение установокличности влияют три группы об­щих факторов:

1) вера в сообщающего(зависит от его пре­стижа и расположенности, уважения, доверия к нему);

2) вера в само сообщение(его убедительность и приверженность публично выраженной позиции личности);

3) ситуация(отвлечение и приятное окружение).

Наиболее эффективные способы изменения установок личности:

• предоставление новой информации.В отдельных случаях информация о других аспектах или целях деятельности из­менит убеждения человека, а в итоге и его установки;

• воздействие страхом.Страх может заставить людей изме­нить свои установки. Однако для окончательного результата большое значение имеет средний уровень испытываемого страха;

• устранение несоответствия между установкой и поведе­нием.Человек старается активно устранить диссонанс по­средством изменения установок или поведения;

• влияние друзей и коллег.Если человек лично заинтересо­ван в чем-либо конкретном, он будет стараться не допустить крайние расхождения между собственным поведением и поведением других людей. Если же человек подвержен влия­нию со стороны друзей, коллег, то он легко поменяет свои установки;

• привлечение к сотрудничеству.Люди, не удовлетворенные существующим положением вещей, привлекаются к активной работе по изменению ситуации;

• соответствующая компенсация,возмещающая и заглуша­ющая состояние дискомфорта, вызываемого когнитивным диссонансом.

Изменение установок сотрудников - весьма сложная зада­ча, однако потенциальные выгоды превосходят затраты.

Наши рекомендации