Этический кодекс практического психолога образования
Это свод правил поведения и моральных норм, на базе которых строится деятельность и взаимоотношения людей в определённой сфере жизни.
Этический кодекс:
1) Работа психолога строится на основе принципа независимости и автономности. Его решение не может быть отменено администрацией ОУ.
2) Психолог имеет определённые права и несёт персональную ответственность за их использование.
3) Психолог выступает одним из основных защитников прав ребёнка перед всеми людьми и обществом.
4) Психолог должен быть осторожен в выборе диагностических и коррекционных методик, а также в своих выводах и рекомендациях.
5) Психолог не имеет право принимать участие в том, чтобы ущемлять развитие ребёнка, его свободу, физическую и психологическую неприкосновенность.
6) Психолог несёт персональную ответственность за хранение в тайне информации о детях, которых он обследует.
7) Психолог не должен давать таких обещаний клиентам, которые он не может выполнить.
8) При приёме на работу в ОУ психолог должен оговорить, что в пределах своей профессиональной компетенции он будет действовать независимо и знакомить администрацию (и других заинтересованных лиц)с содержанием своей деятельности в рамках 6 пункта.
Организация психологического кабинета.
Кабинет психолога – это рабочее место специалиста, выполняющего сложную и разностороннюю деятельность, отвечающее определённым целям и задачам. Помещение должно быть организовано и оснащено таким образом, чтобы обеспечить ему эффективное исполнение профессиональной деятельности.
Кабинет должен быть расположен в доступном, удобном месте, так чтобы его можно было легко обнаружить. Целесообразно отвести под кабинет помещение на первом этаже здания. Такое расположение даёт возможность оперативно обращаться к психологу, а также позволяет посетителям избежать лишних контактов и при необходимости соблюсти конфиденциальность встреч. Территориально изолирован. Он не может быть проходным или смежным помещением (например, быть объединённым с учительской комнатой). Важна и звуковая изоляция.
Рабочие зоны кабинета:
● зона ожидания приёма,
● зона диагностической работы (проведение обследования),
● зона коррекционно-развивающей работы (доска, ковёр, мягкие игрушки, столы-парты и т.д.),
● зона консультативной работы (удобные кресла, цветовая гамма обстановки, выдержанная в мягких, постельных тонах),
● зона релаксации и снятия эмоционального напряжения,
● личная зона психолога (хранить материал, документации, пособий и т.д.).
Общим правилом оформления кабинета, используемого для психологической
работы, является создание спокойной, ненавязчивой, не подавляющей, не отвлекающей обстановки. Удобная и функциональная мебель, разумно подобранная и расставленная, является неотъемлемой частью интерьера психологического кабинета. Обязательная меблировка: рабочий стол психолога, шкафы, сейф, рабочее место для детей, кресла, журнальный стол, стулья.
Рабочее место современного специалиста немыслимо без соответствующего технического оснащения, позволяющего экономить и максимально эффективно использовать рабочее время. Технические средства необходимы психологу для проведения занятий с детьми, обработки и систематизации результатов обследований, создания банка психологических данных, тщательной подготовки к проведению диагностической и коррекционно-развивающей работы и т.д. Исходя из этого, психологу необходимо иметь в кабинете:
1. копировальную технику,
2. систему видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов,
3. систему звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей,
4. компьютер.