Глава 13. Дети и языки любви
Применима ли концепция языков любви к детям? Я часто слышу этот вопрос от слушателей своих семинаров по проблемам семьи. И мой неквалифицированный ответ на это - да. Когда дети еще маленькие, вы не знаете их основного языка любви. Поэтому, пробуйте все пять, и вы однозначно попадёте в цель. Но если вы будете наблюдать за их поведением, то довольно скоро вы узнаете, каков их основной язык любви.
Бобби шесть лет. Когда его отец приходит с работы домой, бобби прыгает к нему на колени и начинает ерошить ему волосы. Что говорит Бобби своему отцу? "Я хочу, чтобы ко мне прикасались". Он прикасается к своему отцу потому, что он хочет, чтобы прикасались к нему. Скорее всего, основным языком любви Бобби является язык "физического прикосновения".
Патрик живёт по соседству с Бобби. Ему - пять с половиной. Они часто играют вместе. Однако, отец Патрика, возвращаясь домой, видит совершенно иную картину. Патрик возбуждённо кричит ему: "Папа, папа, иди сюда - я хочу тебе кое-что показать".
Отец говорит ему; "Подожди немного, Патрик. Я хочу почитать газету".
Патрик оставляет его в покое, но уже через пятнадцать секунд он снова, рядом с отцом: "Папа, пошли в мою комнату. Я прямо сейчас хочу показать тебе это, папа. Я хочу, чтобы ты сейчас посмотрел".
Его отец отвечает: "Сейчас, сынок. Вот только дочитаю…".
Мама зовёт Патрика, и он исчезает. Мама говорит ему, что папа устал, и чтобы он дал ему несколько минут почитать газету. Патрик говорит "Но мама, я хочу показать ему то, что я сделал".
"Я знаю, говорит мама, - но пусть папа почитает несколько минут".
Через шестьдесят секунд Патрик снова рядом с отцом. В этот раз он не говорит ни слова, а со смехом прыгает прямо отцу на газету. Отец говорит:
"Патрик, что ты творишь?"
"Я хочу, чтобы ты пошел в мою комнату, - говорит Патрик. Я хочу показать тебе, что я сделал".
Что требует Патрик? "Качественное время", Он хочет безраздельного внимания своего отца, и он не становится до тех пор, пока не получит его, даже если для этого придется закатить сцену.
Если ваш ребёнок часто дарит вам подарки, заворачивая их и вручая их вам с особенным блеском в глазах, то, наверное, основной язык вашего ребёнка - "язык получения подарков". Он даёт вам, потому что желает получить. Если вы видите, что ваш сын или ваша дочь всегда пытается помочь своему младшему брату или сестре, это, возможно, означает, что его основной язык любви — это "акты служения". Если он или она часто говорят вам, как хорошо вы выглядите и какой вы хороший отец или хорошая мать, и как хорошо вы справляетесь со своей работой, то это указатель того, что его или ее основным языком любви являются "слова поддержки" у ребенка это все происходит на подсознательном уровне. То есть, ребенок не думает, что "если я подарю подарок, то родители тоже подарят мне подарок, если я прикоснусь, то ко мне тоже прикоснутся"; мотивацией его поведения являются его собственные эмоциональные желания. Возможно, на основании своего опыта он уже знает, что когда он делает или говорит определенные вещи, то обычно получает соответствующую определенную реакцию со стороны родителей. Таким образом, он говорит или делает то, что в итоге приведет к удовлетворению его эмоциональных потребностей. Если все идет хорошо, и эмоциональные потребности детей удовлетворяются, то из них вырастают ответственные взрослые. Но если эмоциональные потребности не удовлетворяются, то они могут нарушать общепринятые нормы, выражая злость в сторону родителей, которые не удовлетворили их потребности, и разыскивая любовь в неподходящих местах.
Доктор Росс Кэмпбелл, психиатр, впервые рассказавший мне о сосуде эмоциональной любви, говорит, что за многие годы, в течение которых он занимается лечением подростков с отклонениями сексуального поведения, ему никогда не приходилось заниматься подростками, чьи эмоциональные потребности удовлетворялись их родителями. По его мнению, все сексуальные отклонения у подростков произрастают из пустого сосуда эмоциональной любви.
Почему по мере взросления ребёнка наши "слова поддержки" превращаются в слова осуждения?
Вы не наблюдали все это вокруг себя? Подросток убежал из дома. Его родители заламывают руки, вопрошая: "Какой мог так поступить с нами после всего, что мы для него сделали?" А подросток сидит в полицейском участке в шестидесяти милях от дома и говорит: "Мои родители меня не любят Они меня никогда не любили. Они любят моего брата, а не меня". Действительно ли родители этого подростка любят его? В большинстве случаев - да. Тогда в чем же проблема? Скорее всего, его родители никогда не учились тому, чтобы выражать любовь своему ребёнку на понятном для него языке.
Возможно, для того, чтобы выразить свою любовь, они покупали ему бейсбольные перчатки и велосипеды, а ребенок взывал: "Кто-нибудь поиграет со мной? Кто-нибудь поедет со мной кататься?" Разница между покупкой бейсбольной перчатки и игрой в бейсбол с ребенком может оказаться разницей между пустым сосудом любви и полным. Родители могут всей душой любить своих детей (у большинства это так и есть), но этого далеко не достаточно. Мы должны научиться говорить на основном языке любви наших детей, если хотим удовлетворить их эмоциональные потребности в любви.
Давайте рассмотрим пять языков любви в контексте любви к детям.